Целью методической разработки по курсу ОРКСЭ "Альтруиз и эгоизм" является формирование представлений о нравственных понятиях "альтруизм" и "эгоизм".
Данный урок позволит обучающимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям,; обучающиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности.
В ходе урока будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе и коммуникативную компетенцию.
В процессе групповой и индивидуальной работы обучающимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруиз», «эгоизм», «альтруист», «эгоист», «разумный эгоизм». При работе с ситуациями обучающиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по курсу ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм" »
Методическая разработка занятия по теме: «Альтруизм и эгоизм»
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 города Ковров
Елена Вячеславовна Соловьева
Цель: формирование представлений о нравственных понятиях «альтруизм» и «эгоизм».
Задачи:
познакомить с понятиями «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;
формировать умения работать с новой информацией по теме ( отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
совершенствовать умения работы в группе: излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;
воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты:
Личностные: данный урок позволит обучающимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям,; обучающиеся получат опыт творческой , интеллектуальной, аналитической деятельности.
Метапредметные: в ходе урока будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе и коммуникативную компетенцию.
Предметные: в процессе групповой и индивидуальной работы обучающимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруиз», «эгоизм», «альтруист», «эгоист», «разумный эгоизм». При работе с ситуациями обучающиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий.
Основные понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм, альтруист, эгоист.
Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)
- Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный)день. Давайте пустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 1.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей!
- Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?
- Я уверена, что у нас сегодня всё получится!
- Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики
Актуализация знаний
- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?
- Соотнесите понятие с его определением (работа с интерактивной доской. Слайд 2)
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это … (этика)
Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» … (культура)
Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (мораль)
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…(добро)
То, что мораль стремиться устранить и исправить … (зло)
Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом … (добродетель)
Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется … (порок)
Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …(свобода)
Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор … (ответственность)
Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. … (справедливость)
- К какой категории относятся эти понятия?(нравственные)
Постановка учебной задачи
- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Я предлагаю вам составить рассказ.
У каждой группы есть кадры из мультфильма и инструкция, которая поможет вам в работе. Познакомьтесь с инструкцией. Прочитайте первый пункт инструкции. О каком герое древнегреческого мифа вам предстоит составить рассказ? Кто знаком с мифом о Прометее?
Рассмотри внимательно картинки (слайд 3).
Подумайте, в каком порядке происходили события.
Разложите картинки в нужном порядке так, чтобы получился связанный рассказ.
-Удалось ли вам восстановить ход событий? Почему?
-Поразмышляем, как могли развиваться события, которые привели к данной концовке.
-Для того, чтобы убедиться в правоте своих предположений я предлагаю вам посмотреть пропущенные кадры мультфильма.
ПРОСМОТР мультфильма (слайд 4).
-Какой подвиг совершил Прометей?
-Во имя кого он совершил этот подвиг?
-Каким был Прометей?
-Подвиг, который совершил Прометей можно определить понятием «альтруизм». А Прометея можно назвать «альтруистом».
- Подумайте и назовите понятие, противоположное по значению понятию «альтруизм». («эгоизм», альтруист-эгоист)
- Определите тему урока.
Тема нашего урока: «Альтруизм и эгоизм» (слайд 5)
-Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке по данной теме (слайд 6)?
«Открытие» нового знания
Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей)
- Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)
Работа в группах .
1 группа работает в Интернете
2 группа работает со словарями
3 группа работает с текстом учебника (с.30-31)
4 группа работает с текстом, подготовленным учителем (Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х.):
Альтруизм и эгоизм
Альтруизм — противоположность эгоизму. Эгоизм от слова «эго» («я» – перевод с латыни), альтруизм от слова «Альтер» (по-латыни «другой»). Эгоизм – все для себя, альтруизм – все для других. Альтруизм – это бескорыстная готовность действовать в интересах других. Альтруизм свойствен живому существу генетически, эволюционно. Он встречается уже у ос, пчел, муравьев и выражается, например, в том, что рабочие пчелы и рабочие муравьи добровольно отказываются откладывать собственные яйца, чтобы ухаживать за общественными яйцами матки, а пингвин подкармливает оставшихся без родителей птенцов.
- Поделитесь своими открытиями
(Слайды 7 и 8)
Первичное закрепление
- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу?(Альтруизм противостоит эгоизму)
(В первичном закреплении детям выдаются листы для работы в парах с пропущенными словами в понятиях:
Альтруизм – это …. действовать в интересах …..
Эгоизм - действие, направленное на ….. в ущерб интересам других людей.)
- Как будут называть людей, обладающих такими качествами?
Игра «Разведчики» (Выбираются «альтруист» и «эгоист», которые пройдя по классу набирают карточки с нравственными понятиями, характеризующими «их»)
- Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей)
- Обратимся к притче «Зеркало» Слайды 12-18 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)
- Все ли богатые люди эгоисты?
- Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?
Работа с учебником
- Обратимся за помощью к учебнику (с. 31).
- Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм-способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу)
Работа с иллюстрацией учебника (с.30)
- Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит
- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.
- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!
- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?
- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с индивидуальными карточками и проверка по эталону на доске (Слайд 17)
Включение в систему знаний
- Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:
(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения) (Слайд18.)
Золушка
Колобок
Кот Леопольд
Человек – Паук
Баба – Яга
Илья Муромец
Карлсон
Айболит
- С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?
- Предлагаю вам дома найти литературных героев альтруистов и эгоистов
- Подберите синонимы к новым понятиям.
- Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника
Рефлексия
- С какими понятиями работали на уроке?
- О чем вы хотите рассказать родителям?
Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)
Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)
Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)
Слайд 19
Используемые ресурсы:
Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.
Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это …
КУЛЬТУРА
Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» …
МОРАЛЬ
Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей …
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…
ЗЛО
То, что мораль стремиться устранить и исправить …
ЭТИКА
Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом …
ДОБРОДЕТЕЛЬ
Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется …
ДОБРО
Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …
ПОРОК
Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор …
СВОБОДА
Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. …
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Альтруизм и эгоизм
Альтруизм — противоположность эгоизму. Эгоизм от слова «эго» («я» – перевод с латыни), альтруизм от слова «Альтер» (по-латыни «другой»). Эгоизм – все для себя, альтруизм – все для других. Альтруизм – это бескорыстная готовность действовать в интересах других. Альтруизм свойствен живому существу генетически, эволюционно. Он встречается уже у ос, пчел, муравьев и выражается, например, в том, что рабочие пчелы и рабочие муравьи добровольно отказываются откладывать собственные яйца, чтобы ухаживать за общественными яйцами матки, а пингвин подкармливает оставшихся без родителей птенцов.