Продолжить работу над формированием у учащихся умения определять падеж прилагательных во множественном числе. Закрепить навыки определения грамматических категорий прилагательных. Работать над развитием орфографической зоркости. Воспитывать внимание, трудолюбие, чувство взаимопомощи. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: стандартный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На доске записаны слова, учащиеся в быстром темпе вставляют нужную букву и объясняют.
Корабль пустын., по моркови., по морковк., дорог.ой, на мест., на местност.
Объяснительный диктант:
Около дома росла кудрявые березки. У березок белый ствол. Целое лето ветер играл с листьями берез. В солнечные дни ребята любили играть под березками
- Объяснить орфограммы.
- Найти прилагательные.
Проверка ребят у доски.
- Что вы знаете о березе, о осине, о орехе?
Мотивация
Что за шум? Это ед и мн число о чем-то горячо спорят: «Вы только посмотрите, что делают эти прилагательные! Мало того, что они прилипли к существительным, так они еще отняли у него нас- Числа! Мы принадлежим только предметам! Это их постоянно считают: один магазин, два слона, три сестры. И всем было понятно: когда один предмет это сущ ед. числа, а когда их много- мн. Числа. Но эти прилагательные приложились к нам. Как теперь определить число у прилагательных?»
Вот сегодня мы займемся выяснением этого вопроса
определите в каком числе стоят прил в записанном тексте. Как вы определяли.
Работаем в парах.
Чтобы узнать тему нашего урока, надо выполнить тест.
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Тест:
1) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой какая какие?
3) Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой
5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7) с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.
А) проводка И) вода е) уводить
9) Прилагательное это:
О) часть слова И) член предложения е) часть речи.
склонение. (изменение окончаний по падежам называется склонением)
3. Закрепление изученного материала.
а) Чистописание.
б) Сегодня на уроке мы послушаем маленькую сказку. Но сказку с заданием. Я читаю, а вы внимательно слушаете и в тетрадь записываете только имена прилагательные.
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
в)Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. (Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки)
СНЕГ
Зимний весенний
Последний
Искристый
Мокрый
Колючий
Грязный
Пушистый
Серебристый
Мягкий
Рыхлый
Белый
Свежий
Серый
г) За зимой обязательно придет весна. Все проснется, запоют птицы, зацветут цветы, зазеленеют деревья. Об этом и наш следующий текст, с которым мы будем работать.
Проснулся лес. Взд_хнул и пробудился резвый в_терок. Он сорвал лист с мол_дой осинки 3, запутался в густых к_лючках старой ели. Елочка в з_леном фартучке растет около опушки.. Стоит б_реза в белых носочках.. На п_лянке цв_тет незабудка.
В народе говорят: тот кто сорвал незабудку, никогда не забудет дорогу домой. Устно объясните какие буквы вы вставите на месте пропусков?
В тексте есть цифра 3. Что обозначает? Сделать разбор слова как часть речи.
Осинки – сущ. осинка (что?), ж. р., 1 скл, Р.п., мн.ч., втор. член
ж) - Просклоняем словосочетание морозные дни.
-Что вы заметили?
- Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?