kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "В чём тайна колыбельной песни?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является частью раздела «Сказка мудростью богата». В этот раздел включены произведения устного народного творчества: сказки, пословицы и поговорки, загадки. В этих произведениях прославляется ум, мудрость, смекалка. Тема урока «Колыбельные песни» легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Тип урока Урок открытия новых знаний. Вид урока урок-практикум.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "В чём тайна колыбельной песни?"»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой на урок.

Представьте, что у вас на ладошке снежинка, подуйте на неё. Ещё, ещё раз!

Ручки замёрзли, потрите ладошки, коснитесь своими ладошками ладошки соседа. Улыбнитесь ему. Давайте сохраним тёплую обстановку на протяжении всего урока.

  1. Определение темы и цели урока.

А у меня на ладошке необычный гость. Это кукла-оберег. На Руси в каждом доме была такая куколка, она хранила счастье. Она приглашает нас … в русскую избу (звучит колыбельная песня).


– Ребята, кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (Мы будем говорить о колыбельной песне).Тема урока В чём тайна колыбельной песни?

– Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке литературного чтения?

Объединитесь в группы, выберите подходящее высказывание.


Работа в группах. ЗЕЛЁНЫЕ ЛИСТЫ

Прочитайте в группе, выделите цель урока.

1 ряд:

1. Будем осознанно, грамотно, выразительно читать текст.

2. Будем характеризовать особенности художественного произведения: определять назначение, особенности языка, особенности образов.

3.Будем делить текст на части и озаглавливать их.

2 ряд:

1. Будем развивать речь, воображение, мышление.

2. Будем развивать умение грамотно и осознанно выражать свои мысли.

3. Будем развивать речь как средство передачи мыслей, чувств, настроения, внутреннего мира человека.

3 ряд:

1. Будем воспитывать нравственные качества, стремление изменить себя к лучшему.

2. Будем воспитывать культуру поведения во время парной и групповой работы.

3. Будем воспитывать нормы морали и нравственности через понимание художественного произведения.


– Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке литературного чтения?

Ответы детей.

Цель есть, важная, солидная. Достичь её нам поможет план:

  1. Особенности колыбельных песен

  2. Авторские колыбельные песни

  3. Колыбельные песни в XXI веке

Куколка поможет нам на уроке.

Работать мы будем в группах по правилам. Давайте их вспомним. Читают дети.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.


Спасибо, ребята. Очень простые, но важные правила, обязательны к выполнению.

За каждый правильный ответ вы можете взять жетон из коробки, которая стоит у вас на столе. А в конце урока посмотрим, кто самый активный и внимательный.


  1. Изучение нового материала

А мы обращаемся к нашему плану.

ОСОБЕННОСТИ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН


  • Куколка принёсла нам стихотворение белорусского поэта Максима Танка «Вопросы и ответы». Послушайте его, пожалуйста.

- Дедушка, кто старше меня?

- Твои папа и мама.

- А кто старше, чем они?

- Мы с бабушкой…

- А кто старше всех-всех на свете?

- Внученька, старше всех на свете, я думаю,

Наш хлеб насущный

Да ещё колыбельная,

Которую поёт твоя мама.

– Ребята, как вы думаете, когда появились колыбельные? (Колыбельные песни – ровесники человечества).


Важную информацию о колыбельных песнях вы узнаете, поработав в группе.


Работа в группах. РОЗОВЫЕ ЛИСТЫ


Задание для первой группы.

  • Прочитайте текст, вставьте вместо пропусков слова, подходящие по смыслу.

Колыбельные песни - это произведения устного народного творчества. Они передаётся из _________________ в ____________, из _______________ в ____________________.

Они не __________________, бережно хранились в памяти народа. В сокровищнице русского народа есть ещё_________________, _________________, ________________, ________________(дополните сами), __________________(дополните сами), _________________(дополните сами).

Слова для справок: поколение, уста, записывались, загадки, потешки, пословицы, сказки.



