Актуализация знаний. - Наступило время, ребята, поведать вам печальную историю. Жила – была старая керосиновая лампа (учитель демонстрирует керосиновую лампу) - Раньше она передавалась по наследству из рук в руки. - Все были рады ей. В вечернее время она освещала комнаты и всем становилось тепло, уютно и радостно. Но что произошло? Про нее стали забывать, а вспоминают лишь тогда когда вдруг становится снова темно. - Как вы думаете, ребята, почему забыли про керосиновую лампу? (ответы детей) - Этот вопрос я задала вам не случайно. О чем, по-вашему, мы будем говорить сегодня на уроке? Отгадайте загадку: *** По тропинкам я бегу Без тропинок не могу Где меня, ребята, нет- Не зажжется в доме свет. *** Тружусь я без устали, милые детки, Кручу вентилятор и грею утюг, И вилкой меня достают из розетки, Хоть я не селёдка, не перчик, не лук. *** К дальним селам, городам, Кто идет по проводам? Светлое Величество! Это .. (электричество) - Правильно, тема нашего урока звучит так: «Электричество» -Если потереть карандаш о кусок шерстяной ткани, затем поднести к мелким бумажкам, положенным на стол, увидим …. Что это за явление? (действие электричества) Сообщение темы. Слово «Электричество» - греческое слово и означает янтарь. Еще в древности греческий математик Фалес имел представление об электричестве. Потерев янтарную палочку о шерсть, он как бы заряжал ее статическим электричеством. Поднесенная к голове, эта палочка притягивала волосы. Подобное электричество мы получили сами. Но это электричество называется статическим, потому что оно только накапливается в различных предметах. Его нельзя передавать на расстояние и использовать в осветительных приборах. Позже ученые установили, что электричество – поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Но, когда электронов очень много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение . Вот почему электрический ток может перемещаться по проводам на большое расстояние . - Кто знает, а откуда же берется электричество в наших домах? Давайте запишем ваши предположения на доске, а в конце урока выясним, кто был прав, а кто ошибался. (ответы детей) - А с чего все начиналось? - С первых людей, появившихся на земле. Они называются первобытными; от слов «первый» и «быт». - Что вы знаете о первобытных людях? ( Первобытные люди жили в пещерах, и свет для них был теплом, пищей, уютом.) - Кто знает как первобытные люди добывали огонь? - Первобытные люди добывали огонь при помощи трения камней кремния(демонстрация камней кремния). Таким образом они высекали искру, она попадала на заранее приготовленные сухие ветки, солому, кору. Люди очень ценили и берегли огонь, никогда не оставляли свой очаг без присмотра. - Сменялось время, шли года за годами, века за веками. Люди научились поддерживать тепло и свет в каминах, пользовались факелами, специальными лампадами, наполненными маслом. Еще позже люди стали изготавливать восковые свечи. Даже знаменитые люди, великие ученые и писатели свои работы создавали при свечах. - Кто знает, а откуда в наши дни берется свет в наших квартирах и домах по вечерам? - Еще позже люди создали электростанции, которые вырабатывают электроэнергию в огромные трансформаторы, которые распределяют электроэнергию по проводам в наши дома. На экране вы видите гидро- (вода) электростанцию Работает она благодаря силе реки, которая преодолевая препятствия (плотину), попадает на турбину, тем самым вращая ее. При этом вращении и вырабатывается ток, который распределяется по проводам в наши дома. - Кроме гидроэлектростанции есть и другие электростанции. Какие вы знаете? - Люди научились использовать силу ветра (ветровые эл. станции), использовать атомную энергию (атомные эл. станции), энергию тепла (тепловые эл. станции). А какая в нашей местности работает электростанция, посылающая электричество в наши с вами дома? - Какую роль в нашей жизни играет электричество? - Много пользы приносит в наш дом электричество, ведь все чаще мы пользуемся электроприборами. А какие электроприборы вы знаете? (презентация об электроприборах + отгадывание загадок) Работа по учебнику и тетради. Организуя работу по выполнению данного задания, предложите ученикам сравнить рисунки, найти сходства и различия. В парах они смогут составить рассказ или диалог по второму рисунку. Далее попросите детей представить, что вечером дома отключили электроэнергию. Спросите, что можно будет делать, а что не получится выполнить при отсутствии электроэнергии. Дайте время на размышление и обсуждение в парах. Организуйте оформление записи вариантов ответов на доске. Первоклассники смогут понять, что раньше люди читали и писали при свечах, свете очага. Все это негативно отражалось на их зрении. Сейчас для освещения и обогрева жилища, приготовления еды мы используем различные электроприборы: электрическую плиту, электрический чайник, холодильник, лампы. Продемонстрируйте розетки и выключатели. Сообщите, что в розетку включают компьютер, телевизор. Расскажите, что все фабрики, заводы, многие медицинские приборы работают при помощи электричества. - Люди научились химическим способом создавать электричество в батарейках. Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе. Физминутка - Я буду называть бытовые приборы. Если эти приборы работают от батареек, то вы будете хлопать в ладоши, а если бытовой прибор работает от электрической розетки, то будете топать ногами. (фотоаппарат, утюг, пылесос, часы, компьютер, часы, холодильник, фонарик) - Чем удобны электрические приборы, работающие от батареек? - Каким образом в фонарике загорается лампочка, работает фотоаппарат, часы – мы узнаем, проделав интересную работу с простой электрической цепью. Практическая работа. Мы имеем батарейку, провода и лампочку. От батарейки мы будем питать электричеством (источником питания) лампочку (потребителя). Провода помогут нам доставить электроэнергию от источника питания к потребителю. Нам нужно будет выяснить – при каком условии лампочка будет гореть, а при каком - не будет. (Ученик с учителем демонстрируют практическую работу с простой электрической цепью, при которой учащиеся сами находят пути решения проблемной ситуации). - Мощность (сила) батарейки, которую мы используем в практической работе, очень мала, следовательно, безопасна. Давайте в группах проделаем туже работу самостоятельно (практическая работа уч-ся) - Какой вывод можно сделать? При каких условиях приводятся в работу все предметы, работающие на батарейках? (Чудо происходит тогда, когда цепь будет замкнутая. Для этого нужен замок который соединяет и рассоединяет цепь) Учащиеся смогут понять, что есть много приборов, работающих при помощи батареек. Есть такие батарейки, которые можно использовать только до тех пор, пока не кончится заряд. А некоторые (аккумуляторы) можно заряжать многократно. Такие приборы, как магнитофон, могут получать электричество и от аккумуляторов, и от розетки. Техника безопасности. - Мы увидели, как помогает в быту электричество, без которого мы уже не представляем своего существования. Оно освещает и отапливает дома, приводит в действие станки, машины, транспортные средства, помогает в быту. Но наряду с неоспоримым благом, электрический ток может стать большой бедой, т.к. он представляет опасность для человека в случае попадания его под электрическое напряжение. Поражение школьников электрическим током – очень распространенная травма и чтобы этого не произошло, мы должны соблюдать некоторые правила. Без взрослых не включать электрические приборы и электрическое оборудование. |