Урок русского языка в 4-м классе на тему Спряжение глаголов
Урок русского языка в 4-м классе на тему Спряжение глаголов
Урок русского языка в 4-м классе (по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией проф. Н.Ф. Виноградовой)
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 33 Листвина Тамара Михайловна
Тема: «Спряжение глаголов»
Цели:
Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения, формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным и безударным окончанием.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личности, быть ответственными, организованными. самостоятельными
Формируемые учебные универсальные действия:
Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4-м классе на тему Спряжение глаголов »
Урок русского языка в 4-м классе (по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией проф. Н.Ф. Виноградовой) Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 33 Листвина Тамара Михайловна
Тема: «Спряжение глаголов»
Цели:
Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения , формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным и безударным окончанием.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личности , быть ответственными, организованными. самостоятельными
Формируемые учебные универсальные действия:
Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.
Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.
Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, самооценка, проблемная ситуация.
Оборудование: учебник русского языка, карточки с личными окончаниями глаголов в конверте, снежинки с частями слов, проектор, ноутбук, интерактивная доска
Ход урока1. Организационный момент
(На доске интерактивный плакат «Замок Зимы»)
Учитель:
-Урок русского языка.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать.
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «Пять»
-Здравствуйте. Что такое здравствуй?
Лучшее из слов.
Потому что , здравствуй.
Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.
- Ребята, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
Гостья в замке изо льда живёт. И пишет красиво, и песни поёт.
Кто это? Правильно, Зима. (Показ узоров Зимы).
2. Чистописание-Урок начнем с минутки чистописания. Какие буквы вы будете прописывать?Дайте характеристику звукам. Какие элементы нужны для написания этих букв.
Вр//
Вьюги да метели под февраль налетели.
-Как вы понимаете смысл пословицы? Работа со словом из словаря: февраль.
( Дать характеристику этого предложения).
3.Словарная работа.
На интерактивной доске выражения. Записать их одним словом.
1.Выражать свое мнение, доказывать, несмотря на правоту (спорить)
2.Двигаться из стороны в сторону (вилять)
3.Мужественно переносить боль (терпеть)
4. Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
5.Подвергаться опасности, риску (рисковать)
6.Относиться с уважением к людям (уважать)
7.Не забывать о дорогих тебе людях (помнить)
8.Нестись, передвигаться по воздуху (лететь)
- Проверьте, такие ли слова у вас получились ( спорить, вилять, терпеть, спросить, рисковать, уважать, помнить, лететь)
Приходит зима и приносит с собой что-то новое .На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением .Сегодня ваш багаж пополнится новыми сведениями , а о какой части речи вы скажете сами, заменив словосочетания. Какие слова у вас получились?
4. Сообщение темы урока
-Догадайтесь, о какой части речи это стихотворение?
Ученик:
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Всё в действие придёт. (Правило о глаголе).
Летят снежинки, Засыпают здания, Метель метёт.
-Сегодня мы будем говорить о глаголе, правописании глаголов, закрепим применение изученных алгоритмов их правописания, а о чем конкретно мы будем говорить вы узнаете, если прочитаете эту запись на интерактивной доске:
САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ
ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ
Вычеркните каждую вторую букву и тогда сможете прочитать тему нашего урока
Ответ: спряжение глаголов.
-Сегодня на уроке вы познакомитесь со спряжением глаголов. Узнаете, что значит проспрягать глагол, научитесь определять спряжение глаголов.
5. Повторение изученного материала.-Но прежде чем перейти к изучению нового, повторим ранее изученный материал. На интерактивной доске запись:Ласково светит зимнее солнце.Веет легкий ветерок.На деревьях висят шапки снега.Дятел стучит клювом по деревьям.-Прочитайте запись на доске и найдите общее в выделенных словах.Дети: Это глаголы третьего лица настоящего времени.- Что вы знаете о глаголе? Ответьте на несколько вопросов: что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? (выслушиваются ответы детей)- На какие две группы вы можете разделить эти глаголы?-На глаголы в единственном и множественном числе.6.Изучение нового материала.А сейчас еще раз вернемся к тексту. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению.На интерактивной доске появляются слова: светит, дует, лежат , долбит-Определите лишнее слово.-Лишним является слово лежат, так как этот глагол во множественном числе, а остальные в единственном.У. Сравните глаголы: сияет, дует, долбит по плану:На доске:План1.Время.2.Лицо.3.Число.4.Окончание.У.Что вы заметили?Д: Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.У. Действительно, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от того, как они спрягаются, уместно вспомнить. Что же такое спряжение?Д: Спряжение- изменение глагола по лицам и числам.У: Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределенную форму.Д:сиять, дуть, лежать, долбитьУ: проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания. Дети спрягают глаголы в тетради. Два ученика работают на интерактивной доске.