Задание для второй группы.

  • От какого слова произошло название жанра КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

  • Выбери словарь, который поможет найди значение слова.

  • Найди слово КОЛЫБЕЛЬ в толковом словаре, прочитай, что оно значит.

  • Начни свой ответ со слов «Название жанра произошло от слова…… Колыбель – это……»


Памятка «Как выбрать словарь?»


Мне нужно определить, что обозначает слова ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ


Мне нужно определить, как писать слово ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ


Мне нужно определить, какие синонимы у слова

(близкие по значению слова) СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

Мне нужно определить, какие антонимы у слова

(противоположные по значению слова) СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ

Мне нужно определить, какие части в слове СЛОВАРЬ СТРОЕНИЯ СЛОВ

Задание для третьей группы.

  • Соедини жанры устного народного творчества и их назначение.


ПЕСТУШКА

Для развития речи ребёнка, для того, чтобы исправлять ошибки в произношении звуков.


СКОРОГОВОРКА

Для того, чтобы успокаивать, усыплять крошку, таким образом проявить свою нежность и любовь к малышу


КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Для того, чтобы забавлять,

развлекать ребёнка.




Дополните сами



Дополните сами


  • Начни свой ответ со слов «Колыбельные песни нужны для …»



Задание для четвёртой группы.

  • Выберите интонацию, с которой мы будем читать колыбельные песни:




КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

быстро

протяжно

резко

плавно

громко

тихо

нежно

бодро

спокойно

нараспев

…..

…..


  • Начни свой ответ со слов «Колыбельные песни будем читать…»

Задание для пятой группы.

  • Прочитай колыбельную песню.

Котя, котинька, коток,

Котя-серенький хвосток,

Приди котик ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай.

  • Заполни таблицу, проводя от нужных слов стрелки в нужные колонки таблицы:


Герои

(животные-помощники, необычные герои)

Слова – звукоподражания, убаюкивающие дитя

Слова, ласково называющие предметы






Задание для шестой группы.

Баю-бай-баю-бай

Приходи старик-бабай.

Приходи старик-бабай

Коням сена не давай.

Кони сено не едят

Всё на Ванечку глядят.

Заполни таблицу, проводя от нужных слов стрелки в нужные колонки таблицы:

Герои

(животные-помощники, необычные герои)

Слова – звукоподражания, убаюкивающие дитя

Слова, ласково называющие предметы






Посмотрим, что узнали ребята первой группы.

Очень важная информация, она подтверждает наше предположение о том, что колыбельные песни древний жанр.

Я благодарю вас за работу. ВЫВЕШИВАЮ ТАБЛИЧКУ (произведение УНТ)

Обратимся к плану урока: Особенности колыбельных песен. Почему так назван жанр? На этот вопрос искали ответ ребята второй группы. Послушаем их выводы.

Ребята обращались к толковому словарю, потому что им надо было определить значение слова.

Продолжите мою мысль, пожалуйста. Слова в словаре расположены …. (в алфавитном порядке).

Я благодарю вас за работу.


Продолжаем изучать особенности колыбельных песен. Об их назначении расскажет представитель третьей группы.

Я благодарю вас за работу. ВЫВЕШИВАЮ ТАБЛИЧКУ (успокаивает)


Обратимся к плану урока: Учимся читать колыбельные песни. Какую интонацию следует выбрать, подскажет представитель четвёртой группы.

Я благодарю вас за работу. ВЫВЕШИВАЮ ТАБЛИЧКУ (исполняем)


Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Интонация имеет огромное значение при исполнении колыбельной песни. Но больше всего действует на ребенка сама материнская нежность, любовь, которая чувствуется в каждом слове, в каждом звуке. Его убаюкивают мягкие, спокойные теплые интонации голоса матери, ласковое обращение. Колыбельные песни – первые мелодии, которые слышит человек. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающем мире, а сама песня имеет ряд особенностей…

Какие ещё особенности обнаружили ребята, работая в группах.

