1.Актуализация знаний обучающихся. Установка на восприятие. музыкальная заставка — запись песни «Где водятся волшебники…», муз. М. Минкова, стихи Ю. Энтина. | Организационный момент +Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? +Я предлагаю вам встать, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова. +Девиз нашего урока: «Было бы желание, а путь найдётся!» Прослушав музыкальную заставку – Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь? 2 слайд. | Самоконтроль готовности к уроку - Высказывания детей - Объяснение девиза. - Ответы детей - О волшебниках, фокусниках, выдумщиках… | Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные (логические) |
2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий | +На предыдущем уроке было дано задание: найти интересные факты о бароне Мюнхгаузене, связанные с жизнью этого человека. +Посмотрите на доску и скажите: +Как вы думаете кто это? 3 слайд +О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 8 (по закладке), прочитайте тему урока +Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения? +Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке? +Для чего вам это нужно? +Давайте наметим план наших действий А сейчас послушайте, кто же такой Рудольф Эрих Распэ. Немецкий писатель Рудольф Эрих Распе (1737—1794) родился в Ганновере (Германия). Обучался в Геттингенском и Лейпцигском университетах, служил университетским библиотекарем, а в 1767 году был назначен хранителем ландграской библиотеки 16 Касселя. В 1769 году Распе был избран членом Королевского литературного общества. Он был замешан в скандале, связанном с кражей бриллиантов из кассельского собрания, и вынужден был покинуть Англию. Р. Распе перебрался в Ирландию, где умер в Макросе в 1794 году. В 1781 и 1783 годах в Германии вышел сборник «Спутник веселых людей». Сюжеты, восходящие к фольклорным, античным и восточным анекдотам, были сгруппированы вокруг фигуры реально жившего барона Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена, который служил в русской армии. Распе перевел эту книгу на английский язык, дополнил ее сюжетами из английской истории и издал ее анонимно. Автором он объявил К.Ф. Мюнхгаузена. В России книга вышла в 1923 году в переводе под редакцией К.И. Чуковского. +Все факты о бароне Мюнхгаузене • Его полное имя Иероним Карл Фридрих, барон фон Мюнхгаузен. В русских документах его фамилия писалась и произносилась по-разному: Минихгоузин или Минигаузин. • Родился барон Мюнхгаузен 11 мая 1720 года в Германии. • Предки Мюнхгаузена были богатыми людьми. Они владели десятками замков в Германии. • В 1739—1754 годах Мюнхгаузен состоял на русской военной службе, затем был помещиком. • Его охотничьи истории дополняли собственными фантазиями три немецких писателя — Бюргер, Распе, Иммерман. Благодаря им Мюнхгаузен еще при жизни получил прозвище Барон-враль, и это немало отравляло его жизнь. • Самый яркий эпизод службы барона — встреча на российской границе в феврале 1744 года проезжавшей в Петербург 15-летней принцессы Ангальт-Цербстской Софии Августы Фредерики, будущей императрицы Екатерины II, в сопровождении матери. • В жизни прямой и правдивый человек, «барон» обладал особым свойством — когда он начинал рассказывать, то сочинял, терял голову и сам был убежден в правдивости всего, что говорит. • Обычно барон начинал рассказывать после ужина. Он жестикулировал, крутил руками на голове свой маленький паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии. 4 , 5 слайды к рассказу учителя 6 слайд на доске намеченный план: -Познакомиться с произведением -Узнать новое -Научиться читать выразительно 7 слайд +В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Какие черты характера помогали Мюнхгаузену в самых трудных и неожиданных ситуациях»? (на доске) +Что мы уже с вами сделали? | Ответы детей Рудольф Эрих Распе «Волк наизнанку». (Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Высказывают свои предположения Ответы детей +Познакомиться с рассказом, узнать, кто является главным героем, научиться читать рассказ выразительно, находить в нём крылатые выражения, узнать новые слова. +Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов +1. Прочитать или прослушать рассказ +2. Ответить на вопросы учебника +3. Перечитать рассказ +4. Поработать над содержанием рассказа +5. Подготовить выразительное чтение +6. Оценить свою работу на уроке - Слушают рассказ учителя +Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий | Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом) Регулятивные (составление плана и последовательности действий) Познавательные: понимать содержание рассказа Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий. |
3.Открытие новых знаний Познакомиться с рассказом; Чтение и работа с материалами учебника Терминологическая минутка | +Какова наша 1 цель? +Я предлагаю вам два варианта знакомства с рассказом: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя - Слушание рассказа (учебники закрыты) - Первичное восприятие: +Понравился вам рассказ? +Какой следующий пункт плана наших действий? +Беседа по вопросам учебника (№ 1-4, с.9). +Найдите в тексте фрагмент и объясните, чем барон Мюнхгаузен поразил вас? 8 слайд +Фрагмент – часть текста. (на доске – учитель даёт необходимые пояснения 9 слайд +Задание в «Рабочей тетради» (№ 1, с. 9). 10 слайд +Задание в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 9). +Вот мы и ответили на проблемный вопрос урока. +Чем песня «Где водятся волшебники…», муз. М. Минкова, стихи Ю. Энтина близка рассказам Р.Э. Распе о бароне Мюнхгаузене? Дайте развернутый ответ. +Какой следующий пункт плана? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела! +Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали? +Какие непонятные слова встретились вам в этом рассказе? +Кто может объяснить значения этих слов? +А если мы не знаем значение слова, как нам поступить? +Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали? | +Познакомиться с произведением +Мы хотим, чтобы вы прочитали Высказывания детей Ответить на вопросы учебника Высказывания детей Ответы учащихся. Работа в рабочих тетрадях Сначала вопрос обсуждается устно, потом письменно выполняется задание в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 9).) По желанию ученики зачитывают ответы. Дети пробуют объяснить значение слов «фантазировать», «обманывать». Ответы детей Перечитать рассказ Ответы детей Обратится к словарю. +Узнали много нового (пометить на доске) | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные: формулировать свое отношение к прочитанному; Познавательные: понимать содержание прочитанного художественного произведения; выявлять смысл поступка героя на основе анализа его внутреннего состояния; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном и неявном виде; Коммуникативные Коммуникативные Регулятивные Познавательные (поиск информации, знаково-символические) Коммуникативные Познавательные (информационные – представление информации) |
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться читать выразительно | +Что значит прочитать выразительно? +Я предлагаю поработать в группе над составлением характеристики главного героя. +На ваших партах лежат «Волшебные ступеньки». Какие критерии выберем для самооценки? +Предположите, как вы справитесь с составлением характеристики? +Начинаем подготовку +Проверим работу +Отметьте на «Волшебных ступеньках» результаты работы +Встаньте те, у кого совпали? +Встаньте те, у кого выше? +Встаньте те, у кого ниже? +Выскажите друг другу пожелания +Какую важную работу мы с вами проделали? | +Научиться читать выразительно +Обдумывание характера героя. Помечают Работа в группе Помечают (самооценка) Высказывания детей +Учились составлять характеристику главного героя (пометить на доске) | Регулятивные Познавательные: участвовать в парной работе по составлению характеристики главного героя; Регулятивные (контроль, оценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |