kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме" 2 класс (УМК "Школа 2100")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для педагогов, работающих по УМК "Школа 2100". Урок русского языка спланирован с использованием технологии проблемно-диалогического обучения (Мельниковой Е. Л.) и технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) школьников (Данилова Д. Д.). В конспекте представлены планируемые результаты изучения темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме" 2 класс (УМК "Школа 2100") »

Урок русского языка

2 класс

УМК «Школа 2100»


Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

Цель: создание условий для развития умений различать буквы мягких согласных звуков и определения способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

– правильно называть звуки в слове,

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- употреблять ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова, гласные для обозначения мягкости согласных


Личностные результаты:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

1. Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.


Структура урока


Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Мне с вами в прятки:
Пусть ручка плавно поплывёт
В тетради по реке бумажной,
Сегодня в классе у ребят
Урок ответственный и важный.


Поприветствуем, друг друга, обратите внимание на то, что у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости, поприветствуйте и гостей. Я дарю вам всем свою улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Сделали глубокий вдох, выдохнули, сказали себе: «Я - умничка, у меня все получится».

Тихонько присели

(Дети повторяют просьбы учителя)

2. Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите дату.

Какую запись надо сделать дальше? (Классная работа)

Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Выполним гимнастику для рук.


Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Продолжаем мы считать.

И считали, и писали,

Пальцы все мои устали.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придёт,

Солнце красное взойдёт,

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора!

В школу пальчикам пора.


Отгадайте загадку.

Эта буква – фокусник русского языка. Она выполняет огромную работу, а звука не обозначает. О какой букве идет речь? (Мягкий знак)

Откройте тетради по чистописанию на с. 45 урок № 107, рассмотрите 1 строку. Какое задание можно выполнить? (Написать по образцу букву ь без соединения и с верхним соединением в паре)

Пропишите по образцу в следующей строке.

В каких словах пишется буква ь? Прочитайте их в прописи.

На какие группы можно разделить слова? Какую роль ь в них выполняет?

Пропишите 2 любых слова по 1 разу.

(Самооценка выполненной работы)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?


3. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

А называется всё …(АЛФАВИТ).


Что такое алфавит? (Буквы в определенном порядке) Из чего он состоит? (Из букв)

Для чего нам нужны буквы? (Обозначать звуки на письме)

Вспомним, что вы знаете о звуках. В парах закончите схему.

Алфавит


Буквы


Звуки

гласные

_____________

_________ ________ ________ _______ _____ ____


(Самопроверка по образцу)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?


4. Формулирование учебной проблемы, планирование деятельности

К нам на урок пришел один сказочный герой из произведения Н.Носова. Вы все его знаете. Он очень веселый, любит наряжаться в разноцветную одежду, не любит учиться и ничего не знает.

Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном -

Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался

Коротышка этот,

Только вот не стал он

Истинным поэтом.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Малыша зовут...

(Незнайка)


Посмотрите, как Незнайка написал предложения. Справился ли он с заданием Знайки?


У Вэры жил бэлый кот.

Он лубыл масо и рыбу.

Дэвочка лубыла играт с котом.


Посмотрите на ошибки, допущенные Незнайкой. Подумайте, чего он не знает. Как нужно писать? Почему нужно писать именно эту букву?

Сформулируем тему нашего урока. (Способы обозначения мягкости согласных на письме)

Что нам нужно будет сделать, чтобы помочь Незнайке исправить ошибки?

Составим план работы на уроке.

  1. Вспомнить способы обозначения мягкости согласных на письме

  2. Сформулировать правило

  3. Применить правило для выполнения упражнений.

5. Поиск решения проблемы, формулирование правила

Начнем работу и познакомимся с фокусником русского языка – буквой Ь. Какую же работу выполняет Ь?

Попробуем выполнить самостоятельно несколько фокусов.

ел ель

банка банька

Что изменилось?

Какой звук слышим в конце первого слова? Какой это звук: твердый или мягкий?

Какой звук слышим в конце второго слова? Какой это звук: твердый или мягкий? Почему?

Как на письме мы покажем мягкость согласного?

Составьте новые слова так, чтобы на конце стоял мягкий согласный. Запишите их парами, обозначьте мягкий согласный и букву, которая на письме показывает мягкость предшествующего согласного.

угол –

шест –

кон –

брат -


С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились? (с помощью буквы Ь)

Ь – хитрый знак,

Не сказать его никак!

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это сделал Ь!


Оказывается кроме Ь есть еще буквы фокусницы в русском языке. Понаблюдайте за ними.

пыл

нос

воз

лук

рад

мышка

пил

нёс

вёз






Какие согласные звуки в словах в первой строке? (твердые)

Что изменилось? (изменились гласные, согласный звук стал мягким)

Измените оставшиеся слова. Как ещё на письме можно показать мягкость согласного?

Это 2 способ обозначения мягкости согласных на письме.

Подведем итог.

Какими способами может обозначаться мягкость согласных на письме? Сформулируйте правило.

Сравните свой вывод с авторским в учебнике на с. 125 (1).

Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я и буква Ь.


ФИЗМИНУТКА

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.


6. Развитие умений, применение нового знания

Способы обозначения мягкости согласных на письме мы повторили, а теперь нужно потренироваться использовать полученные знания на практике.

На доске вывешены слова:

Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.

Прочтем их вслух, хором. Попробуйте сформулировать задание сами

Разделим слова на 2 группы. Какие?

1) слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами (люстра, песня, вишня, крепость)

2) слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. (пальто, морковь, крепость)

Запишем слова в 2 столбика

– Какое слово используется дважды? Почему?


Теперь мы можем помочь Незнайке исправить ошибки.

У Вэры жил бэлый кот.

Он лубыл масо и рыбу.

Дэвочка лубыла играт с котом.


Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.

У Веры жил белый кот.

Он любил мясо и рыбу.

Девочка любила играть с котом.


– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?


7. Итог урока

Подведем итог урока.

Какова тема урока?

Какими способами обозначается мягкость согласных на письме? Приведите примеры.

Запишем правило в виде схемы.






Ь Е, Ё, Ю, Я, И

Что у вас получилось лучше всего?

В чем испытывали затруднения?

Оцените свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

ДМ упр. 166, 168 (по выбору)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Герасимова Марина Владимировна

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок русского языка (УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-russkogho-iazyka-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "205878"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430049231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства