Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Зимние месяцы", Начальная школа 21 века »
1 класс
Предмет: окружающий мир
Тема: Зима. Зимние месяцы.
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: закрепление изученного материала.
Тема урока: Январь - году начало, зиме - середина.
Цели урока:
1) образовательные: систематизировать знания учащихся о зимних изменениях в природе;
2) развивающие: формирование стремления ребёнка к размышлению; развитие внимания, зрительной памяти учащихся;
3) воспитательные: воспитание культуры общения, умения работать индивидуально, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер; учебник и рабочая тетрадь 1 класс Окружающий мир (часть вторая) Н.Ф.Виноградова 2014 год Москва Издательский центр «Вентана – Граф» Начальная школа 21 века, 1 класс Электронно-образовательный ресурс Окружающий мир Вентана – Граф 2011(электронный-образовательный ресурс разработан к УМК «Окружающий мир 1класс» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой) системы учебников «Начальная школа 21века»; загадки, картинки с изображением зимы.
Проект урока
№п/п
Этапы урока
Время
1
Организационный момент.
3 мин
2
Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
10 мин
3
Проверка знаний. Игра «Да – нет» (рабочая тетрадь)
5 мин
4
Самостоятельная работа.
24 мин
5
Итог урока.
2 мин
6
Рефлексия.
1 мин
Организационный момент.
У: Начинаем наш урок!
Я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы узнаете из загадок:
У: Итак, сядет тот, кто отгадает мои загадки
1)Что за нелепый человек
Пробрался в 21век
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
Д: (снеговик)
2)Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала.
Д: (снежинка)
3)Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех ущипнет за нос.
Д: (мороз)
4) Прозрачен, как стекло,
Да не вставишь его в окно.
Д: (лед)
5)Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Д: (зимой)
6) Он летает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Д: (снег)
7) Летом бродит без дороги.
Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
Д: (Медведь)
8) Начинает календарь
Месяц с именем ...
Д: (Январь)
9) Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю покрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня…
Д: (зима)
У: Эти загадки, к какому времени года они подходят?
Д: зима.
У: Сегодня, нам с вами предстоит ещё раз открыть дверь в прекрасный мир зимней природы.
2.Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
У: Перечислите зимние месяцы.
Д: декабрь, январь, февраль.
У: Что вы можете сказать об этих месяцах?
Д: декабрь – первый зимний месяц, второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль - конец зимы.
У: По каким признакам мы узнаем приход зимы?
Д: - холодно, температура воздуха ниже нуля
- реки покрылись льдом, а земля - снегом,
- часто идет снег,
- день короткий,
- птиц не слышно,
- морозы
У: Какой зимний месяц сейчас на дворе?
Д: январь.
У: Январь, – какой зимний месяц по счету?
Д: второй.
У: Про январь в народе говорят:
- Январь – году начало, зимы середина.
- Белее зима – зеленее лето.
- Январю большие морозы, февралю – метели.
- Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
- Новый год — к весне поворот.
- Январь – весне дедушка.
Народное название Января – просинец, за то, что мелкие речки, ручьи перемерзают до дна. Солнце дольше задерживается на небе. «В декабре день, было, совсем помер, да в январе опять воскрес», — так говорим в народе.
А почему говорят: «Январь - году начало, зиме – середина».
Д: ответы детей.
Подведите итог: О чем мы будем сегодня с вами говорить и какой материал закреплять?
Д: …………………………………………………………………………………
3. Проверка знаний. Игра «Да – нет» (рабочая тетрадь по окружающему миру)
4. Самостоятельная работа.
У: Месяц январь предлагает вам на уроке выполнить ряд заданий. Вам предстоит побывать на 5-ти станциях. Каждая станция- это работа на компьютере. Кто выполнит на уроке все задания , получит от января подарок. А какой узнаете в конце в урока, (дети будут собирать снеговика)
1 станция: Узнай дерево по его зимней ветке.
2 станция: Хвойные деревья.
3 станция: Нелетающие птицы.
4 станция: Узнай дерево по его силуэту.
5 станция: Растительноядные и хищные птицы.
1 станция: Узнай дерево по его зимней ветке.
У: Ребята, нас окружают много деревьев. Деревья, это самые главные жители леса, они высокие и могущественные.
- О каких деревьях говорят: зимой и летом одним цветом?
Д: ель, сосна – это хвойные деревья.
Деревья эти имеют хвоинки, поэтому их называют хвойными.
Откройте учебники на странице 7, сравните ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются?
Д: похожи тем, что у ели и сосны есть шишки и хвоинки;
различаютсятем, что у сосны ветки расположены высоко, а у елей по всему стволу;
у сосны хвоинки длиннее, а у ели – короче;
у ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны – по две.
У: Как можно узнать березу?
Д: по ее стройному, красивому белому стволу.
У: Да, у березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли.
У березы, каждый знает,
Ствол зеленый не бывает.
1 задание: Узнай дерево по изображению его ветки зимой. (Ель, сосна, береза, рябина) Поставь под веткой название дерева. Ель, сосна, береза, рябина. (Работа на компьютере)
2 станция: Хвойные деревья.
У: Следующую станцию, сможет пройти тот, кто ответит на вопрос викторины и получит шишку от хвойного растения.
- лиственница не сбрасывает на зиму листики-хвоинки. (работа на компьютере)
3 станция: Нелетающие птицы.
Птицы — одни из немногих позвоночных животных, которые сумели покорить воздушное пространство. И лишь некоторым из них оказалось лучше на земле. Поэтому они постепенно утратили способность к полету и приобрели черты, более подходящие для пешеходов.
3 задание: Реши кроссворд «Нелетающие птицы» Решив правильно кроссворд вы посетите следующую станцию. (работа на компьютере)
4 станция: Узнай дерево по его силуэту.
4 задание: Поставь название дерева под его силуэтом. (работа на компьютере)
5 станция: Растительноядные и хищные птицы.
5 задание: Щелкая мышкой по картинке, раскрась рамку и круг под ней зеленым цветом, если птица растительноядная, и синим, если птица хищная. (работа на компьютере)
5. Подведение итогов работы.
6. Рефлексия (настроение после урока)
Приложение к уроку.
Ель.
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба – Яга, Леший и другие сказочные герои.
Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые шишки.
Береза.
Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Лиственница.
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по400-500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже и как бы каменеет.