kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок введения новых знаний - один из главнейших этапов достижения результатов ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации могут быть полезными для учителей начальных классов. Практические советы предлагает учитель начальных классов общеобразовательной школы. В данной работе приводятся фрагменты уроков "введения нового знания" в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок введения новых знаний - один из главнейших этапов достижения результатов ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов) »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета













Урок введения новых знаний – один из главнейших этапов достижения результатов ФГОС

(из опыта работы учителя начальных классов)





Федосеева Людмила Алексеевна, учитель начальных классов



















Урок введения новых знаний – один из главнейших этапов достижения результатов ФГОС

(из опыта работы учителя начальных классов)

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общения образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образованию образования, конкретным способам деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной.

Методические основы построения урока введения нового знания. 1.Объяснительно – иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-

иллюстративный

Компоненты учебной

деятельности

Деятельностный

1

2

3

Задаётся педагогом

Цель- предполагаемый

результат

В процесс проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели

Используются внешние мотивы

Мотивы – побудители к деятельности

Опора на внутренние мотивы

Выбираются педагогом

Средства - способы осуществления деятельности

Совместный с учащимися выбор

Инвариативные, предусмотренные учителем

Действия – основной элемент деятельности

Вариативные, возможность индивидуального выбора

Уровень усвоения знаний

Результат – конечный продукт

Позитивные внутренние личностные изменения

Сравнение результативности с эталонами

Оценка – критерий достижения цели

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

Приёмы создания проблемной ситуации.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием


Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг.2. Предъявить научный факт

сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6.Шаг.1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг.2. Доказать, то задание учениками не выполнено.

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

  1. Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».



Учитель

ученики

- в словах, записанных на доске,

выделите корень.

- все согласны

Ученица у доски в слове «мухоловка» выделяет один корень.

- нет. В слове «мухоловка» два корня: - мух и -лов.





2.Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».

Учитель

Ученики

- прочитайте столбики слов

Редкий редко

Мягкий мягко

Лёгкий легко

- что можете о них сказать?

- разберите по составу слова

каждого столбика.

- проверим. Слова второго столбика

- наречия. Вспомните, что такое наречие.

- но тогда чего не может быть у наречий?

- это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.


Ученица у доски выделяет в наречиях окончание

- О.

- неизменяемая часть речи







- окончания








3.Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».



Учитель (применяет приём 2)

ученики

- Сколько мнений в классе?

(Побуждение к противоречия)

- какой же вопрос возникает?

Два разных мнения (осознание противоречия).

- кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»?

(учебная проблема как вопрос)

4.Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».



Учитель (приём 3)

ученики

- итак, что вы сначала думали по поводу

«о»?

- А что оказалось потом? (Побуждение

к осознанию противоречия)

- Значит, какой вопрос возникает?

(Побуждение к формулированию проблемы).

- Сначала мы думали, что «О»-

Это окончание.

- «О» не является окончанием

(осознание противоречия).

- Что же такое «О» в наречиях?

(Учебная проблема как вопрос).



Методы постановки учебной проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.



Побуждение к созданию противоречия

Побуждение к формулированию

учебной проблемы

Приём 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного

заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание ?

Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?







Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?





Подводящий к теме диалог.

- Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

- Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Методы решения учебной проблемы.

1.Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура

Побуждение

к выдвижению

гипотез

Побуждение к проверке


устной

гипотез


практической

Общее побуждение

К любым гипотезам:

- какие есть гипотезы?

- Догадки?

-Предположения?

- согласны с этой гипотезой?

-мыслью? Почему?

К плану проверки:

- как можно проверить гипотезу ?

Подсказка

Решающей гипотезы

(учителем приводится довод за или против гипотизы)

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент

-плана проверки

сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сообщает аргумент или контраргумент

-плана проверки



Виды продуктивных заданий.



Типы продуктивных заданий

Особенности применения

На формулирование вопросов темы

урока

Сразу после введения знаний

-если учебная проблема появилась как вопрос;

- если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога.

В конце этого или начале следующего урока. (Задайте друг другу вопросы по новому материалу).

На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова.

В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания

На создание художественного образа:

метафора, загадка, стихотворение

Дома по желанию





Урок русского языка.

Тема: Суффикс.

Цели урока: развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Учащиеся должны знать:

-суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение;

Должны уметь:

- находить суффикс в словах и выделять его; - формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и с учителем.

Ход урока.

Деятельность учителя

1.

Деятельность учащихся

2.

1.Организационный момент.


-Рассмотрим новый кадр на киноплёнке

в учебнике перед упражнением 123.

-Что вы видите на центральном кадре?

- Что подставил к корню Петя Зайцев?

-Что же получится?

- Как вы думаете, все ли части слова мы

знаем?

Готовы ли вы изучать новую часть слова?

2.Актуализация опорных знаний.


Задание: прочитайте предложения,

записанные на доске.

Выделите в словах, которые обозначают

детёнышей животных, изученные части

слова.

-все ли части слова вы выделили?

- почему не смогли?

3.Постановка учебной задачи.

- на какой же вопрос нам предстоит ответить?

4.Поиск решения учебной задачи.

-какие есть предположения?

- Как определить название этой части слова?

- Для чего она служит?

5 .Наблюдение над словами с последующим

формулированием определения суффикса.

Упр. 123 –развиваем умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.

- найдите общую часть в словах ? (ок)

-где находится суффикс в словах?

-закройте эту общую часть в словах

- изменилось ли значение слова? (да)

-как изменится значение слова, если добавить суффикс?

Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса – ОК?

(уменьшительно- ласкательное)




2.Упр. 124- развивается умение находить в

словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать

суффиксы.

- чем отличаются пары слов? (суффиксами и

значением)

- в каких словах появилось значение «маленький и значением)

- какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок, -ик)

- выделите эти суффиксы.

-на основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану(см.план в начале урока)

- сравните вой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125.

- сколько признаков в этом определении?

6.Развитие учебно- языковых и речевых умений.

1.Игра «Побудь волшебником».

-Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:

нос,волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

-запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

2.Задание № 4 , тема 10 в «Рабочей тетради».

- в каких словах есть уменьшительное значение?

- Докажите, что именно суффикс в словах вносит это значение? (прочитать без суффикса – заяц , стул, колокол.)

- назовите суффикс в словах? Найдите правильный вариант ответа.

7. Итог урока.

- Что такое суффикс? Выберите правильный ответ:

а).Суффикс – часть предложения.

б).Суффикс – часть слова.

в). Суффикс - это слово.





- буквы о, к

- слово корешок


- нет




____________________


Слон со слонёнком.

Лось с лосёнком.

Орёл с орлёнком.

Коза с козлёнком.

Сова с совёнком.

Лиса с лисёнком.


- Как называется эта часть слова,

какое она имеет значение, как обозначается?


План работы.

1.Что такое суффикс?

2.Какие бывают суффиксы?

3.Зачем в слове нужен суффикс?



На доске пишем - часть слова.

- суффикс

- эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное

слово.

- после корня

- на доске записываемся: после корня.



- слова стали называть маленькие предметы.

-запись на доске: новые слова.

Зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб)

Лёд – ледок (тонкий лёд)

Глаз – глазок (маленький глаз)

Мёд – медок (ласково о мёде)




На доске появляется запись: -ок, -ик – уменьшительно – ласкательный

В каких словах появилось значение «детёныш»? (лосёнок, лисёнок)



- ёнок, - онок





- три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение).


-нос – носик

-волос – волосик

- хвост – хвостик

- стол – столик








Рефлексия:

- всё понятно – карточка зелёного цвета

- не всё понятно – карточка жёлтого цвета

- непонятно всё – карточка красного цвета..


Домашнее задание:

Упр. 105 –(Дидактический материал).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федосеева Людмила Алексеевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства