МКОУ «Богородская средняя общеобразовательная школа»
Обобщающий урок
по литературному чтению
по теме «Люби живое»
Урок-конференция
«Земля - наш дом родной»
3 класс
Конспект составила:
учитель нач. классов
Макарова Н.А.
20.02.2019 г.
Тема: «Земля - наш дом родной».
Тип: урок – конференция.
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Люби живое».
Задачи:
Образовательная: углубить знания обучающихся о лесных животных, вспомнив содержания прочитанных произведений, выделить обеспечение глубокого понимания смысла произведения.
Развивающая: развивать коммуникативные возможности учащихся; умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения; навыки литературно- художественного анализа; совершенствовать технику чтения.
Воспитательная: воспитывать на основе содержания произведений любовь к русской природе, животным.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, мировой истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
Метапредметные: высказывать свою точку зрения;понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;познавать окружающий мир, через произведения.
Формировать УУД:
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании произведения, формировать уважительное отношение к иному мнению.
Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о совместной деятельности.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Источники: учебник; дополнительная литература, рабочая программа УМК «Школа России»
Оборудование:
Название отделов (карточки).
Бейджики для корреспондентов.
Карточки с характеристикой зайца.
Карточки с пословицами.
Карточки с текстом.
Книги: В.Бианки «Лесная газета», М. Пришвин «Про птиц и зверей», В.Бианки «Хвосты», Г. Скребицкий «Сказки следопыта», Ю. Яковлев «Серая шкурка», Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке».
Журналы: «Юный натуралист», «Свирель», «Свирелька», «Тошка».
Презентация «Земля – наш дом родной»
Ход урока
Организационный этап.
-Прозвенел звонок весёлый,
Знать настал познаний срок.
А к работе вы готовы? (да)
Ну, тогда начнём урок!
- Ребята, повернитесь друг к другу и произнесите слова “Я – молодец!”, а теперь своему соседу скажите “И ты – молодец!”.
Актуализация знаний.
Звучит мелодия.
Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
- Прослушайте стихотворение, подумайте сколько значений у слова храм? Что такое храм?
Ученица читает стихотворение:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
-Так сколько значений у слова храм в стихотворении?
(храм-церковь, храм науки – школа, храм прироры)
Храм - это особое здание, посвященное Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения.
- Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.
- Что такое конференция?
- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.
3. Постановка цели и задач урока-конференции. Мотивация учебной деятельности.
Открытие конференции.
- Мы собрались с вами на конференцию.
-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока-конференции? Правильно,этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое», посвящен храму природы. Ведь мы прочитали много произведений о природе, о животных. Узнали много нового и интересного.
- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?(Жители планеты Земля:люди, животные, растения).
- Попробуем сформулировать цель нашей конференции.
Возможные ответы детей:
1. Повторить пройденный материал по разделу «Люби живое».
2.Учиться любить всё живое, бережно относиться к природе.
3. Выявить общую идею этих произведений.
- Учитель:цельнашей конференции: продолжить знакомство с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими».
- Кого называют «братьями нашими меньшими»?
- Какого отношения они заслуживают?
-А кто нам поможет добиться нашей цели?
- А помогут нам это сделать авторы литературных произведений, которые мы прочитали по теме «Люби живое».
-Правильно и ,конечно, ваша активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.
- Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета»: «Вести из леса», «Вести с реки», «Почта», «Городские и сельские новости». В каждом отделе работают корреспонденты.
- А кто такие корреспонденты?
- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Выступления участников конференции.
I.Отдел «Вести из леса»
- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» ... (ученик). Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».
( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки)
«Стая птиц под снегом»
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши.И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
- А каким увидел зайца корреспондент?
- Кто хочет дополнить о зайце?
Дополнение. (ученик)
Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.
- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?
- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек».
- Почему автор так назвал своё произведение?
- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколова- Микитова.
Работа в группах.
- Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Вы должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.
Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.
Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
Решительный – решился научиться плавать
Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.
Группа отвечает:
Мы считаем….
- Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?
- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.
- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
«О глухарях» (ученик)
В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали его глухарем.
- Почему, ребята, глухаря так прозвали?
II. Отдел «Вести с реки».
-Слово предоставляется….корреспонденту отдела «Вести с реки»
А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.
- Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?
У бобров хатка в 2 этажа
Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
Едят мягкие ивовые прутья
Любят чистоту и порядок.
Дополнение (ученик)
У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра – завезена и выпущена в угодьях России в 1927 году. Родина её – Северная Америка. Ондатра ведёт полуводный образ жизни, живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов, где имеется водная растительность. Вход в нору её скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.
Работа в группах.
Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям
« Первыми заметили пика большие……………………. …………….
Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.
(Ответ: белые чайки, щука, чайки)
Проверка: зачитывает один из группы.
- Откуда этот отрывок?
- «Мышонок Пик» В.Бианки.
- Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:
Чуть не убил мальчик.
Чуть не склевали чайки.
Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.
- Чему научился мышонок во время своего путешествия?
Научился находить себе пищу, лазить отлично.
-Нас чему -нибудь научила эта сказка?
Никогда не сдаваться. Всегда можно найти выход.
III. Отдел «Почта»
- Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами.
Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится.
Жалоба 1
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.»
(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.)
- Как к ней относятся люди?
- Пренебрежительно, хотят убить их.
- Можно ли это делать, почему?
- Нельзя, потому что они приносят пользу.
Жалоба 2
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать. Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
- Кто скажет, от кого это жалоба?
(Это летучие мыши. Они охотятся только ночью, но польза от них огромная. Уничтожают вредных насекомых.)
-Видимо, не только мышей преследуют опасности. А кого еще преследуют опасности? (жаб, летучих мышей, птиц)
- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?
Мы читали рассказВ.П.Астафьева «Капалуха», так охотники звали глухарку. Автор чуть не наступил на гнездо, в котором было 4 рябоватых светло-коричневых яйца. Мальчик хотел взять яйцо. Капалуха металась в стороне, сердечко сильно билось. Как только все ушли от гнезда, глухарказаползла в гнездо, распустила крылья и замерла. Очень переживала за будущих деток. Хорошая мама.(ученик)
Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло- коричневых яйца.
- Как она проявляла свой материнский инстинкт?
- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом.
- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»)
- Давайте вспомним, о чем рассказ«Еще про Мальку»?
- Как Малька проявляла свой материнский инстинкт?
- Какие заботливые мамаши. А я знаю, что одну птицу люди считают плохой матерью. Вы знаете, какая это птица?
- Кукушка.
Докладчик:
- А я хотела бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
- Изменилось ваше мнение о кукушке как о плохой матери? Почему?
(Мы очень мало знаем о наших братьях меньших. А они все такие разные, как и мы - люди)
- Какой же вы можете сделать вывод?
( Прежде чем судить о поступке, надо разобраться в ситуации, узнать о животном и его жизни).
Работа в парах
- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи ипесни.Какие пословицы о материнской любви вы знаете? Сейчас вам предстоит собрать пословицы, в которых слова рассыпались. Работать будете в парах.
- Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. – При солнышке светло, при матери добро.
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
IV. Отдел «Городские и сельские новости»
- Слово предоставляется … корреспонденту отдела «Городские и сельские новости».
- Я хочу прочитать вам письмо мальчика.(ученик)
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
- Что хотел рассказать автор данного письма?
- Где живет мальчик? Где он встретился с жуком?
(Он отправился из своего дома в дом, где живут наши братья меньшие. Пришел в гости. Мальчик рассказал о радости, которую испытал от своей встречи с жуком).
- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа В. Дурова«Наша Жучка».)
- Слово предоставляется … и … корреспондентам отдела «Городские и сельские новости».
Мальчик:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
- Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?
- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
- А кто знает почему светится светлячок?
Сообщение…(ученик)
Распространены они практически по всему свету, и всего их насчитывается около 2000 видов.
Орган свечения у светлячков располагается на конце брюшка. Светятся они благодаря наличию кислорода в брюшке. Их свечение является средством защиты от врагов.
- При каких обстоятельствах произошла встреча мальчика и светлячка?
- Мальчик обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка.
- Как чувствовал себя мальчик, когда увидел светлячка? (Был этому рад).
- Значит, животных можно назвать нашими друзьями.
- Что бы вы посоветовали сделать Дениске?
5. Подведение итогов конференции.
- Наша конференция подходит к концу. Вот мы с вами и составили свою «Лесную газету». Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили?(глухарь, заяц, ондатра, белая куропатка, речной бобер, кукушка, жаба, летучая мышь).
- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?
Что объединяет все произведения этого раздела?
Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!
-В нашем разделе «Люби живое» много произведений о природе, но существует еще множество произведений известных писателей о том же. Обратите внимание на нашу выставку книг, журналов, выставку рисунков с домашними питомцами и выставку книжек-малышек.
- Земля - наш дом, и мы должны любить её, заботиться о ней и защищать её.
И вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших - животных. Все мы - одна большая семья. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
(На слайде читает учитель)
Учитель: Уважаемые корреспонденты, нам необходимо принять решение нашей конференции.
Решение:
Никогда не наноси вред природе.
Не убивай зверей и птиц.
Не трогай домиков животных и их детенышей.
Не трогай птичьи гнезда.
Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).
Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
- Какие цели мы должны были решить на этом уроке?
6. Рефлексия.
- Поучаствовав в конференции, скажите, ребята, а какой вклад вы можете внести, чтобы сохранить природу?
Мы можем:
Что? Зачем? Как?
Развешивать кормушки и домики для птиц.
Оберегать и подкармливать животных и птиц.
На территории школы проводить субботники и убирать весь мусор.
Разводить клумбы и высаживать новые деревья.
Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе.
Помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя.
Быть добрыми друг к другу и не причинять зла ни природе, ни людям.
Ученица:
Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!