Дую сияю лежу долблю
Дуешь сияешь лежишь долбишь
Дует сияет лежит долбит
Дуем сияем лежим долбим
Дуете сияете лежите долбите
Дуют сияют лежат долбят
У: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.Д: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания: -ю, -ешь,- ёшь, -ет, -ем, -ете,- ёте, -ут, -ютУ: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых двух столбиках?Д: Личные окончания этих глаголов имеют гласную –е- , а в форме 3-го лица множественного числа окончание - ют.У: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную –е-, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ут, -ют, относятся к 1 спряжению. (на доске появляется карточка с окончаниями 1 спряжения)- Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках (дети отвечают)-Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов.Д: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную – и-, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания –ат, -ятУ: Глаголы, которые имеют в окончаниях букву – и-, а в форме 3-го лица множественного числа- окончания – ат, - ят относятся ко 2 спряжению.На доске появляется вторая карточка с окончаниями глаголов 2 спряжения(-ю, ишь, -ит,- им, -ите, -ат, - ят)У: А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?Д: Они ударные и безударные.У: Обобщите наши рассуждения по плану.На доске:ПланКакого спряжения бывают глаголы?Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?Физкультминутка (под музыку «Три белых коня»)7.Закрепление нового материала.Работа в парахНа столах лежат конверты .Откройте их, достаньте их содержимое. Что записано на карточках?Д: Личные окончания глаголов.У: Вам необходимо разделить эти окончания на две группы и разложить их на парте по спряжениям.(Дети выполняют задание на партах, два человека на интерактивной доске.)У: А теперь проверьте свою работу с работой с доски, все ли согласны, или есть замечания по выполнению работы?Работа в группах.«Найди свою пару»Сложите из частей снежинку, прочитайте полученные слова. Определите спряжение. У каждого ребенка половинка снежинки, на которой написана только часть слова. Дети ищут вторую половинку, соединяют с первой, читают слово и записывают в тетрадь по столбикам, определяют спряжение глагола по окончанию
Сбе
вет
Шум
тит
Плы
гает
Шаг
и
Лю
бят
т
По
дят
Бу
оят
Све
шит
Зве
ют
Спе
нят
Стр
ают
Сту
щит
Тре
чат
Лю
бят
Цве
тет
На доске:
1 спряжение
2 спряжение
шагают
светит
цветет
строит
плывет
звенят
сбегает
спешат
поют
стучат
трещит
шумит
будят
любят
У: Глаголы какого лица отсутствуют в столбике 1 спряжения?Д: Глаголы первого и второго лицаУ: Что объединяет глаголы второго спряжения?Д: Время и лицо – настоящее время, третье лицоУ: Зима – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о зиме. Попробуйте прочитать их и записать в тетрадь.На интерактивной доске запись:год, кончает, а, декабрь, начинает, зимуприпасает, зима, а, поедает , летоУ: Такие ли пословицы у вас получились? Назовите глаголы, определите спряжение глаголовПроверьте, оцените себя. На интерактивной доске запись:Декабрь год кончает, зиму начинает.Лето припасает, зима поедает.)Музыкальная пауза.
(Слушание 1 куплета песни «Три белых коня»)
-Какие глаголы услышали в песне? К какому спряжению они относятся?
Дети называют глаголы, определяют спряжение.
Обобщение знаний об окончаниях 1 и 2 спряжения.У: Еще раз вернемся к нашему плану и повторим все то, что мы узнали о спряжении глаголов.(Дети делают вывод по уроку)8. Подведение итогов урока.
- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?
-Прочти «любимые» слова Зимы и объясни, что их объединяет:
морозить
(морозить …)
рисовать
(рисовать …)
строить
(строить ….)
серебрить
(серебрить…)
- Какое слово можно назвать «лишним»? (рисовать: относится к 1-му спряжению). А остальные глаголы какого спряжения. Докажите.
Допиши существительные, чтобы получились красивые словосочетания На интерактивной доске слова: проверьте и оцените себя. (людей, узоры, мосты, инеем) 9. Рефлексия
Оцени свою работу на уроке (на карточке). Карточки раздаются заранее по три.