Учитель: -Давайте перенесёмся в далекое прошлое. Внимательно посмотрите на слайд. Учитель: -В каких целях древние люди использовали костёр? Дети: (Готовили еду, сушили одежду, при помощи огня отгоняли диких животных; для освещения жилища.) Учитель: - А как они добывали огонь? (ответы учащихся) А сейчас мы перенесёмся в наш современный мир. Можем ли мы обойтись сейчас, только одним костром, одним огнем? Появляется картинка современного человека на кухне. Ответы детей: сейчас для освещения обогрева жилища, для приготовления еды используется разные электроприборы: электроплита, лампы, холодильник, чайник, пылесос и т.д. Работа в парах (3мин) Дифференциация через диалог и поддержку учителя: вопросы толстые и тонкие. Учитель: Вы любите собирать пазлы? Сейчас каждая парта соберет свой пазл. У каждой пары есть конверт, с разрезными картинками, вам необходимо их собрать. Та пара, которая собрала картинку, поднимает руки вверх. Учитель: -Так что же за картинка у вас получилась? - Как заставить ее работать? Что для этого нужно? Учитель вешает картинки на доску и делит на 2 группы. Учитель: Как можно назвать их одним словом? Дети: (бытовые электроприборы) Учитель: А что их объединяет? Дети: (работают при помощи электричества, нужна розетка, выключатели.) Учитель: А что объединяет 2 группу? Дети: (работают при помощи электричества, батареек, аккумуляторов.) Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Всегда ли для электричества нужна розетка? Учитель: - Мы выяснили, что много приборов работают с помощью розетки и выключателей. А некоторые приборы могут работать с помощью других источников электричества: батареек, аккумуляторов - Батарейка – источник электричества. Есть такие батарейки, которые можно использовать только до тех пор, пока не кончится заряд. А некоторые (аккумуляторы) можно заряжать многократно. 2 лампочка Учитель: Подумайте: что можно будет делать, а что не получится выполнить при отсутствии электроэнергии? Время на размышление и обсуждение (1мин) Учащиеся: отвечают на вопрос (постирать, кушать приготовить, посмотреть телевизор, включить свет и т.д.) Ф.О. Сигналы рукой +/-. Эксперименты. В группах. • Эксперимент с воздушными шариками. Надуты два шарика. Один прилип к стене, второй падает. - Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей.) - Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Есть в воздушном шарике электричество? (Ответы детей.) Вывод: в волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке. - А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся.) - Что тогда происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны.) Вывод: в волосах тоже живет электричество. • Эксперимент «Волшебные бумажки». - Возьмите пластмассовые ручки и прикоснитесь к бумажкам - Что вы видите? (Лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. - Потрите пластмассовую ручку о свои волосы. (Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им ручку/ потрите об жилетку). Медленно поднесите палочку к бумажкам и потихоньку поднимите ее. Почему? (Палочки стали электрическими, и бумажки прилипли к ним, притянулись.) Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шарфика.) Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде. Как еще можно увидеть электричество в одежде? – когда одеваешься иногда одежда бьет током или потрескивает, а в темноте даже сверкает искрами. Проблемный вопрос: Можно ли увидеть электричество? Комментарии педагога. Электричество увидеть невозможно! Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно, только используя приборы, измерительную аппаратуру. Игры с током всегда плохо заканчиваются – электричество может сильно ударить, обжечь, а то и убить. Электрический ток – это очень опасно. 3 лампочка! Динамическая пауза. А теперь немножко отдохнём Работа в группах (5 минут) Дифференциация по уровню сложности задания, (оказание поддержки менее способным ученикам, более способным - добавить свои примеры по данным заданиям) Критерии: Объясняют роль электричества в повседневной жизни людей. 1 и 2 группа: Соотнести предметы с теми бытовыми приборами, которые им необходимы Дескриптор: - правильно соотнесли бельё с утюгом -правильно соотнесли бельё со стиральной машинкой -правильно соотнесли прическу с феном -правильно соотнесли кастрюлю с плитой -правильно соотнесли фрукты с холодильником 3 и 4 группа: Найти замену электроприборам на случай, если отключили электроэнергию. Дескриптор: -правильно соотносят лампочку с фонариком -правильно соотносят лампочку со свечкой -правильно соотносят газовую плиту с печкой -правильно соотносят стиральную машину с тазом -правильно соотносят пылесос с веником Ф.О.Обратная связь (после выполнения работы, желающий с другой группы оценивает, что понравилось, что нет у ребят данной группы.) 4 лампочка Учитель: Всегда ли электрический ток делает людям добро? Ответы учащихся: (возникнуть пожар, замыкание, ударит током и т.д. Учитель: Вы абсолютно правы, иногда он может разозлиться, что приводит к большим бедам. Главное соблюдать правила техники безопасности. Без взрослых не включать электрические приборы электрическое оборудование. Видео о технике безопасности. Фиксисоветы. Ну и чтобы получить последнюю лампочку мы создадим кластер из картинок на доске на тему: «Соблюдай технику безопасности». Дескриптор: -выбрали нужные картинки о соблюдении техники безопасности. (Учитель показывает картинку – ученик называют правила безопасности и вешают картинку на доску) |