Тема урока: О чем говорит иудейский закон
Цель: познакомить с правилами иудейского закона; развивать монологическую речь; воспитывать толерантность и уважение к религиям других народов.
Ожидаемые результаты:
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке, определять цель выполнения заданий, определять план выполнения заданий.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, работать с иллюстрациями осуществлять поиск необходимой информации.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление устного текста – рассуждения, выбор доказательств для аргументирования своей точки зрения, использование обобщающих слов и понятий, умение работать в паре, группе.
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка).
ХОД УРОКА:
1.Орг. класса
В жизни по-разному можно жить – Эмоциональный настрой
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
2.Актуализация опорных знаний Фронтальная работа
с проверкой домашнего задания Самоутверждение
Кроссворд
К | О | В | Ч | Е | Г | З | Б | Ш | З |
З | Ч | Ж | Д | Г | Б | А | Т | А | Ш |
М | О | И | С | Е | Й | П | И | В | Ю |
Ш | А | Б | Б | А | Т | О | Е | У | В |
А | Я | Ь | Ъ | Т | Ы | В | О | О | Г |
Ч | Г | А | В | О | Т | Е | П | Т | Р |
Ш | Т | К | Р | Р | Ц | Д | Б | О | Г |
Т | Р | П | Д | А | Ч | И | Т | М | Щ |
П | Я | Т | И | К | Н | И | Ж | И | Е |
С | К | Р | И | Ж | А | Л | И | О | К |
К | О | В | Ч | Е | Г | З | Б | Ш | З |
З | Ч | Ж | Д | Г | Б | А | Т | А | Ш |
М | О | И | С | Е | Й | П | И | В | Ю |
Ш | А | Б | Б | А | Т | О | Е | У | В |
А | Я | Ь | Ъ | Т | Ы | В | О | О | Г |
Ч | Г | А | В | О | Т | Е | П | Т | Р |
Ш | Т | К | Р | Р | Ц | Д | Б | О | Г |
Т | Р | П | Д | А | Ч | И | Т | М | Щ |
П | Я | Т | И | К | Н | И | Ж | И | Е |
С | К | Р | И | Ж | А | Л | И | О | К |
Ковчег – Ковчег завета, евреи изготовили большой ларец для хранения скрижалей.
Шаббат – священный день суббота
Шавуот – праздник в честь получения Торы
Тора – учение
Пятикнижие – 5 книг, составляющие Тору
Главная книга – Тора
Заповеди – это предписания о том, как должен жить и вести себя человек.
В какой религии встречаются все эти слова?
ИУДАИЗМ
3.Тема урока: О чем говорит иудейский закон Самоопределение
- Возьмите карточки с изображенными на них таблицами. Запишите в первый столбик все, что вы знаете по изучаемой теме. Во второй столбик запишите то, что хотите узнать. Третий вы заполните в конце урока, поэтому оставьте его поле пустым.
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
• | • | |
4. Отработка материала по уроку
- Дома вы знакомились с заповедями Торы. Сейчас вы посмотрите слайды презентации и отметьте, что за заповедь отображена
1.
Почитать единого Бога.
Не создавать себе кумира.
Не поминать имени Бога всуе.
Уважать субботу как день почитания Бога.
Уважать родителей.
Не убивать.
Не прелюбодействовать.
Не красть.
Не лжесвидетельствовать.
Не желать ничего из того, что принадлежит другому человеку.
На какие 2 группы по содержанию можно разделить данные заповеди?» (Первые 4 заповеди говорят об отношениях человека с Богом, остальные касаются отношений людей между собой.)
№ | Содержание | Что означают? | Аргументы |
5 | Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле | Дети должны помогать родителям, поддерживать их | Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни |
6 | Не убивай | Нельзя убивать другого человека и желать ему смерти | Не ты дал жизнь, значит, не тебе её отнимать! |
7 | Не кради | Нельзя брать чужое без разрешения | Это бесчеловечно, так как приносит страдания другому человеку |
8 | Не прелюбодействуй | Нельзя предавать тех, кого любишь | Выполнение заповеди – залог сохранения семьи |
9 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | Нельзя лгать, обманывать | Любой обман откроется. Бог видит обман |
10 | Не желай… ничего, что у ближнего твоего | Не надо завидовать другим людям | Зависть мешает радости, она не знает границ |
-Как вы считаете, у нас в классе дети, которые исповедуют христианство, ислам, те которые не исповедуют никакую веру, им подходят эти заповеди. Можно их назвать
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ? Самоутверждение
5. Изучение нового материала
5.1 Проблемная ситуация – обсуждение в группах
Девочка пришла в школу после болезни краснухой. На ее лице остались следы от зеленки и ранки. Ее встретили одноклассники:
- Ой, какая ты смешная!
- Ты долго будешь ходить такая некрасивая? Даже на носу зеленка.
- А мы ездили на экскурсию, ты такое пропустила!
- Мы столько новых тем изучили. Ты теперь ничего не поймешь. Да ты и раньше не понимала.
- Что чувствовала эта девочка?
- Хотели бы вы быть на ее месте?
Если мы так поступаем, значит считаем такое поведение нормальным, таким образом даем разрешение другим так же поступать по отношению к нам.
Вывод. Если не хотим, чтобы с нами так поступали, то и мы так делать не будем
Много столетий назад еврейский мудрец Гилель сказал: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»
_Как вы понимаете смысл этих слов
Человек не имеет права оскорблять и унижать другого, но и сам не должен терпеть оскорбления и унижения.
Евреи верят, что наступит день, когда придет на землю посланник Бога, Мессия. Они верят, что с приходом Мессии, не будет обиженных , не будет мир станет совершенным инее будет обиженных, не будет зла, войн, плохих поступков.
5.2. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было
жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому,
прожившему сто лет волшебнику: «Помоги мне, дедушка, выбрать
подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом
жизнь».
Подумал волшебник и сказал : «Приходи ко мне завтра утром, когда
первые птицы запоют и роса не просохнет...»
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в
условленного место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек,
одна другой краше.
- «Вот выбирай», - сказал волшебник, - «одну зовут Радость, другую -
Удача», третью – Красота, четвертую – успех, пятую – Доброта»
- «Они все прекрасны», - сказала Любовь, - «Не знаю, кого и
выбрать…»
- «Твоя правда», - ответил волшебник, - «они все хороши, и ты в жизни
еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из
них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь».
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы ребята? Почему? (ответы учеников).
Звучит музыка и учитель читает продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Ребята, почему Любовь выбрала Доброту? (ответы учеников).
_ А как вы понимаете слово «добро»? Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
( благо- добро, творить – делать, делать добро)
Пример: Вы идете по улице, рядом - бабушка. Вдруг она падает. Что вы будете делать? (У: Окажем помощь)
Можно ли сказать, что вы проявили благотворительность?
По Владимиру Ивановичу Далю "благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них"; и еще "благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница - ж. - благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим".
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – одно из предписаний иудаизма, называется ЦДАКА, что означает справедливость.
Мозговой штурм: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры обсуждение в группах)
У: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.
Как вы думаете, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ХОТЯ БЫ ОДНО ЧТО – ТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВАМИ, ДЕЛАЕТ ЭТО ПО ПРИНУЖДЕНИЮ ИЛИ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Деньги для пожертвования не дают нуждающемуся, а кладут в специальную копилку, КУПАТ ЦДАКА
Оттуда берут деньги нуждающиеся кому сколько нужно и не знают, кто их туда положил. Это для того, чтобы не обидеть друг друга.
Юноша и морские звезды
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:
- Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы.
1. Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?
2. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся» ?
3. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
Награда
Как-то волк охотился в лесу и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его волк и давай слезно просить:
- Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил волка из ямы. Волк выскочил наружу и говорит:
- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
- Ох, волк, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо дарить меня за добро?
- Она и есть, - ответил волк.
- Какая же это награда - платить злом за добро? - возразил путник.
- Давай спросим кого-нибудь - награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и волк подошли к дереву и спросили:
- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
- Злом! - ответило дерево. - Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
- Ну, теперь-то я тебя съем! - обрадовался волк.
- Давай еще кого-нибудь спросим! взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
- Эй, корова! - окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
- Злом! - отвечает корова. - Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее волк и сказал путнику:
- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! - Подожди немного! - попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня...
Вопросы.
1. Почему путник решил помочь волк? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
2. Как поступил волк? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3. Так нужно ли платить за добро?
4. Как закончится сказка? Съест ли волк путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
Продолжение сказки.
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
- Добром! - ответила птица. - Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Волк сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
6.Итог урока.
Возьмите свои карточки и допишите, что нового вы узнали на уроке.
7.Домашнее задание самовыбор
1) Собрать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. ( Например: «На лжи далеко не уйдешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется».
2) Обсудить с родителями вопросы из учебника.
3) Написать мини – сочинение «Мои добрые поступки»
11