Урок технологии в 1 классе
«Аппликация из резаных ниток.
Обезьянка»
Учитель начальных классов:
Дженджиева Виктория Эрдниевна
МБОУ СОШ № 23 г.Элиста
Методическая разработка урока технологии
Тема урока: Аппликация. Обезьянка.
Цель урока: познакомить учащихся с новым видом аппликации: аппликация из резаных ниток.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения аппликации, видами аппликации.
Познакомить учащихся с новым видом аппликации: «из резаных ниток»; выполнить работу в технике аппликация из ниток.
Развивающие:
Продолжать расширять кругозор учащихся.
Развивать творческие способности, эстетический вкус.
Воспитывающие:
Побуждать учеников делать подарки своими руками и преподносить их не только на знаменательные даты, но и просто для того, чтобы выразить свои добрые чувства.
Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: презентация к уроку; компьютер, проектор, образцы различных видов аппликации, готовый образец; шаблоны, клей, салфетка для рук,
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Организационный момент
Учитель:
- Давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Кисточку, картон и клей
Проверь на месте поскорей.
Не забудь и про салфетку.
В порядке вещи содержи.
- Все готовы? Молодцы!
II. Вводная часть
а) Беседа
Учитель: Рассмотрите работы, представленные на слайде (слайд 1-6).
Учитель: В какой технике выполнены эти работы?
- (Это аппликации).
Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?
(высказывания детей)
б) Работа с учебным материалом (слайд 7- 8).
Учитель: Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон
При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон.
Учитель: Давайте узнаем лексическое значение этого слова. Куда нам нужно обратиться? (к толковому словарю)
Ученик (читает): «Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».
в) Дополнительный материал «Из истории аппликации»
Учитель: А как вы думаете, для чего люди использовали аппликацию?
Учитель: Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения одежды (9 слайд);
- обуви (10 слайд);
- домашней утвари и орудий труда (11-12 слайд);
- в недалёком прошлом в России была очень популярна аппликация, вырезанная из чёрной бумаги (13 слайд).
III. Подготовка к изучению нового материала
Учитель: Ребята, посмотрите на работы, размещённые на слайде. Одинаковый ли материал используется для выполнения аппликации?
(1-13 слайд)
- (Нет)
Учитель: Что использовали для выполнения работ?
- (Для выполнения работ использовали бумагу, ткань, фольгу, вату).
Постановка темы и цели урока.
Учитель: Отгадайте загадку:
Проживает в жарких странах,
Очень любит есть бананы,
Озорная хулиганка,
Попрыгунья …. (обезьянка)
Показ аппликации (слайд 14) и на доске.
Учитель: К какому виду аппликации вы отнесете эту работу? (высказывают мнения)
Работа по теме урока
На уроке мы познакомимся с интересным и необычным видом аппликации: «Аппликация из резаных ниток»
Учитель: Ребята, какой скоро праздник мы будем отмечать? (Новый год)
Обычно мы делаем новогодние поделки, а сегодня будем делать аппликацию «Обезьянка».
Как выдумаете, почему? (высказывания детей)
Учитель: (слайд 15).
Согласно календарю, принятому в Китае и в других странах Востока, в пределах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного. Уходящий 2015 год – был годом овцы, наступающий 2016 год будет годом обезьяны. С последним ударом курантов в дом постучится новый 2016 год красной Огненной Обезьяны по Восточному календарю.
Ребята, а что вы знаете об обезьянах?
Сообщение учеников. (презентация)
Ученик 1: Обезьяны – это стадное животное. Они пугливые, осторожные, скрытны и очень бдительны. Они ходят на двух ногах. (слайд 16)
Ученик 2: Обезьяны бывают крупные и мелкие. Самая маленькая обезьяна – карликовая игрунка. Самая крупная – горилла. (слайд 17-18)
Ученик 3: Обезьяны живут парами. В основном они обитают в Африке, Южной Америке. Некоторые из обезьянок живут в зоопарке, выступают в цирках, а у кого-то это домашнее животное. (слайд 19)
Ученик 1: Они питаются насекомыми, семенами, ягодами, фруктами. (слайд 20)
Ученик 2: Лазают по деревьям. Только там они чувствуют себя в безопасности от тигров, леопардов и человека.. (слайд 21)
Физкультминутка «Обезьянка»
Мартышка
Ведущий произносит текст:
Звать мартышку Шалунишкой,
Очень любит пошалить,
Веселится, коротышка,
Хочет всех нас рассмешить.
Ведущий продолжает говорить, а дети выполняют движения.
То присядет, то подпрыгнет,
(Приседают и подпрыгивают.)
То закружится юлой,
(Кружатся на месте.)
То начнет ногами дрыгать,
(Трясут попеременно ногами.)
То качает головой.
(Качают головами.)
То забегает вприпрыжку,
Вот такая Шалунишка.
Впрочем, что с неё возьмешь?
- Как выглядит такая аппликация? (дать потрогать)
(пушистой, мягкой.)
- Как получаются такие аппликации?
(Такие аппликации получаются, если нитки нарезать на мелкие кусочки и приклеить на рисунок).
VІ. Релаксация «Настройся на работу»
Учитель: Внимание, внимание! Необходимо принять рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что вы на лужайке, греетесь на солнышке, и оно сейчас отдаёт вам свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией.
- Хорошо!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы все готовы к работе.
- А так как мы будем работать, даже можно сказать творить руками, то давайте подготовим наши руки.
Физкультминутка для рук
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
VІІ. Практическая работа
Учитель: Положите перед собой готовые шаблоны.
- С чего начнем выполнение работы?
Алгоритм выполнения аппликации (22 слайд)
а) выбрать подходящий фон;
б) наклеить шаблон на картон;
в) нанести клей сначала на мелкие участки, приклеить нитки, затем на крупные участки нашей аппликации.
Правила техники безопасности (слайд 23)
- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (работа с клеем)
- Ребята, а теперь – время творить! При создании аппликации постарайтесь передать не только внешнее сходство, но и создать определенный образ. Но прежде, чем приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности.
Если хочешь долго жить
И калекою не стать –
Надо правила учить
И всегда их соблюдать.
Если в клей, испачкав пальцы,
Ты потом их сунешь в рот.
Можно сильно отравиться,
Может заболеть живот.
Ножницы давать не нужно
Острым кончиком вперед,
Может быть конец их острый
В глаз соседу попадет.
Ты, пожалуйста, запомни
Кисть нужна, чтоб рисовать.
Ни пустой, ни краской полной
В рот нельзя ее совать.
- Правила техники безопасности мы повторили и теперь можем смело приступать к практической работе.
Самостоятельная работа учащихся.
На листе бумаги намечаем карандашом обезьянку
Наносим клей на глазки, носик, ротик, серединки ушек обезьянки. Приклеиваем нарезанные темно-синие или черные нитки, на ротик- красные нитки. Для глазок нитки скручиваем в кружок, затем приклеиваем.
Нарезаем коротко белые нитки и наклеиваем на мордочку обезьянки.
Нарезаем коротко коричневые нитки.
Приклеиваем нарезанные коричневые нитки на голову и ушки обезьянки. Затем — на хвостик
Не забывайте о культуре труда, следите за состоянием рабочего места.
Ребята, тот, кто выполнит работу первым, потом можно помочь тем, кто нуждается в помощи.
(Во время самостоятельной работы проводится музыкальная физминутка «Елочка»)
VIIІ. Подведение итога, выставка работ
Учитель: Музыка остановилась, прошу вас закончить работу.
- Возьмите свои работы и покажите друг другу, соседу по ряду.
- Как можно использовать эти работы?
Ученики: подарить, сделать выставку.
Учитель: Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и можете использовать свою работу в качестве подарка или украшения в доме. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли работу, тот человек обязательно порадуется, т.к. ваша работа выполнена аккуратно, красиво, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения. Пусть год лошади вам принесет только удачу.
ІХ. «Проверь себя» - вопросы для закрепления
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи (аппликация).
- Что означает с латинского слово «аппликация» (прикладывание).
- С каким видом аппликации мы сегодня познакомились?
Посмотрите, какие аппликации такого вида можно сделать (слайд 27-28)
X. Рефлексия: Продолжи фразу:
- Сегодня на уроке было интересно….
- Я узнал …..
- Мне захотелось….
- Я научился…..
Учитель: Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
Сохранилось ли у вас настроение с каким вы пришли на урок?
XІ. Домашнее задание
- Возьмите любую раскраску и выполните аппликацию из резаных ниток.
XIІ. Уборка рабочего места.
Учитель: Молодцы! Спасибо за урок.