Данный урок занимает первое место в системе уроков 16 главы образовательной программы по теме раздела «Части речи в русском языке». Данный урок тесно связан с предшествующими уроками в разделе по теме «Слово».
Образовательная программа «Школа 2100». Русский язык 3 класс. Авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | | Здравствуйте. Итак, друзья, внимание Ведь прозвенел звонок Садитесь поудобнее, (показать) Начнем скорей урок. - Сегодня на уроке мы отправимся на удивительную экскурсию в страну русского языка. Я узнаю, что вы уже изучили на уроках, и помогу узнать что-то новое. - Вы любите экскурсии? Я тоже. - А на чём же мы поедем? Отгадайте загадку. Что за чудо – желтый дом пассажиров много в нем носит обувь из резины, а питается бензином / слайд № 1 - Правильно. | Автобус. | 2 мин. |
2 | Чистописание. | 1.Образец написания букв | - Поехать сможет только тот, кто аккуратно пропишет буквы, которые написаны на номере автобуса. - Назовите их? - Почему наш автобус с таким номером, мы узнаем в ходе урока. - Давайте вспомним, как пишутся строчные буквы « Че, Эр». - Обратите внимание на написание элементов этих букв. (показ на доске + объяснение) - Проследите глазками последовательность записи. - Запишите буквы в соединении. - Молодцы, у всех хорошо получилось. | Дети называют буквы Дети прописывают в воздухе буквы в соединении Записывают в тетради | 3 мин. |
3. | Беседа о многообразии слов. | | - Можно отправляться в путь в страну русского языка . / слайд № 3 (музыка на все вопросы) - Что вы уже изучили на уроках русского языка? - Давайте возьмём с собой все ваши знания. Они нам понадобятся на уроке. (звуки тормоза) - Остановка. Вот мы и добрались до страны русского языка. - Вот беда, из огромного мешка, высыпались слова. - Что бы вы сделали? - Конечно, надо навести порядок. А как? бегут, смеются, танцуют; весёлые, забавные, большие; дети, девочки,, шалуны. | Дети перечисляют изученные орфограммы Ответы детей Собрать в группы | 2 мин. |
4. | Постановка проблемы. | | - Надо разделить их на группы. Классифицировать. -А что это значит классифицировать? /слайд № 4 -Как вы думаете, где искать ответ? (В словаре - по закладке, у детей на столах желтая карточка). - Что значить классифицировать? (слайд – продолжение № 4 ) Вывод: Нам надо найти условие, по которому можно разделить слова на группы. Давайте искать решение ( слайд №5) | Ответы детей Работа со словарём Ученик читает объяснение в словаре. Классифицировать – разделить на группы Читают вывод | 2 мин. |
5. | Поиск решения. Наблюдение за словами в предложении. | | (Интерактивный слайд ) - Посмотрите на запись. - Что надо сделать, чтобы получить предложение? 1.- Подберите подходящие слова. - Что общего у этих слов? Что они обозначают? 2.- Что общего у этих слов? Что они обозначают? 3.-Что общего у этих слов? Что они обозначают? предмет (вывести на слайд вопрос) - Как вы сгруппировали слова? По каким признакам? - Составьте и запишите одно любое предложение. - Какие правила нужно помнить при записи предложения? -Проверим. Прочитайте предложения, которые вы записали. -Молодцы, вы справились. Мы можем войти в страну русского языка. - Как вы думаете, я правильно поняла, что… Вывод: (Слайд № 6 ) В русском языке слова можно разделить на группы в зависимости от того, что они обозначают и на какой вопрос отвечают. - А вы знаете, как называются эти слова? | … весёлые дети. Дополнить предложение. Двигают слова бегут, смеются, танцуют; Отвечают на вопрос что делают? обозначают действие предмета Бегут … дети. двигают слова весёлые, забавные, большие; отвечают на вопрос какие? обозначают признак предмета Бегут весёлые….. . двигают слова к предложению дети, девочки, шалуны. отвечают на вопрос кто? обозначают предмет По значению и по вопросу Записывают предложение в тетрадь Нужно писать с большой буквы в конце ставить точку. Дети зачитывают предложения. Похлопывают друг друга по плечу. Читает вывод Части речи. | 7 мин. |
6. | Сообщение темы. | | (слайд №7) - Вы, наверное, догадались, почему у нашего автобуса номер с буквами «че, эр». - Да, он привез нас в город частей речи. - Сегодня мы, пройдем по улицам этого города и потренируемся делить слова (части речи) на группы и узнаем, как называются эти группы. В дорогу, по улицам города Частей речи. | Ответы детей. | 1 мин. |
7. | Физ минутка. | | (слайд № 8 ) - Внимательно следите глазками. | | 2 мин. |
8. | Работа по теме урока | | 1.- Назовите предметы, которые вы видели? - На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают? 2.- Что предметы делали? - На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают? 3.- Какими были эти предметы? - На какой вопрос отвечают эти слова и что обозначают? 4.- А как двигались эти предметы? - Что вы называли? - Мы разделили слова на группы. Вывод: (Слайд № 9 ) Все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка. Все жители страны русского языка живут по законам. | Перечисляют предметы Кто? что? Обозначают предмет Двигались Что делать? Что сделать? Обозначают действие предмета Большими, маленькими и т.д. Какой? Какая? Обозначают признак предмета Быстро, медленно Слова , части речи. Читают закон | 5 мин. |
| | | - А что такое закон? - В любом городе, все живут по определенным законам. Мы с вами живём по законам, которые записаны в конституции (основной закон страны), их надо соблюдать. В русском языке тоже есть законы. (писать без ошибок) Есть закон, по которому группируются все части речи. - Как вы думаете, вы умеете делить слова на группы? - Давайте попробуем разделить слова на группы. - Если вы справитесь, то узнаете, как называются улицы в городе Частей речи | Ответы детей Да. Дети получают конверты со словами. | |
9. | Работа в группа. Поиск решения по теме урока | 2.Части речи | - Сколько групп? -Какие слова в первой группе? - Какие слова во второй? - Пока будет звучать музыка попробуйте сами подобрать название каждой группе. Проверка 1. - Назовите слова первой группы? - К этим словам можно задать вопрос? Что они обозначают? - Если они сами о себе могут рассказать, предположите, как называется первая группа слов? - Да, эта группа включает в себя самостоятельные части речи. К словам можно задать вопрос и они что-то обозначают. Это первая улица в городе Частей речи. (карточка самостоятельные) 2. - Какие части речи входят во вторую группу ? Для чего они служат? - Да, эта группа слов, которая не имеет собственного значения, и служит для связи слов в предложении. - Предположите, как называется эта группа? Служебные части речи. Это - вторая улица в городе частей речи. (карточка служебные) - Как вы назвали третью группу? - А какие слова входят в третью группу? (Слайд № 11) фрагмент мультфильма (ох, ах) - Что выражают эти слова? - Да, ребята. (слайд № 12 ) Это особая часть речи, которая объединяет слова, выражающие наши чувства, не называя их. Это Междометия. Третья улица в городе Частей речи. - Как вы думаете, почему были ошибки? Что же мы с вами выяснили? Давайте проверим, наши предположения заглянув в учебник на стр 5. Что вы должны запомнить? (Слайд № 13 ) - А как вы думаете, в таблице приведены все части речи? - Какие части речи вы еще знаете? - К какой группе относятся? - Почему? - Молодцы. Сложную задачу выполнили. - Назовите город, в который мы приехали? - А как называются улицы, на которых живут разные части речи? - Молодцы. - Мы можем отправляться дальше. - Что же ждет нас впереди? | Дети распределяют слова в три группы сверкают, солнце, тихий, весело, они в, на, а, или, ох, ах, эх Самостоятельные части речи Предлоги, союзы служат для связи слов в предложении Служебные части речи. Дети называют слова Дети смотрят отрывок из мультфильма Чувства . Три группы, на которые делятся все части речи. Мы не все законы знаем Все части речи делятся на Самостоятельные, служебные и междометия. Нет. Имя числительное, частицы Самостоятельные, служебные Числительные – отвечают на вопросы, частица помощник у глагола. Самостоятельные, служебные, междометия. | 8 мин. |
10. | Закрепление. | | Запишем предложение. В огороде по дорожке медленно ползет улитка. (письмо с комментированием.) - Выделите грамматическую основу. Подпишите части речи. - Что для этого нужно сделать? - Молодцы. | Ответы детей. Ученик у доски с комментированием записывает предложение. Задать вопрос (ребенок задает вопрос к каждому слову для определения частей речи) | 3 мин. |
11. | Самостоятельная работа. | | - На какие группы вы учились делить все части речи? - Какие части речи относятся к самостоятельным? - Почему группа называется служебные части речи.. - Для чего нужны междометия? - Ну что же прежде чем мы покинем город Частей речи, давайте проверим, хорошо ли вы запомнили, как группируются части речи? - Возьмите карточку, прочитайте слова (Задумчивый, под, эх, при, ого, ягоды, увы, поют, но, фи, листья, тихо, из, в.) - Запишите их, разделив на три группы (названия групп на доске) - Проверим, что у вас получилось. - Назовите слова, которые относятся к самостоятельным частям речи. -Докажите. - К служебным частям речи. Для чего они служат? - Назовите междометия. Что они выражают? - Вы хорошо справились с заданием. - Вы просто знатоки русского языка. | Дети последовательно отвечают на поставленные вопросы. Самостоятельные, служебные и междометия. задумчивый, ягоды, листья, поют, тихо К слову можно задать вопрос, оно что-то обозначает из, под, в, при, но, ого, фи, эх, увы | 4 мин. |
12. | Итог урока. | | - По какому городу совершали экскурсию? - На какие группы можно разделить все части речи? | Части речи в русском языке Самостоятельные, служебные, междометия | 2 мин. |
13. | Рефлексия. | | -Наш урок подходит к концу. - В начале урока я обещала, что вы узнаете что-то новое, если вы узнали что-то новое, поднимите улыбающийся смайлик. / слайд №14 - Если ничему не научились, грустный смайлик. | | 1 мин. |
14. | | | Оценки за урок. у доски, активные Домашнее задание -Составьте 4 предложения на тему «Осень», используя разные части речи, подчеркнуть грамматическую основу и подписать части речи. -Попробуйте, составить предложение используя междометия, но только прежде, чем его писать поинтересуйтесь какие знаки при записи нужно ставить. | | 1 мин. |