Урок гражданственности "Права и обязанности гражданина Донецкой Народной Республики"
Урок гражданственности "Права и обязанности гражданина Донецкой Народной Республики"
Урок гражданственности.
Тема: Права и обязанности.
Цель: Рассмотреть правила поведения учащихся в школе. Выявить основные права и обязанности школьников. Воспитывать уважение к правам других;
Ход занятия:
1.Игра «Ассоциация»
- Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?
Правила поведения в школе:
1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.
2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.
3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.
4. Не отвлекай соседей своими разговорами.
5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгай, соблюдать правила этикета за едой.
6. На переменах не толкай товарищей, не дерись.
2.Сюжетно – ролевая игра
Ситуация №1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.
Ситуация №2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошѐл к доске, задевая по пути тетради и учебники.
Ситуация №3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».
Ситуация №4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неѐ линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.
Ситуация №5 Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаѐт вопрос.
Ситуация №6 Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что еѐ обижают одноклассники.
Послушайте стихотворение А.Барто «Муха».
Алѐша рад: пришла весна,
В саду тепло и сухо,
И в классе около окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал за мухой наблюдать:
В окно она влетела,
Она то сядет на тетрадь,
То на кусочек мела.
Она под самым потолком
Летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком
По стенной газете.
По клеѐнке поползла,
Забралась на счѐты,
У неѐ свои дела
И свои заботы.
Умчалась муха налегке,
А он теперь не в духе –
Замечанье в дневнике
Из-за этой мухи!
А разве Лѐша виноват?
Муха виновата!
Она теперь умчалась в сад,
Унеслась куда-то…Когда вину свою признатНе хватает духа,Можно муху обвинять:
«Виновата Муха!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок гражданственности "Права и обязанности гражданина Донецкой Народной Республики"»
Урок гражданственности.
Тема: Права и обязанности.
Цель: Рассмотреть правила поведения учащихся в школе. Выявить основные права и обязанности школьников. Воспитывать уважение к правам других;
Ход занятия:
1.Игра «Ассоциация»
- Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?
Правила поведения в школе:
1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.
2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.
3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.
4. Не отвлекай соседей своими разговорами.
5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгай, соблюдать правила этикета за едой.
6. На переменах не толкай товарищей, не дерись.
2.Сюжетно – ролевая игра
Ситуация №1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.
Ситуация №2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошѐл к доске, задевая по пути тетради и учебники.
Ситуация №3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».
Ситуация №4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неѐ линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.
Ситуация №5 Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаѐт вопрос.
Ситуация №6 Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что еѐ обижают одноклассники.
Послушайте стихотворение А.Барто «Муха».
Алѐша рад: пришла весна,
В саду тепло и сухо,
И в классе около окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал за мухой наблюдать:
В окно она влетела,
Она то сядет на тетрадь,
То на кусочек мела.
Она под самым потолком
Летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком
По стенной газете.
По клеѐнке поползла,
Забралась на счѐты,
У неѐ свои дела
И свои заботы.
Умчалась муха налегке,
А он теперь не в духе –
Замечанье в дневнике
Из-за этой мухи!
А разве Лѐша виноват?
Муха виновата!
Она теперь умчалась в сад,
Унеслась куда-то…Когда вину свою признатНе хватает духа,Можно муху обвинять:
«Виновата Муха!»
3.Психотренинг
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
4.Беседа
- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)
- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)
Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Обсуждение ситуации
- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
- Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?
Вопросы
- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?
- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?
- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?
- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?
- Кто защищает ваши права? (Государство.)
- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)
- Какие права ты считаешь главными для человека?
- Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.
5.Закончи предложение
- В школе я должен...
- В школе я имею право...
- Дома я должен...
- Дома я имею право...
- На улице я должен...
- На улице я имею право...
- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
6.Выводы.Итог урока.
Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Разговор о домашних обязанностях
- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)
♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.
Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи
♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
♦ Умейте постирать носовой платок, носки.
♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.
♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.