kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Уменьшительно - ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: развитие умений образовывать с помощью суффиксов существительных с уменьшительно-ласкательным значением формы мужских и женских имен, извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций; строить речевое высказывание На уроке используются проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии. На данном уроке используется презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Уменьшительно - ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке"»











Открытый урок

по русскому языку

в 3 классе

Тема: «Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён

в русском языке»








Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Воронина Э. В.








2015г.



У р о к 89
Уменьшительно-ласкательные формы
мужских и женских имен в русском языке

Цель:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- развивать умение образовывать с помощью суффиксов существительных с уменьшительно-ласкательным значением формы мужских и женских имен.


Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.


Ход урока

I. Оргмомент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять.

Будем грамотно писать.

- Ребята, сегодня у нас открытый урок и у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Молодцы! Садитесь.

II. Словарная работа.

- Откройте тетради, запишем число, классная работа. (Слайд № 1)

- Ребята, назовите, какие орфограммы встречаются в записи.

Двадцать - непроизносимая согласная д, ь знак смягчающий

Третье – разделительный ь знак

Января – безударная гласная а (проверка: январь)

Классная – удвоенная согласная С

Работа - непроверяемая безударная гласная а

- К какому времени года относится месяц январь? (Зимний месяц)

- А вы любите зиму? Можно ли назвать ее волшебницей? (Да, т.к. она строит мосты, украшает деревья, рисует на окнах морозные узоры)

- Посмотрите, классная доска тоже украшена морозными узорами, как окно.

- Какие развлечения готовит для нас зима? (Можно кататься на коньках, санках, можно лепить снеговиков, строить крепости, играть в снежки)

-Закройте глаза. (Звучит песня «Зима – красавица») (Слайд № 2)

- Откройте глаза. Вы заметили, что урок у нас необычный. Я приготовила корзину со снежками-заданиями, в которые мы поиграем на уроке.

- Маша, вытащи снежок! СНЕЖОК № 1. «Словарная работа» (Слайд № 3-8)

Назовите слово. Прочитайте его орфоэпически правильно (по слогам).

- Кто согласен, поднимите руки.

- Проверяем, если правильно, поставьте себе +

- Запишите эти слова в столбик.

- Образуйте новые слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов -чик- и -к-

(Проверка. Слайд № 9)

1 ученик у доски выделяет суффиксы (интерактивный режим)

III. Сообщение темы и цели урока.

- Продолжаем играть в снежки.

- Ира, вытащи снежок! СНЕЖОК № 2. «Тема урока»

– Послушайте русскую народную потешку «Лес». (Слайд № 10)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Ванюшку – земляникой,

Танюшку – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

– Назовите имена детей с уменьшительно-ласкательным значением.

– С помощью каких суффиксов образовались уменьшительно-ласкательные формы имен?

– Сформулируйте тему урока.

(Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке) (Слайд № 11)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

(Образовывать с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов формы мужских и женских имён)

IV. Изучение нового материала.

Наблюдение. Выполнение упражнений.

- Игорь, вытащи снежок! СНЕЖОК № 3. «Наблюдение»

1. Упр. 268. Выполняется с комментированием у доски.

- Как родители называют своих малышей? Образуйте уменьшительно – ласкательную форму имён и запишите, выделите суффикс.

Запись: Игорёк, Ленок, Нинок.

Валечка, Олечка, Сонечка, Наденька, Петенька, Диночка, Леночка, Ниночка.

– Сделайте вывод: с помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имени?

(ок, ек, очк, ечк, еньк, оньк) – таблицу на доску повесить.

2. Упр. 269. Выполняется в соответствии с заданием.

- В своей речи мы часто употребляем сокращённые имена, когда общаемся. Прочитайте сокращённые имена. ( Слайд № 12) А как они звучат полностью? Запишите, как в образце, выделите суффиксы.

- Вика, вытащи снежок! СНЕЖОК № 4. « Физкультминутка»

Проведем физкультминутку "На дворе у нас мороз:"

На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Руки вверх, руки вниз!
На носочках потянись!
А теперь поприседаем
И урок мы продолжаем!

Постановка проблемного вопроса.

- Даша, вытащи снежок! СНЕЖОК № 5. «Проблемный вопрос»

На доске – два столбика слов. (Слайд № 13)

- Образуйте новые слова с помощью суффикса -к-.

мышь –

рыба –

рука –

Маша –

Вера –

Саша –

– Что вы заметили? Является ли суффикс -к- уменьшительно-ласкательным в именах людей?

Упр. 271. Выполняется устно по заданию. (Слайд № 14)

- Какое изменение произошло в русском языке?

- Какое значение имеют имена с суффиксом -к- ?

- Как вы обычно называете по именам своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение?

- Какой вывод об употреблении в речи таких имен вы можете сделать? (Они имеют пренебрежительный оттенок)

Выполнение упражнений в образовании сокращенных имен существительных.

- Алёна, вытащи снежок! СНЕЖОК № 6. «Исследование»

1. Упр. 272. Работа со схемой Выполняется устно по заданию. (Слайд № 15)

- Схема показывает образование сокращённых имён от имени АЛЕКСАНДР(А). Проследите цепочку и сделайте вывод о том, как образовались новые имена, уменьшительно-ласкательные формы.

- Что нового, интересного вы узнали из этой схемы?

- Лиза, вытащи снежок! СНЕЖОК № 7. «Самостоятельная работа»

2. Запись предложений с заданием: вместо полных имен записать сокращенные. (Слайд № 16)

(Елена), (Наталья), (Анна) и Алла –

С буквы заглавной я написала.

Правило это запомнить готова –

С буквы заглавной пишется слово,

Когда человека оно называет.

С маленькой буквы тех слов не бывает.

(Владимир), (Алексей), (Сергей) и (Михаил) –

С буквы заглавной всегда мы напишем.

А. Кочергина

Проверка. (Слайд № 17)

V. Итог урока. Рефлексия.

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы нам его закончить,

Надо подвести итог.


Над какой темой мы работали? Что мы узнали?

– С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имен?

– Как образуются сокращенные формы имен?

Что вам особенно понравилось?

А сейчас мы должны оценить свою работу.

Ребята, которые на протяжении всего урока показали хорошие знания по изучаемой теме, были активными, вы получаете оценку 5.

Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.

- И последний снежок, вытащи Даша. Снежок № 8. «Домашнее задание»

Домашнее задание: выполнить упр. 3, с. 50.

Спасибо вам, ребята, за работу!

Урок окончен. До свидания!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Воронина Эва Владимировна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 287945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Роль имен существительных в речи."
    ["seo_title"] => string(40) "rol_imien_sushchiestvitiel_nykh_v_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "353798"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477917649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства