kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок познания мира. Почва. Состав почвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познания мира. Тема: Почва. Состав почвы. Образование почвы. Состав почвы. Проведение опыта. Составление кластера.Цели: Сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойстве, развивать умения работать с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

План:

1. Орг. момент.

2. Вход в тему урока.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка проблемы.

5. Поиск решения проблемы.

6. Физ. минутка.

7. Практическая работа.

8. Свойства почвы.

9. Итог урока.

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание.

Урок хороший, интересный. Апробирован 2 раза в 3 классе. Четкая структура урока. По времени занимает 45 минут. Опыты вызывают интерес детей и эмоциональный отклик. Урок даёт понятие и о главном свойстве почве - плодородии. В конце урока - рефлексия. Определяется уровень восприятия детьми учебного материала. Интерес вызывает и домашнее задание, данное учащимися. Необходимо совершить поисковую деятельность, чтобы его выполнить. Происходит связь теоретического материала с жизнью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира. Почва. Состав почвы. »

Почва, ее состав и свойства.


Цели: Сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойстве, развивать умения работать с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.


Оборудование:


1. Мультимедийная доска.

2. Почва.

3. Банка с водой.

4. Горелка.

5. Штатив.

6. Стеклянная палочка

7. Стекло.



План:


1. Орг. момент.

2. Вход в тему урока.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка проблемы.

5. Поиск решения проблемы.

6. Физ. минутка.

7. Практическая работа.

8. Свойства почвы.

9. Итог урока.

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание.


Ход урока


I. Организационный момент.

У: Сейчас у нас урок познания мира.

У нас на уроке гости, поэтому повернитесь к ним и поприветствуйте их кивком головы.


-Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.


А чтобы настроиться на урок, прослушаем песню.


Слайд № 1 (см. презентацию).

У: Эта песня называется «Не крутите пёстрый глобус…»

II. Введение в тему урока

У: - Что такое глобус? (Это модель земли)

Слайд №2


У: - Почему его называют пёстрым?


(Потому, что на глобусе есть голубой, зеленый, желтый и др. цвета - отвечают дети).


У: - Что изображают зеленым цветом?


(Растения - отвечают дети)


У: - А везде ли растут растения?


(Нет! - отвечают дети)


У: - Где растения не растут?

(В пустыне, т. к. там очень жарко и нет воды, на северном полюсе, т. к. там очень холодно - отвечают дети).


У: - Посмотрите на экран.

Слайд № 3

Слайд №4

У: - На картинке видно, что светит солнце, значит тепло, протекает река, значит, есть вода, но все равно растения растут не везде.


(Растений нет на горе, т. к. там нет земли - отвечают дети).


У: - Правильно! Попробуйте подобрать синоним к слову “земля”


Земля-почва-грунт


III. Объявление темы урока.


У - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?


(О почве - отвечают дети).


У: - Верно! Итак, тема нашего урока - “Почва, ее состав и свойство” Слайд № 5


- Откройте тетради и запишите тему урока.



IV. Постановка проблемы.


Первоначально, наша Земля была покрыта голыми безжизненными скалами.


Слайд № 6


Сейчас, наша планета выглядит вот так.


У: - Ребята, какие изменения вы заметили?


(Появилась растительность, но растения не могут появиться без почвы.

Значит первоначально появилась почва).


У: - Как же на безжизненных, голых камнях образовался слой почвы?

А ответить на этот вопрос вы сможете, прочитав текст в учебнике.


V. Поиск решения проблемы. Работа по учебнику.

Откройте учебники с. 108. Прочитайте 1,2 абзац.


В начале были горы. На горы действовали вода, ветер, солнце.

Объясните, как вода, ветер, солнце действовали на горы?

(Разрушали горы)

Их слова подтверждаю показом слайдов № 7, № 8, № 9.


На доске появляется схема:

Слайд №10




Ребята, давайте еще раз назовем участников создания почвы.


Слайд № 11


(Дети перечисляют: горы, солнце, вода, ветер, бактерии, мхи и лишайники.)


У: - Может быть мы не всех “участников” назвали?


(Еще животные)


VI. Физ. минутка. Слайд №12,13


У: - Мы хорошо поработали, теперь давайте отдохнем.


Вместе весело шагать по просторам

И конечно, припевать лучше хором

В небесах зари полоска заполощется

Раз березка, два березка,

Будет рощица.

Раз дощечка, два дощечка,

Будет лесенка.