 

ВЫВЕШИВАЮ ТАБЛИЧКУ (герои, слова-звукоподражания, слова, называющие ласково предметы)


ФИЗМИНУТКА

Обратимся к плану урока. Перечислите особенности колыбельных песен.

Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого поэта можно найти колыбельную песню. Давайте обратимся к творчеству русского поэта 19 века Михаила Юрьевича Лермонтова. Осенью 2014 года вспоминали, что 200 лет назад родился этот уникальный человек. Предлагаю вашему вниманию «Казачью колыбельную песню». Казаки – это военные люди, они охраняли в то время границы государства. В своей песне мама рассказывает малышу о том, что отец всегда защитит своего сына, а потом ребенок вырастет и сам встанет на защиту Отечества.

Аудиозапись.


Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду —

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.


Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.


Понравилось вам произведение?

Какие чувства вызвала у вас эта колыбельная?

БЕЛЫЕ ЛИСТЫ


Прочитайте про себя произведение.

Найдите слова, которые говорят о любви матери к ребенку. (Спи, младенец мой прекрасный)

Как вы понимаете слова «Стану сказывать я сказки»? (начну рассказывать) «горькие слёзы» (слёзы горя, печали) «украдкой пролью» (незаметно для окружающих, тайком), «святой образок» (образ святого, который является покровителем этого человека. Считают, что этот образ оберегает человека от горя, смерти).

Как вы понимаете «богатырь ты будешь славный и казак лихой»? (сильный, ловкий, отважный, не побоишься защитить свою Родину от врагов).

Какой неживой объект описывается в колыбельной? Прочитайте предложение. Что заметили? (неживой объект наделяется свойством живого «месяц смотрит»)

Какие слова повторяются? Почему? (баюшки-баю – мама убаюкивает своего младенца, который должен спать спокойным сном)

Найдите слова, которые называют предмет ласково.

Поработаем над темпом. Расставим в тексте наклонные линии так, чтобы они нам помогли делать паузы. Напоминаю, что одна палочка - короткая пауза, мы ставим на месте запятой. Долгая пауза, в тексте ставим две наклонные линии в конце предложения.


Артикуляционная гимнастика.

  • Вдох-выдох.

  • И – У

  • Шепот

Выразительное чтение колыбельных.

Оценивание выступлений одноклассниками. Аплодисменты.

Анализ иллюстрации.


Жизнь каждого из нас в детстве складывается из маленьких крупинок маминой нежности и заботы. Одна такая крупинка – колыбельная песня.


В наше время, в XXI веке колыбельные не теряет своего значения. И это доказывают многие знакомые нам произведения. Подпевайте.

Звучит музыка из мультфильма про Умку «Колыбельная медведицы», из телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

ВЫВЕШИВАЮ ТАБЛИЧКУ (в XXI веке)


  1. Подведение итогов урока, рефлексия.

Какие же секреты хранит колыбельная песня? Какие особенности этого жанра мы узнали, работая в группах?

Хочу поблагодарить вас всех за урок, молодцы, работали очень хорошо.

Нарисуй лицо своей куколке. (улыбка, если всё было ясно, интересно, печальный рот, если были затруднения, рот-ниточка, если задания оставили тебя равнодушным) Покажите мне и гостям свои куколки.

Оценивание.


Подсчёт жетонов.

Оценка работы в группах.


  1. Домашнее задание (дифференцированные задания).

Ребята, прочитайте задания и выберете то, что вам интересно.

  1. Раскрасить свою куколку-оберег.

  2. Выучить наизусть колыбельную.

  3. Нарисовать иллюстрацию к произведению.

  4. Придумать свою колыбельную.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения "В чём тайна колыбельной песни?"

Автор: Кузнецова Наталья Сергеевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект -урока  литературного творчества " Докучные сказки" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-tvorchiestva-dokuchnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "168622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423252722"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства