Урок информатика Тема «Кодирование и декодирование».
Урок информатики, 3 класс, составлен согласно действующей программы по Государственному стандарту 2011 года.
Цель: познакомить с понятиями «кодирование» и«декодирование», познакомить с разными способами кодирования информации, учить решать задачи на кодирование информации; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, аккуратность при работе за компютером.
Заданиея: практически упражнятся в развитии умень кодировать и декодировать информаию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, аккуратность при работе за компьютером.
Оборудование: учебник А.В.Ломаковская, И.Я.Ривкинд и др., программа «Скрабница знань», интерактивная доска, проектор, карточки.
ХОД УРОКА
I. ОРГ МОМЕНТ
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (слайд 2 - 3)
Назовите основные составляющие компьютера.
Что такое информация?
Какие информационные процессы знаете?
Назовите способы представления сообщений.
Что являлось носителем информации в древности?
Какие современные носители информации вы знаете?
Чем отличается оперативная память компьютера от его внешней памяти?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видео-файл 4 - 5)
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребус (слайд 6)
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию и раскодировать ее (декодировать).
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира. (слайд 7)
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака (мои жесты на уроке). (слайд 8)
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене. (слайд 9)
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. (слайд 10)
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
(слайд 11)
Графический - с помощью рисунков или значков.
Числовой - с помощью чисел.
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так
числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе) (слайд 12)
для общения мы используем код – украинский язык, в Англии - английский и т.д. (слайд 12)
с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков(слайд13 )
код используется для оценки ваших знаний в школе, вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы. (слайд 14)
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся:
Код Цезаря . (слайд 15)
Индейская азбука. (слайд 16)
Семафорная азбука.(слайд 17)
Азбука Морзе..(слайд 17)
Пляшущие человечки. (слайд 18)
Кодировочная таблица (слайд 19)
В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. (слайд 20)
VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Работа с учебником (с.28 - 31)
2. Практическая работа (слайд 21)
Задание 1
Отгадай какое это кодирование? (слад 22)
Задание 2.( работа в паре)
Закодировано слово. Догадайтесь, какое правило кодирования и декодируйте данное слово.
7 3 5 1 4 6 2
с т б а о у в
Задание 3. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова: (слайд 23)
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, табурет;
в) коза, лошадь, боксер.
Задание 4 Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте сообщение. (слайд 24)