Учитель задаёт вопросы. - Какой урок? (Слайд 1) - Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира? - Надо ли нам всё это изучать, пригодится ли это в жизни? - Много вы знаете? - Всё ли вы изучили? - Сегодня на уроке узнаем новое, будем применять новое знание на уроках и в повседневной жизни. | Дети отвечают. - Урок окружающего мира. - Изучаем окружающий нас мир: растения, животных… - Всё это пригодится в жизни: мы видим растения, некоторых животных, но очень мало знаем про них. Надо знать и любить Природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. - Много. - Не всё ещё мы изучили, нам ещё много надо узнать, изучить. |
1. Фронтальная работа по актуализации знаний. - В начале урока повторим то, что мы знаем. Посмотрите на экран. (Слайд 2) - Назовите одним выражением, что видите на картинах? - Какое время года идёт сейчас? - Какое время года вам больше нравится? Почему? - А я люблю лето, когда светит яркое солнце, тепло, всё цветёт, растёт… - Природа прекрасна во все времена года. Нам предстоит на уроках окружающего мира раскрывать её загадки. - В природе есть законы, по которым происходят разные явления, какие-то изменения. - Посмотрите на экран, какой закон нарушен здесь? - Восстановим порядок. (На слайде 3 появляется правильный порядок времён года) - Приход зимы – это хорошо или плохо? Объясните в группах: 1 группа – хорошо, 2 группа – плохо. (Для кого? Почему?) - Проверим, что вы приготовили. - Даже если мы считаем, что это плохо, зима всё равно приходит, к её приходу нужно готовиться. 2. Создание проблемной ситуации. - Расскажите, как готовятся к зиме: (слайд 4) растения _________________________________ изображение человека _____________________ птицы ___________________________________ - Проверим. | Появляются изображения времён года: весна, лето, зима, осень. Дети рассматривают картинки. - На картинах изображены времена года. - Сейчас идёт зима. Дети отвечают. - Порядок смены времён года. Дети называют правильный порядок времён года. Дети обсуждают (по рядам). Выступает один ученик из группы. Дети выполняют задания по группам. Один учащийся из группы отвечает. |
- Откройте учебник на странице 30. Рассмотрите рисунки слева в учебнике. - Почему этих птиц разделили на две группы? - Назовите птиц на верхнем рисунке. - Выберите название для этой группы птиц: улётные, летающие, перелётные. - Те птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называют перелётными птицами. (Слайд 5) - Каких ещё перелётных птиц вы знаете? - Посмотрите на нижний рисунок в учебнике. Назовите, какие птицы там нарисованы? - Выберите название для этой группы птиц: остающиеся, зимующие, неперелётные. - Птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. (Слайд 6) - Каких ещё зимующих птиц вы знаете? - Выясним, почему некоторые птицы улетают. Поработаем в группах: найдите причину, почему улетают птицы, расставьте картинки по порядку. - Проверим. (Слайд 7. После выступления групп показываю и называю птиц: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие.) - Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус. - Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему? - Какие птицы улетают потом? Почему? - Какие птицы улетают последними? Почему? - Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус. - Улетают птицы по-разному. - Кто из вас видел, как летят птицы? - Летят птицы тоже по-разному. Журавли летят клином, цапли и гуси – цепочкой, скворцы и дрозды – скученной стаей. (Слайд 8) - Одни птицы летят днём, другие ночью, а некоторые и летят и идут пешком. - Дорога у птиц длинная. Легко ли им долететь до тёплых краёв? - Птичья дорога полна опасностей. Очень много птиц погибает в дороге. Только самые сильные и выносливые долетают до тёплых краёв. - На все вопросы ответили? - Узнаем о зимующих птицах. - Чем же питаются птицы зимой? Узнаем из хрестоматии (стр. 19). Задания группам: 1) Прочитать первый абзац. 2) Прочитать второй абзац. 3) Прочитать третий абзац. Выполните задания в группах. - Проверим. О каких птицах вы узнали? (Слайд 9) Что они делают? - Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус. Физкультминутка (Слайд 10) Утята привыкли к порядку, Утром делают зарядку. Для начала бег на месте, Крылья врозь, лопатки вместе. | Дети рассматривают рисунки. - Одни птицы улетают от нас, другие остаются. - Здесь изображены: аист, жаворонок, скворец, ласточка. Дети выбирают название. - Гусей, уток, грачей, журавлей, стрижей, лебедей … - Здесь ворона, сорока, воробей, синичка. Дети выбирают название. - Дятла, галку, клеста, поползня. 1 группа: картинка птицы с насекомым в клюве, летний лес, осенний лес, зимний лес. 2 группа: водоплавающая птица, рыба, водоём летом, застывший водоём. 3 группа: птица, поле осенью, колосья пшеницы, зимнее поле. Дети высказывают свои мнения. Дети оценивают свою работу. - Насекомоядные, потому что насекомых стало мало, они прячутся под кору деревьев, забираются в щели, гибнут. - Потом улетают зерноядные, потому что с полей убирают зерно, семян очень мало. - Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы замерзают. Дети оценивают свою работу. Дети отвечают. - Птицам очень трудно. Они устают. - Ответили на все вопросы. У детей листочки с напечатанными абзацами, они идут к учителям, чтобы те им прочитали тексты. Один ученик из группы рассказывает. Дети оценивают свою работу. Учащиеся встают, бегают на месте, выполняют упражнения. |