kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. "Части речи в русском языке". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Данный урок занимает первое место в системе уроков 16 главы образовательной программы по теме раздела «Части речи в русском языке».  Данный урок тесно связан с предшествующими уроками в разделе по теме «Слово».

Образовательная программа «Школа 2100». Русский язык 3 класс. Авторы учебника Бунеев Р. Н.,  Бунеева Е. В., Пронина О. В.

Тема: «Части речи в русском языке»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений между частями речи и делением их на группы.

Учебные задачи:

  • осмыслить уже известные знания о частях речи; выработка умений и навыков по их применению; (классификация); изучение и первичное осознание нового учебного материала; (деление частей речи на три группы); осмысление связей и отношений в объектах изучения, используя разные виды и формы работы
  • развивать речь учащихся, словарный запаса; развивать умение логически мыслить, делать выводы, обобщать (работа в группах, проблемные ситуации на уроке); развитие самостоятельности; развитие внимания.
  • воспитывать желание достичь успеха, любовь к родному языку; воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе;
  • воспитывать любовь к прекрасному; аккуратность.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Работа в парах
  • Групповая

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. "Части речи в русском языке". 3 класс »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Данный урок занимает первое место в системе уроков 16 главы образовательной программы по теме раздела «Части речи в русском языке». Данный урок тесно связан с предшествующими уроками в разделе по теме «Слово».

Образовательная программа «Школа 2100». Русский язык 3 класс. Авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.


Тема: «Части речи в русском языке»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений между частями речи и делением их на группы.

Учебные задачи:

  • осмыслить уже известные знания о частях речи; выработка умений и навыков по их применению; (классификация); изучение и первичное осознание нового учебного материала; (деление частей речи на три группы); осмысление связей и отношений в объектах изучения, используя разные виды и формы работы

  • развивать речь учащихся, словарный запаса; развивать умение логически мыслить, делать выводы, обобщать (работа в группах, проблемные ситуации на уроке); развитие самостоятельности; развитие внимания.

  • воспитывать желание достичь успеха, любовь к родному языку; воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе;

  • воспитывать любовь к прекрасному; аккуратность.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Работа в парах

  • Групповая

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.























СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1.

Организационный момент
















Здравствуйте.

Итак, друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее, (показать)

Начнем скорей урок.

- Сегодня на уроке мы отправимся на удивительную экскурсию в страну русского языка.

Я узнаю, что вы уже изучили на уроках, и помогу узнать что-то новое.

- Вы любите экскурсии? Я тоже.

- А на чём же мы поедем? Отгадайте загадку.

Что за чудо – желтый дом

пассажиров много в нем

носит обувь из резины,

а питается бензином / слайд № 1

- Правильно.
















Автобус.

2 мин.

2

Чистописание.






1.Образец написания букв


- Поехать сможет только тот, кто аккуратно пропишет буквы, которые написаны на номере автобуса.

- Назовите их?

- Почему наш автобус с таким номером, мы узнаем в ходе урока.

- Давайте вспомним, как пишутся строчные буквы « Че, Эр».

- Обратите внимание на написание элементов этих букв. (показ на доске + объяснение)

- Проследите глазками последовательность записи.

- Запишите буквы в соединении.

- Молодцы, у всех хорошо получилось.






Дети называют буквы






Дети прописывают в воздухе буквы в соединении

Записывают в тетради

3 мин.

3.

Беседа о многообразии слов.



- Можно отправляться в путь в страну русского языка . / слайд № 3

(музыка на все вопросы)

- Что вы уже изучили на уроках русского языка?

- Давайте возьмём с собой все ваши знания. Они нам понадобятся на уроке.

(звуки тормоза)

- Остановка. Вот мы и добрались до страны русского языка.

- Вот беда, из огромного мешка, высыпались слова.

- Что бы вы сделали?

- Конечно, надо навести порядок. А как?

бегут, смеются, танцуют;

весёлые, забавные, большие;

дети, девочки,, шалуны.




Дети перечисляют изученные орфограммы







Ответы детей

Собрать в группы

2 мин.

4.

Постановка проблемы.



- Надо разделить их на группы. Классифицировать.

-А что это значит классифицировать?

/слайд № 4

-Как вы думаете, где искать ответ?

(В словаре - по закладке, у детей на столах желтая карточка).


- Что значить классифицировать?

(слайд – продолжение № 4 )

Вывод:

Нам надо найти условие, по которому можно разделить слова на группы.

Давайте искать решение ( слайд №5)





Ответы детей

Работа со словарём

Ученик читает объяснение в словаре.

Классифицировать – разделить на группы


Читают вывод


2 мин.

5.

Поиск решения. Наблюдение за словами в предложении.



(Интерактивный слайд )

- Посмотрите на запись.

- Что надо сделать, чтобы получить предложение?


1.- Подберите подходящие слова.

- Что общего у этих слов? Что они обозначают?





2.- Что общего у этих слов? Что они обозначают?







3.-Что общего у этих слов? Что они обозначают? предмет (вывести на слайд вопрос)


- Как вы сгруппировали слова? По каким признакам?

- Составьте и запишите одно любое предложение.


- Какие правила нужно помнить при записи предложения?

-Проверим. Прочитайте предложения, которые вы записали.

-Молодцы, вы справились.


Мы можем войти в страну русского языка.

- Как вы думаете, я правильно поняла, что…

Вывод: (Слайд № 6 )

В русском языке слова можно разделить на группы в зависимости от того, что они обозначают и на какой вопрос отвечают.


- А вы знаете, как называются эти слова?


весёлые дети.

Дополнить предложение.

Двигают слова

бегут, смеются, танцуют;

Отвечают на вопрос что делают? обозначают действие предмета

Бегут … дети.

двигают слова

весёлые, забавные, большие;

отвечают на вопрос какие? обозначают признак предмета

Бегут весёлые….. .

двигают слова к предложению

дети, девочки, шалуны.

отвечают на вопрос кто? обозначают предмет

По значению и по вопросу


Записывают предложение в тетрадь

Нужно писать с большой буквы в конце ставить точку.

Дети зачитывают предложения.

Похлопывают друг друга по плечу.





Читает вывод



Части речи.

7 мин.

6.

Сообщение темы.


(слайд №7)

- Вы, наверное, догадались, почему у нашего автобуса номер с буквами «че, эр».

- Да, он привез нас в город частей речи.

- Сегодня мы, пройдем по улицам этого города и потренируемся делить слова (части речи) на группы и узнаем, как называются эти группы.

В дорогу, по улицам города Частей речи.



Ответы детей.

1 мин.

7.

Физ минутка.


(слайд № 8 )

- Внимательно следите глазками.



2 мин.

8.

Работа по теме урока



1.- Назовите предметы, которые вы видели?

- На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают?


2.- Что предметы делали?

- На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают?


3.- Какими были эти предметы?

- На какой вопрос отвечают эти слова и что обозначают?


4.- А как двигались эти предметы?

- Что вы называли?

- Мы разделили слова на группы.

Вывод: (Слайд № 9 )

Все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Все жители страны русского языка живут по законам.


Перечисляют предметы

Кто? что? Обозначают предмет

Двигались

Что делать? Что сделать? Обозначают действие предмета

Большими, маленькими и т.д.


Какой? Какая? Обозначают признак предмета

Быстро, медленно

Слова , части речи.




Читают закон

5 мин.




- А что такое закон?

- В любом городе, все живут по определенным законам.

Мы с вами живём по законам, которые записаны в конституции (основной закон страны), их надо соблюдать.

В русском языке тоже есть законы. (писать без ошибок)

Есть закон, по которому группируются все части речи.

- Как вы думаете, вы умеете делить слова на группы?

- Давайте попробуем разделить слова на группы.

- Если вы справитесь, то узнаете, как называются улицы в городе Частей речи

Ответы детей










Да.


Дети получают конверты со словами.



9.

Работа в группа. Поиск решения по теме урока


2.Части речи

- Сколько групп?

-Какие слова в первой группе?

- Какие слова во второй?

- Пока будет звучать музыка попробуйте сами подобрать название каждой группе.

Проверка

1. - Назовите слова первой группы?

- К этим словам можно задать вопрос? Что они обозначают?

- Если они сами о себе могут рассказать, предположите, как называется первая группа слов?

- Да, эта группа включает в себя самостоятельные части речи. К словам можно задать вопрос и они что-то обозначают.

Это первая улица в городе Частей речи.

(карточка самостоятельные)

2. - Какие части речи входят во вторую группу ? Для чего они служат?

- Да, эта группа слов, которая не имеет собственного значения, и служит для связи слов в предложении.

- Предположите, как называется эта группа?

Служебные части речи.

Это - вторая улица в городе частей речи. (карточка служебные)

- Как вы назвали третью группу?

- А какие слова входят в третью группу?

(Слайд № 11)

фрагмент мультфильма (ох, ах)


- Что выражают эти слова?

- Да, ребята. (слайд № 12 )

Это особая часть речи, которая объединяет слова, выражающие наши чувства, не называя их. Это Междометия.

Третья улица в городе Частей речи.

- Как вы думаете, почему были ошибки?

Что же мы с вами выяснили?

Давайте проверим, наши предположения заглянув в учебник на стр 5.


Что вы должны запомнить?

(Слайд № 13 )


- А как вы думаете, в таблице приведены все части речи?

- Какие части речи вы еще знаете?

- К какой группе относятся?

- Почему?

- Молодцы. Сложную задачу выполнили.

- Назовите город, в который мы приехали?

- А как называются улицы, на которых живут разные части речи?


- Молодцы.

- Мы можем отправляться дальше.

- Что же ждет нас впереди?





Дети распределяют слова в три группы

сверкают, солнце, тихий, весело, они

в, на, а, или,

ох, ах, эх






Самостоятельные части речи







Предлоги, союзы служат для связи слов в предложении




Служебные части речи.





Дети называют слова


Дети смотрят отрывок из мультфильма

Чувства


.





Три группы, на которые делятся все части речи.


Мы не все законы знаем


Все части речи делятся на

Самостоятельные, служебные и междометия.


Нет.

Имя числительное, частицы

Самостоятельные, служебные

Числительные – отвечают на вопросы, частица помощник у глагола.

Самостоятельные, служебные, междометия.

8 мин.

10.

Закрепление.



Запишем предложение.

В огороде по дорожке медленно ползет улитка.

(письмо с комментированием.)

- Выделите грамматическую основу. Подпишите части речи.


- Что для этого нужно сделать?

- Молодцы.



Ответы детей.

Ученик у доски с комментированием записывает предложение.

Задать вопрос (ребенок задает вопрос к каждому слову для определения частей речи)

3 мин.

11.

Самостоятельная работа.



- На какие группы вы учились делить все части речи?

- Какие части речи относятся к самостоятельным?

- Почему группа называется служебные части речи..

- Для чего нужны междометия?

- Ну что же прежде чем мы покинем город Частей речи, давайте проверим, хорошо ли вы запомнили, как группируются части речи?

- Возьмите карточку, прочитайте слова (Задумчивый, под, эх, при, ого, ягоды, увы, поют, но, фи, листья, тихо, из, в.)

- Запишите их, разделив на три группы (названия групп на доске)

- Проверим, что у вас получилось.

- Назовите слова, которые относятся к самостоятельным частям речи.

-Докажите.



- К служебным частям речи. Для чего они служат?

- Назовите междометия. Что они выражают?

- Вы хорошо справились с заданием.

- Вы просто знатоки русского языка.

Дети последовательно отвечают на поставленные вопросы.










Самостоятельные, служебные и междометия.


задумчивый, ягоды, листья, поют, тихо

К слову можно задать вопрос, оно что-то обозначает

из, под, в, при, но,

ого, фи, эх, увы



4 мин.

12.

Итог урока.



- По какому городу совершали экскурсию?

- На какие группы можно разделить все части речи?

Части речи в русском языке

Самостоятельные, служебные, междометия

2 мин.

13.

Рефлексия.


-Наш урок подходит к концу.

- В начале урока я обещала, что вы узнаете что-то новое, если вы узнали что-то новое, поднимите улыбающийся смайлик. / слайд №14

- Если ничему не научились, грустный смайлик.


1 мин.

14.



Оценки за урок. у доски, активные

Домашнее задание

-Составьте 4 предложения на тему «Осень», используя разные части речи, подчеркнуть грамматическую основу и подписать части речи.

-Попробуйте, составить предложение используя междометия, но только прежде, чем его писать поинтересуйтесь какие знаки при записи нужно ставить.



1 мин.


Приложение к плану-конспекту урока

«Части речи в русском языке»


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1






2


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

ЦОР






ЦОР








Тренажер






Модель












http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d10984f3-20f8-41e6-a72c-ca1a533ab6cd/%5BNS-RUS_3-16%5D_%5BTQ_003%5D.swf







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. "Части речи в русском языке". 3 класс

Автор: Ваниосова Наталья Викторовна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "276160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "276162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685721"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi2"
    ["file_id"] => string(6) "276163"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства