Урок математики . 2 класс.
Тема: «Закрепление вычислительных приёмов с переходом и без перехода через десяток».
Цели: 1) закрепить навыки вычислений в пределах 20 с переходом через десяток и в пределах 100 без
перехода через десяток; формировать вычислительные навыки; упражнять в решении задач,
уравнений, выражений со скобками;
2) создавать условия для проявления познавательной активности;
3) воспитывать самостоятельность, трудолюбие, стремление заниматься спортом, прививать
интерес к предмету;
4) развивать мыслительные операции, внимание, наблюдательность;
Оборудование: картинки зимних видов спорта, индивидуальные карточки, математическое домино,
карточки с задачами; двое ворот; две мишени, карточки «Обведи по точкам цифры»,
карточки для д/з с мозаиками зимних видов спорта; медали.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте покажем гостям, как мы научились
вычислять, решать задачи, уравнения. Настройтесь работать быстро, слушайте внимательно, отве-
чайте громко и внятно.
- Посмотрите на доску:
На доске: ОЛИМПИЙЦЫ, НА СТАРТ!
- Как вы понимаете значение этих слов?
(Олимпийцы – это победители олимпийских игр. Олимпийские игры - это крупнейшие соревнова-
ния нашего времени. На старт – это значит приготовиться к старту).
- Сегодня наш урок будет посвящён зимней олимпиаде, в которой мы примем активное участие. На
Этой олимпиаде мы закрепим приёмы вычислений в пределах 20 и 100.
III. Устный счёт.
- Начнём нашу Олимпиаду с устного счёта.
Задание 1 – индивидуальная работа.
- Если ребята правильно решат примеры, воспользуются ключом и подставят соответствующие
буквы, то мы узнаем девиз Олимпийских игр.
16 8 78 7 13 40 9 30 100 6 12 55
Н Ы Ь Е Ш Р В Б И Л С Т
1 уровень: 2 уровень: 3 уровень:
5 + 4 = 9 + 3 = (44 – 4) -10 =
4 + 4 = 60 + 40 = (27 – 10) – 9 =
10 + 3 = 11 – 5 = 6 + (56 – 50) =
6 + 1 = 70 + 8 = 66 – (7 + 4) =
8 + 8 = (100 – 70) + 10 =
14 – 7 = 13 – (3 + 3) =
27 – 20 = (18 – 9) – 2 =
Фронтальная работа.
Задание 2.
- Знаете ли вы, где впервые организовались олимпийские игры?
- Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны расшифровать слово. У вас на партах лежат карточки
с ответами на вопросы, которые я вам буду задавать. Вы отвечаете на вопрос и вывешиваете свою
карточку на доску.
Вопросы:
Какое число состоит из 4 десятков и 1 единицы? (41). И
Какое число следует за числом 38? (39). Ц
Назовите сумму чисел 8 и 7. (15). Р
Какое число живёт между числами 19 и 21? (20) Е
Назовите число, которое на 1 десяток больше числа 63. (73). Я
Марина и Оля сёстры. Марина сказала, что у неё 2 брата, а Оля сказала, что у неё тоже 2 брата.
Сколько детей в семье? Почему? (4). Г
- Какое число «лишнее»? Почему? (4 – однозначное).
- Как называются остальные числа? (Двузначные).
- Чем отличаются однозначные числа от двузначных?
- Назовите из этих чисел самое маленькое двузначное число. (15).
- назовите самое большое двузначное число. (73).
- Что означает первая цифра в записи двузначного числа? (Десятки).
- А вторая цифра? (Единицы).
- Какие правила знаем при сложении и вычитании двузначных чисел?
- Расположите числа в порядке возрастания. Переворачиваем карточки.
- Какое слово получилось? (Греция).
- Значит первые Олимпийские игры были организованы в Греции.
Задание 3. «Математическое домино».
- Символом Олимпийских игр является 5 колец. А что они означают?
80 – 5 видов спорта
20 – 5 стран
5 – 5 материков.
- Чтобы ответить на этот вопрос, поиграем в математическое домино
- У вас на партах лежат карточки с примерами. Первая цифра вашего примера является ответом
примера, который будет на доске.
15 – 7 = 8 + 12 = 20 + 14 = 34 – 30 = 4 + 9 = 13 + 12 = 25 – 20 = 5
- Проверяем ребят, которые работали самостоятельно.
- Каков девиз Олимпийских игр? (Выше, сильнее, быстрее).
- А каков девиз нашего урока?
Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе 5.
IV. Работа по теме урока.
- Какие зимние виды спорта вы знаете?
- Начнём нашу Олимпиаду.
Соревнование 1 – «Прыжки с трамплина». (картинка).