Раз словечко, два словечко,

Будет песенка. (прослушивание аудиозаписи №2)



VII. Продолжение работы


У: - Как хорошо в песне “Раз березка, два березка будет рощица”


Но так не всегда получается.


Слайд № 14


У: - Почему в одном месте вырос замечательный лес, а в другом нет?


(Правильно, разный состав почвы – отвечают дети)


У: - Ребята, а интересно вам узнать состав почвы?

Для этого, ребята, мы станем учёными и проведём опыты. Слайд №15


VIII. Практическая работа.

Будем составлять схему «Состав почвы», в которую будем заносить наши выводы. Слайд № 16


Опыт №1.

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.


Ход опыта:


Положи в стакан с водой комок почвы.

Что ты увидел?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в почве есть воздух.


Опыт №2.

Размешайте.

Рассмотрите внимательно.

Что есть в почве?

Вывод: в почве есть песок, глина.



Опыт №3. (Проводит учитель)


Оборудование: штатив, спиртовка, стекло.


Ход опыта:

Я нагреваю почву. Подставляю стекло.

Что образуется на стекле? (капельки воды)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в почве есть вода.



Опыт № 4. (Продолжение опыта 3)

Почва продолжает нагреваться.

Что вы чувствуете?

Почему от нагретой почвы исходит такой запах?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов.

(Можно определить по запаху.)


Чтобы узнать, что ещё содержится в почве, мы проведём не опыт, а наблюдение. Рассмотрим горшок с цветком. На стенках горшка образовался белый налёт. Это соли, содержащиеся в почве


Цель: увидеть наличие солей.



Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.


(По результатам опытов дети составляют схему).


Слайд №16

VIII. Свойства почвы

У: - Что не хватает почве на второй картинке, чтобы на ней тоже вырос замечательный лес? Слайд №17

А чтобы это узнать, прочитайте в учебнике текст на стр. 106 – 3 абзац.


У: - Так чего не хватает почве?

(Дети: перегноя)


У: - Перегной – настоящая кладовая питательных веществ. Именно от количества перегноя зависит плодородие почвы.


У: - Как вы понимаете это слово – плодородие?

- Из каких слов оно образовалось?


ПЛОДОРОДИЕ Слайд №18


У: - Установлено, что плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которыми питаются растения.

Найдите в учебнике с 106 правило – что такое плодородие? (Плодородие – главное свойство почвы – учитель подтверждает ответ детей).

Слайд №19



У: - На обширных пространствах нашей планеты, образуются разные нити почв.


Слайд № 20


У: - Посмотрите на образцы почвы. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? Почему?

- Как она называется?

Слайд № 22

У: - Расскажи, как животные влияют на плодородие почвы?


IX. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что изучали?

- С какими новыми словами вы познакомились?

- Проверим как вы усвоили материал.

У: Слайд № 23

- Перед вами 6 вопросов.


X. Рефлексия.Вы читаете их и на листочках записываете ответ.


1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:

Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

3. Основное свойство почвы. (плодородие)

4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)

5. Самая богатая перегноем почва. (чернозём)

6. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

Взаимопроверка. А теперь проверим ответы.

Сдайте листочки.

Для себя сделайте выводы, что вам необходимо повторить.

Слайд № 24


XI. Домашнее задание.


Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках.

Какая почва лучше удерживает влагу? Выбери правильный ответ.

Почва, в которой больше песка.

Почва, в которой больше глины.

Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.

Какую пользу почве приносит дождевой червь?

Узнай у родителей, какая почва на твоём дачном участке.

Что в ней больше: песка, глины, перегноя.

Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить свойства почвы?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок познания мира. Почва. Состав почвы.

Автор: Бажина Елена Николаевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок познания мира " Состав почвы""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_poznaniia_mira_sostav_pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "449205"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515649082"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по познанию мира по теме "Почва. Значение почвы" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-po-tiemie-pochva-znachieniie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "151524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420718729"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока познания мира "Почва и её состав" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-pochva-i-ieio-sostav"
    ["file_id"] => string(6) "114153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411318208"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока во 2 классе по познанию мира на тему "Почва. Значение почвы""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokavo2klassiepopoznaniiumiranatiemupochvaznachieniiepochvy"
    ["file_id"] => string(6) "269704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450889211"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Поурочные планы по познанию мира 3 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "pourochnyie-plany-po-poznaniiu-mira-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193007"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427552403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства