I этап. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость от общения, наполняя наши сердца благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроет ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. - Вот с таким настроением мы и начнём наш урок. И работать мы будем под девизом: «УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ». Слайд 1. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на урок | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразова ния. Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II этап. Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос - На прошлом уроке мы совершили путешествие по Московскому Кремлю. - Расскажите о достопримечательностях Московского Кремля. Слайд 2. 2. КИМы (тест) - Чтобы понять , много ли вы знаете о Москве, предлагаю вам выполнить тесты. Слайд 2. 3. Перед вами лежит карточка с таблицей – это «Лестница успеха». Выполняя задания на уроке, вы будете оценивать свой результат количеством баллов, вносить их в таблицу. А в конце урока сумма баллов покажет вам ваш результат работы. Слайд 3. | Учащиеся выступают с сообщениями о достопримечательностях Московского Кремля (показывают рисунки, фотографии, слайды). Дети выполняют тесты. Сверяют свои ответы с образцом. Заполняют 1и 2 колонки из таблицы «Лестница успеха» | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникатив ные: планирова ние учебного сотрудничества , инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. |
III этап. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи | - Известна ли вам Северная столица России? О каком городе так говорят? Слайд 4. - Прочитайте слова, появившиеся на экране. - Что обозначают эти слова? - Почему их несколько? Слайд 5. - Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё название. С 1703 по 1914 – Санкт-Петербург. С 1914 по 1924 – Петроград. С 1924 по 1991 –Ленинград. С 1991 года городу возвращено его историческое имя –Санкт-Петербург . Санкт-Петербург 206 лет был столицей России с 1712 по 1918 год. - Кто был в Санкт-Петербурге? Расскажите об этом. - Предположите о чём мы будем говорить на уроке? - Прочитайте тему урока на с. 108 учебника. Слайд 6. - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? | - О Санкт-Петербурге Читают слова, дают объяснение значения слов. Рассказы детей. - О Санкт-Петербурге. - Город на Неве - Узнаем, чем замечателен город Санкт-Петербург, как он выглядит на плане. Будем учиться описывать достопримечательнос ти Санкт-Петербурга. | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; логические: построение логической цепи рассуждений; постановка и формулирование проблемы поискового характера. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
IV этап. Усвоение новых знаний и способов деятельности | 1. Работа по учебнику - Рассмотрите фотографию на с. 108. Перед вами открывается панорама красивейшего города мира. 2. Работа с научно-познавательной статьей о Санкт-Петербурге. - Знаете ли вы, как был построен Санкт-Петербург? Кто был его основателем? - Прочитайте об этом в тексте на с. 108. Слайд 7. - В 1689 году на российский престол взошёл молодой царь Пётр Алексеевич. Пётр I мечтал о процветании своей страны, и о том, чтобы Россия заняла достойное место среди ведущих держав мира. Он понимал, что без выхода к морю этого добиться невозможно. - В 1700 году Пётр I начал долгую войну (она называлась Северная), чтобы вернуть водную дорогу, которую почти за 100 лет до этого отняли шведские короли у русских князей. Победив шведов, русские вновь на долгие века получили выход к Балтийскому морю по реке Неве и Финскому заливу. Здесь же на берегах Невы и многочисленных низменных островах Пётр I решил построить город. Слайд 8. - Строительство города было начато 16 мая 1703 года. Имя новому городу решено было дать Санкт-Петербург (от немецкого «Петер» - Пётр, «бург» - город, «санкт» - святой) – «город святого Петра» - покровителя Петра I. Слайд 9. 3. Работа в рабочей тетради (№ 1, с. 70) - С помощью учебника заполните пропуски в тексте. - Проверьте свою работу, используя образец и внесите результат работы в таблицу. Слайд 10. 4. Работа по карте. - Найдите на карте России город Санкт-Петербург? - На какой реке он расположен? 5. Работа с фотографиями - Особой гордостью Санкт-Петербурга являются многочисленные красивые набережные и мосты. По количеству мостов город занимает первое место в мире. К концу XXвека их стало 342. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, в том числе 21 разводной. Слайд 11. - Самый протяжённый – мост Александра Невского через Неву (909 м), самый широкий –Синий мост через Мойку (около 100 м). Слайд 12 – 13. 6.Работа с планом города. - Что нужно иметь человеку в незнакомом городе, чтобы не потеряться? - Рассмотрите план Санкт-Петербурга, приведённый на с. 109, назовите объекты на плане. - Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы. Одна из них стала потом Невским проспектом. - Найдите на плане Невский проспект. Слайд 14. 7. Работа с электронным приложением. -Вы видите, как изменился город со времён Петра I, в нём значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок. 8. Работа в рабочей тетради - Проследите по плану Санкт-Петербурга, помещенному в учебнике, как от Московского вокзала добраться до зимнего дворца. - Напишите, какие достопримечательности встретятся в пути. - Обменяйтесь тетрадями со своими товарищами и проверьте их работу. Слайд 15 – 19. - Оцените свою работу, внесите данные в таблицу. 9. Работа с гербом города - Рассмотрите герб города. Что на нем изображено? -Как вы думаете, почему у Санкт-Петербурга такой герб? Слайд 20. - Скипетр с античных времен является знаком правителей, а в данном случае скипетр, увенчанный государственным орлом, символизировал монархическую царскую власть, а также, что Санкт-Петербург – столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один – двухлопастный, с перекладиной у кольца – морской, другой – четырёхлопастный, с кольцом – «речная кошка», означали, что город – морской и речной порт. Якоря выражают идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита напоминает о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны. 10. Работа в рабочей тетради (№ 2 с. 70) - Найдите и отметьте герб Санкт-Петербурга | Дети рассматривают фотографию. Отвечают на вопросы. Читают текст, отвечают на вопросы по тексту. Дети слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, комментируют увиденное. С помощью учебника самостоятельно заполняют пропуски в тексте. Проверяют свою работу по образцу и вносят результат в таблицу. Работают с картой Дети слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, комментируют увиденное. -Карту или план города. Работают с планом, называют объекты на плане города. Находят на плане Невский проспект. Дети слушают диктора, рассматривают фотографии, комментируют увиденное, выступают с сообщениями о достопримечательнос тях Санкт-Петербурга. Выполняют записи в тетради. Выполняют взаимопроверку в тетради. Оценивают свою работу и вносят результат в таблицу. Дети комментируют увиденное. Находят герб Санкт-Петербурга и отмечают его карандашом зелёного цвета. | Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные:умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникатив ные: умение объяснять свои действия. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. |
VI этап. Закрепление знаний и способов деятельности | 1.Работа с учебником. - Прочитайте задание 1, 2 на с. 110 -111. Обсудите эти задания в парах. 2. Работа на «Страничках для самопроверки» - Проверьте себя на «Страницах для самопроверки» 3. Работа в рабочей тетради. Задание 4. Мудрая Черепаха интересуется, знаете ли вы достопримечательности Санкт-Петербурга. Наклейте заготовленные вами дома фотографии из Приложения и поместите их в соответствующие рамки. - Проверьте работу своего товарища обменявшись рабочими тетрадями. 4. Работа со страничкой для любознательных. - Прочитайте текст на с. 112 – 113 учебника. - Придумайте вопросы к тексту, чтобы задать их своим одноклассникам. - Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю города – Петру I, который изображён скачущим на коне. Его автор французский скульптор Этьен Фольконе. Памятник установлен на огромной гранитной скале на Сенатской площади. Он возвышается над Невой и виден со всех сторон. А Пётр наблюдает за своим детищем. В 1833 г. А.С.Пушкин написал замечательную поэму «Медный всадник», в ней этот прекрасный памятник поэтично назван Медным всадником. С тех пор его так и называют. Слайд 21. | Учащиеся выполняют работу в парах. Отмечают цветными фишками, что видели своими глазами. Выполняют проверку работы, сравнивая с образцом в тетради. Выполняют задание самостоятельно. Выполняют взаимопроверку тетрадей. Работают в группах. Придумывают и задают вопросы для другой группы учащихся и отвечают на заданные вопросы. Результат работы вносят в таблицу. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. Коммуникатив ные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
VII этап. Рефлексивно-оценочный | - Прочитайте вопросы в рамке на с. 113 и дайте на них ответы. - Оцените свои достижения на уроке, используя таблицу «Лестница успеха». -Давайте вернёмся к девизу нашего урока –«Успех дарит радость». Если вы испытали радость от встречи с городом Санкт-Петербургом, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к памятникам истории нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый. (На обратной стороне цветка дано домашнее задание) Слайд 22. | Читают вопросы в рамке и отвечают на них. Оценивают свои достижения на уроке, подсчитывая количество баллов в таблице «Лестница успеха». Оценивают своё эмоциональное состояние на уроке выбором цветка определённого цвета (красный или белый). | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: оценка своих достижений. Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли. |