kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по курсу ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью методической разработки по курсу ОРКСЭ "Альтруиз и эгоизм" является формирование представлений о нравственных понятиях "альтруизм" и "эгоизм".  

Данный урок позволит обучающимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям,; обучающиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности.

В ходе урока будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе и коммуникативную компетенцию.

В процессе групповой и индивидуальной работы обучающимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруиз», «эгоизм», «альтруист», «эгоист», «разумный эгоизм». При работе с ситуациями обучающиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по курсу ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм" »

Методическая разработка занятия по теме: «Альтруизм и эгоизм»


учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22 города Ковров

Елена Вячеславовна Соловьева

Цель: формирование представлений о нравственных понятиях «альтруизм» и «эгоизм».

Задачи:

  • познакомить с понятиями «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;

  • формировать умения работать с новой информацией по теме ( отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

  • совершенствовать умения работы в группе: излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

  • воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Планируемые результаты:

Личностные: данный урок позволит обучающимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям,; обучающиеся получат опыт творческой , интеллектуальной, аналитической деятельности.

Метапредметные: в ходе урока будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе и коммуникативную компетенцию.

Предметные: в процессе групповой и индивидуальной работы обучающимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруиз», «эгоизм», «альтруист», «эгоист», «разумный эгоизм». При работе с ситуациями обучающиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий.


Основные понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм, альтруист, эгоист.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари (Ожегова, Энциклопедический), раздаточный материал


Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)


- Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный)день. Давайте пустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 1.


Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, милые ребята,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало в нашем классе

И светлее, и теплей!


- Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?

- Я уверена, что у нас сегодня всё получится!

- Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики

  1. Актуализация знаний

- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?

- Соотнесите понятие с его определением (работа с интерактивной доской. Слайд 2)

  • Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это … (этика)

  • Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» … (культура)

  • Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (мораль)

  • Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…(добро)

  • То, что мораль стремиться устранить и исправить … (зло)

  • Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом … (добродетель)

  • Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется … (порок)

  • Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …(свобода)

  • Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор … (ответственность)

  • Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. … (справедливость)

- К какой категории относятся эти понятия?(нравственные)


  1. Постановка учебной задачи

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Я предлагаю вам составить рассказ.

У каждой группы есть кадры из мультфильма и инструкция, которая поможет вам в работе. Познакомьтесь с инструкцией. Прочитайте первый пункт инструкции. О каком герое древнегреческого мифа вам предстоит составить рассказ? Кто знаком с мифом о Прометее?

  1. Рассмотри внимательно картинки (слайд 3).

  2. Подумайте, в каком порядке происходили события.

  3. Разложите картинки в нужном порядке так, чтобы получился связанный рассказ.

-Удалось ли вам восстановить ход событий? Почему?

-Поразмышляем, как могли развиваться события, которые привели к данной концовке.

-Для того, чтобы убедиться в правоте своих предположений я предлагаю вам посмотреть пропущенные кадры мультфильма.

ПРОСМОТР мультфильма (слайд 4).

-Какой подвиг совершил Прометей?

-Во имя кого он совершил этот подвиг?

-Каким был Прометей?

-Подвиг, который совершил Прометей можно определить понятием «альтруизм». А Прометея можно назвать «альтруистом».

- Подумайте и назовите понятие, противоположное по значению понятию «альтруизм». («эгоизм», альтруист-эгоист)

- Определите тему урока.

Тема нашего урока: «Альтруизм и эгоизм» (слайд 5)

-Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке по данной теме (слайд 6)?


  1. «Открытие» нового знания

Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей)

- Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)

Работа в группах .

1 группа работает в Интернете

2 группа работает со словарями

3 группа работает с текстом учебника (с.30-31)

4 группа работает с текстом, подготовленным учителем (Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х.):

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм — противоположность эгоизму. Эгоизм от слова «эго» («я» – перевод с латыни), альтруизм от слова «Альтер» (по-латыни «другой»). Эгоизм – все для себя, альтруизм – все для других. Альтруизм – это бескорыстная готовность действовать в интересах других. Альтруизм свойствен живому существу генетически, эволюционно. Он встречается уже у ос, пчел, муравьев и выражается, например, в том, что рабочие пчелы и рабочие муравьи добровольно отказываются откладывать собственные яйца, чтобы ухаживать за общественными яйцами матки, а пингвин подкармливает оставшихся без родителей птенцов.


- Поделитесь своими открытиями

(Слайды 7 и 8)

  1. Первичное закрепление

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу?(Альтруизм противостоит эгоизму)

(В первичном закреплении детям выдаются листы для работы в парах с пропущенными словами в понятиях:

Альтруизм – это …. действовать в интересах …..

Эгоизм - действие, направленное на ….. в ущерб интересам других людей.)

- Как будут называть людей, обладающих такими качествами?

Игра «Разведчики» (Выбираются «альтруист» и «эгоист», которые пройдя по классу набирают карточки с нравственными понятиями, характеризующими «их»)

- Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей)

- Обратимся к притче «Зеркало» Слайды 12-18 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)

- Все ли богатые люди эгоисты?

- Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?

Работа с учебником

- Обратимся за помощью к учебнику (с. 31).

- Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм-способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу)


Работа с иллюстрацией учебника (с.30)

- Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит

- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.

- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?

- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с индивидуальными карточками и проверка по эталону на доске (Слайд 17)


  1. Включение в систему знаний

- Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:

(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения) (Слайд18.)

Золушка

Колобок

Кот Леопольд

Человек – Паук

Баба – Яга

Илья Муромец

Карлсон

Айболит

- С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?

- Предлагаю вам дома найти литературных героев альтруистов и эгоистов

- Подберите синонимы к новым понятиям.

- Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника


  1. Рефлексия

- С какими понятиями работали на уроке?

- О чем вы хотите рассказать родителям?


Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)

Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)

Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)


Слайд 19







Используемые ресурсы:

  1. Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

  4. Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.




























РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ



Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это …



КУЛЬТУРА

Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» …



МОРАЛЬ

Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей …



СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…



ЗЛО

То, что мораль стремиться устранить и исправить …


ЭТИКА

Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом …



ДОБРОДЕТЕЛЬ

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется …



ДОБРО

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …



ПОРОК

Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор …



СВОБОДА

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. …



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ










РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ



Альтруизм и эгоизм


Альтруизм — противоположность эгоизму. Эгоизм от слова «эго» («я» – перевод с латыни), альтруизм от слова «Альтер» (по-латыни «другой»). Эгоизм – все для себя, альтруизм – все для других. Альтруизм – это бескорыстная готовность действовать в интересах других. Альтруизм свойствен живому существу генетически, эволюционно. Он встречается уже у ос, пчел, муравьев и выражается, например, в том, что рабочие пчелы и рабочие муравьи добровольно отказываются откладывать собственные яйца, чтобы ухаживать за общественными яйцами матки, а пингвин подкармливает оставшихся без родителей птенцов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по курсу ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Автор: Соловьева Елена Вячеславовна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства