1.Организационный момент. -Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упражнением 123. -Что вы видите на центральном кадре? - Что подставил к корню Петя Зайцев? -Что же получится? - Как вы думаете, все ли части слова мы знаем? Готовы ли вы изучать новую часть слова? 2.Актуализация опорных знаний. Задание: прочитайте предложения, записанные на доске. Выделите в словах, которые обозначают детёнышей животных, изученные части слова. -все ли части слова вы выделили? - почему не смогли? 3.Постановка учебной задачи. - на какой же вопрос нам предстоит ответить? 4.Поиск решения учебной задачи. -какие есть предположения? - Как определить название этой части слова? - Для чего она служит? 5 .Наблюдение над словами с последующим формулированием определения суффикса. Упр. 123 –развиваем умение находить в словах суффиксы, определять их значение. Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса. Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске. - найдите общую часть в словах ? (ок) -где находится суффикс в словах? -закройте эту общую часть в словах - изменилось ли значение слова? (да) -как изменится значение слова, если добавить суффикс? Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса – ОК? (уменьшительно- ласкательное) 2.Упр. 124- развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы. - чем отличаются пары слов? (суффиксами и значением) - в каких словах появилось значение «маленький и значением) - какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок, -ик) - выделите эти суффиксы. -на основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану(см.план в начале урока) - сравните вой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125. - сколько признаков в этом определении? 6.Развитие учебно- языковых и речевых умений. 1.Игра «Побудь волшебником». -Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос,волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. -запишите получившиеся слова, выделите суффиксы. 2.Задание № 4 , тема 10 в «Рабочей тетради». - в каких словах есть уменьшительное значение? - Докажите, что именно суффикс в словах вносит это значение? (прочитать без суффикса – заяц , стул, колокол.) - назовите суффикс в словах? Найдите правильный вариант ответа. 7. Итог урока. - Что такое суффикс? Выберите правильный ответ: а).Суффикс – часть предложения. б).Суффикс – часть слова. в). Суффикс - это слово. | - буквы о, к - слово корешок - нет ____________________ Слон со слонёнком. Лось с лосёнком. Орёл с орлёнком. Коза с козлёнком. Сова с совёнком. Лиса с лисёнком. - Как называется эта часть слова, какое она имеет значение, как обозначается? План работы. 1.Что такое суффикс? 2.Какие бывают суффиксы? 3.Зачем в слове нужен суффикс? На доске пишем - часть слова. - суффикс - эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово. - после корня - на доске записываемся: после корня. - слова стали называть маленькие предметы. -запись на доске: новые слова. Зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб) Лёд – ледок (тонкий лёд) Глаз – глазок (маленький глаз) Мёд – медок (ласково о мёде) На доске появляется запись: -ок, -ик – уменьшительно – ласкательный В каких словах появилось значение «детёныш»? (лосёнок, лисёнок) - ёнок, - онок - три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение). -нос – носик -волос – волосик - хвост – хвостик - стол – столик Рефлексия: - всё понятно – карточка зелёного цвета - не всё понятно – карточка жёлтого цвета - непонятно всё – карточка красного цвета.. Домашнее задание: Упр. 105 –(Дидактический материал). |