Урок с использование информационно- коммуникативных технологий по русскому языку на тему: "Родственные слова. Корень"
Урок с использование информационно- коммуникативных технологий по русскому языку на тему: "Родственные слова. Корень"
Урок с использованием информационно - коммуникативных технологий на тему: "Родственные слова. корень"
Цели: - ввести понятие об особенностях родственных (однокоренных) слов.
- учить находить родственные слова в тексте и выделять общую часть слова (корень).
- развивать умение сравнивать и обобщать.
является первым уроком по этой теме. дети с помощью игры знакомятся с новым для себя материалом, слушают сказку о корне, делают выводы на основе услышанного. упражняются в подборе однокоренных слов. в конце урока проводится рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок с использование информационно- коммуникативных технологий по русскому языку на тему: "Родственные слова. Корень" »
Тема: Родственные (однокоренные) слова.
Цели: - ввести понятие об особенностях родственных (однокоренных) слов.
- учить находить родственные слова в тексте и выделять общую часть слова (корень).
- развивать умение сравнивать и обобщать.
Ход урока.
1. Организационный момент и целевая установка.
1 слайд
Сегодня наш урок будет необычным потому, что будет сказочным и поэтичным.
Во время урока я буду давать за правильные и полные ответы …, в конце урока мы подсчитаем кто же был самым активным и внимательным.
Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут (запись моря)…
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Откройте глаза. Мы с вами попали на остров.
2. Новая тема.
Ребята, смотрите нам послание. Давайте узнаем что же в нём написано.
Понятие – родственные слова
2 слайд
Место, где ты родился, называется твоей родиной. У каждого человека есть родная деревня, город или посёлок.
Давайте выпишем выделенные слова в столбик:
родился
родина род
родная
родственники
- Что вы можете сказать об этих словах? (одинаковые по смыслу и есть общая часть)
- Какая? (род)
- А как вы думаете, как мы можем назвать такие слова? Можете сразу сказать?
- Скажите, а как называются люди, которые находятся в родстве с вами: сёстры, братья, бабушки, дедушки…Одним словом кто это? (родственники)
- Давайте это слово тоже запишем в столбик.
- Какая в нём общая часть?
Из глубокого уважения родственные слова соорудили общей части домик, вот такой округлый и уютный
Давайте построим над общей частью слов такой же домик.
- А теперь, вы можете сказать, как мы можем назвать эти слова?
Правильно – родственные слова.
Итак какие же слова мы называем родственными?
Вывод: родственные слова – это такие слова, которые одинаковые по смыслу и имеют общую часть.
Введение понятия – «корень»
А как мы назовём общую часть у этих слов попробуйте отгадать…
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов, я у цветов,
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
Молодцы, конечно же - это корень. Что же мы называем корнем?
Вывод: корень – это обща я часть родственных слов.
- А сможете ли вы, ребята отыскать в словах корень и построить ему такой же домик?
Холодильник, холод, холодить.
Светильник, свет, светить.
Морозилка, мороз, морозный.
3. Закрепление.
Сказка о корне
Слайд 3
Ребята, давайте оглядимся вокруг, какой красивый, зелёный остров. Как много здесь деревьев. Откуда они появились на этом острове. Как вы думаете?
Я хочу рассказать вам историю об этих волшебных деревьях.
Много лет назад на этом волшебном острове жил корень «лёт». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»
А корень говорит: «Посадите меня в землю и я разрастусь в большое, красивое дерево». Посадили люди корень «лёт» и стало он расти. Сначала одна веточка появилась, потом вторая, третья. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.
- Что вы можете сказать об этих словах? (одинаковые по смыслу и имеют общую часть).
- Как мы называем такие слова? Почему?
- Какая у них общая часть?
- Как она называется?
- Как называются такие слова у которых один корень?
Давайте посадим на память этому острову о себе дерево с корнем
ВАР
Упражнение в подборе однокоренных слов.
Слайд 4
- Ребята, на острове вместе с волшебными деревьями растут уже знакомые нам деревья.
- Какие? (сосна, кедр, ель)
Запишите их названия.
- А как называются шишки у этих деревьев?
Запишите под названием каждого дерева – название шишки.
- Давайте сравним пары слов.
- какие слова у вас получились в первой паре?
- Как мы называем такие слова? Почему?
- Какая у них общая часть?
- как она называется? Выделите корень.
- Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? Почему?
Аналогичная работа ведётся с другими парами слов.
Сказка о родственных словах
Слайд 5
Какие красивые деревья у нас получились.
- Что нужно растениям чтобы расти? (вода)
Но дать её могут нам и её родственники, давайте заглянем к ним…
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все королеву Воду ждут. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака? (есть общая часть, но нет общего значения)
- Дала нам Королева воду.
- Но как люди не могут жить по одному, так и слова. Где же нашему слову теперь искать своих родственников? Не поможете ли вы ему?
Запишите слово «водитель»
Подберите к нему родственные слова.
(проверка проводится подбором слов на доске, где есть лишние слова)
Слайд 6
Водитель,
- Какие слова у вас получились?
- Как мы называем такие слова? Почему?
- Какая у них общая часть?
- Как она называется? Выделите корень.
- Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? Почему?
4. Итог.
Слайд 7
Настало время нам отправляться по волшебным волнам. Мы с вами справились со всеми заданиями. Помогли посадить лес, найти чужака в семье королевы воды. А так же спасли слово от одиночества.
Но Королева-вода не хочет нас отпускать пока мы не ответим на её вопросы:
- Какие слова называются родственными? Однокоренными?
- Что такое корень?
- Как вы думаете, кто сегодня из ребят лучше всех работал?
- Поднимите жетоны?
- Молодцы!
5. Рефлексия.
Слайд 8
- Вы знаете, что на острове в морских глубинах хранятся сокровища. А главное сокровище для нас – это знания! Перед вами 3 сундука ( полный, полный наполовину и пустой) положите свою монету в тот сундучок, который вы увозите с этого острова. Если вы считаете что узнали и поняли на уроке всё и можете смело ответить на любой вопрос, вам было очень интересно и вы увозите полный багаж знаний – положите монету в полный сундук. Если вы считаете, что всё поняли, но можно получили не все знания, есть ещё над чем поработать – положите монету в сундук полный наполовину. А если вы считаете, что ещё не получили достаточно знаний, есть ещё что –то что вы не увезёте с собой – положите свою монету в пустой сундук и это тоже будет вашей первой победой, и вашим первым запасом в мире знаний.