- Прыжки на лыжах с трамплина – это вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально
оборудованных трамплинов. Этот вид спорта зародился в Норвегии, где был распространён на-
родный обычай состязаться в искусстве катания с гор.
- Откройте тетради. На месте трамплина пропущены числа в показах. Очень важно их правильно
вставить и безошибочно приземлиться.
75, …, 77, 78, …, …, 81, …, 83, …
19,18,…, …, 15, …, 13, …, …, 10
- Чем похожи эти числа? (Двузначные).
- Чем отличаются? (Возрастают и убывают).
Соревнование 2 – « Фигурное катание». (картинка).
- Фигурное катание – это вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения
спортсмена: прыжки, скольжение и вращение. Включает одиночное катание, парное и спортивные
танцы. Родина фигурного катания – Голландия.
- Решите задачу: «На соревнованиях по фигурному катанию участвовало 32 девочки, а мальчиков
на 12 больше. Сколько всего детей участвовало в соревнованиях?»
Соревнование 3 – «Фристайл». (картинка).
- Фристайл – это горнолыжное многоборье, включающее 3 вида:
а) спуск на горных лыжах по бугристому склону с выполнением двух прыжков;
б) лыжная акробатика – это 2 прыжка со специального трамплина с выполнение акробатических
элементов;
в) лыжный балет – фигурное катание под музыку в течение 2 – 2,5 минут на склоне.
- Чтобы пробежать в соревнованиях, надо постоянно выполнять физические упражнения.
V. Физкультминутка.
- Встаньте свободно, опустите руки. Глубоко вздохните через нос, поднять плечи, втянуть живот.
Опустить голову вниз, выдох через рот.
- Много важных точек находится в кистях рук. Для снятия утомляемости и самомассажа выполним
такие упражнения:
а) резко сожмите каждую руку в кулак, разожмите;
б) вращательные движения кистями рук внутрь и наружу;
в) сложите пальцы рук в «замок», крепко сжимайте и разжимайте их;
г) круговые движения большими пальцами рук в обоих направлениях.
VI. Закрепление изученного.
Соревнование 4 – «Хоккей». (картинка).
- Самое зрелищное соревнование, которое привлекает многих болельщиков – хоккей.
- Хоккей (с шайбой) – это спортивная игра, где участвуют 2 команды. Задача игроков каждой
команды забросить наибольшее количество шайб в ворота соперника и не пропустить в свои.
В каждой команде по 5 игроков и вратарь.
- Давайте и мы поиграем в хоккей.
(На доске 2 ворот и примеры).
Ворота 16 Ворота 83
(9 + 8) – 1 = 7 + (39 – 30) =
80 + (43 – 40) = (96 – 10) – 3 =
19 – (11 – 8) = (20 – 8) + 4 =
53 + (20 + 10) = (39 + 50) – 6 =
Соревнование 5 – «Конькобежный спорт» (картинка).
- Конькобежный спорт позволяет человеку развивать максимальную скорость. Лучшие из луч-
ших могут бежать со скоростью 60 км/ч (это скорость близкая к быстрым зверям планеты, типа
гепарда). Этот вид спорта возник в Голландии.
- Вот и мы сейчас попробуем развивать скорость в решении уравнений.
(Два ученика решают у доски, остальные самостоятельно по вариантам).
Х + 42 = 86 15 – Х = 7
Соревнование 6 – «Биатлон» (картинка).
- Биатлон – это вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу из винтовки.
- Перед вами мишени двух спортсменов. Посчитайте, сколько очков они набрали, если за каждое
Попадание в красное поле 20 очков, в синее – 10 очков, в белое – 5 очков.
(Дети считают: 1 мишень – 1 вариант, 2 мишень – 2 вариант).
- У какой спортсменки выстрелов было больше? (У первой).
- Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Какой разряд отсутствует во второй мишени? (Единицы).
Соревнование 7 – «Лыжные гонки» (картинка).
- У вас на партах листочки с «лыжными маршрутами».
- 1 вариант – соедините числа в порядке возрастания;
- 2 вариант – соедините числа в порядке убывания.
(Дети работают самостоятельно).
- Какие маршруты у вас получились? (Первый спортсмен ехал по маршруту в форме пятёрки,
второй – в форме четвёрки, третий – в форме тройки).
- Так как вы, ребята, были сегодня спортсменами, то эти маршруты ваши, т.е. это ваша оценка за
урок.
VII. Домашнее задание.
Мозаики-пазлы - на обратной стороне пример.
VIII. Итог урока.
- Наша малая Олимпиада закончилась.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке?
IX. Оценивание.
Вручение медалей: золотых и т.д.
Не бойтесь, дети, дождя и стужи,
Почаще приходите на стадион.
Кто с детских лет со спортом дружен,
Всегда здоров, красив, и ловок, и силён!
Будьте здоровы!.