kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Колыбельная песня М. Лермонтов "Спи, младенец, мой прекрасный…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXIвек" 

2 класс

Тема: Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. 

М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Колыбельная песня М. Лермонтов "Спи, младенец, мой прекрасный…" »

Поурочные планы по литературному чтению 2 класс учитель А.А.. Бойченко


№92________________________

Тема: Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»
Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами разнообразных заданий. 
Цели по содержанию: 
1.Образовательный аспект. 
*Создать условия для осмысления представлений о значении колыбельной песни, через решение проблемных вопросов, 
-наблюдение, 
- сравнение, 
-обобщение. 
*Формировать умения выделять в тексте главные слова. 
*Учить сравнивать народные и авторские колыбельные песни. 
*Учить выразительно читать стихи. 
2.Развивающий аспект. 
* Способствовать обучению школьников выразительно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, определять основные закономерности. 
3.Воспитательный аспект. 
*Способствовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ в тетради. 
*Прививать любовь к окружающим, воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи через работу с текстами, пословицами, аудиозаписями. 
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. 
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый. 
Структура урока: Орг. момент, целеполагание и мотивация, актуализация знаний и умений, первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебного материала, первичное закрепление учебного материала, рефлексия. 
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с колыбельными песнями. 
Книги для выставки, в которых представлены колыбельные песни. 
Цветочки для рефлексии. 
Оформление доски: нарисованное дерево, колыбелька с ребёнком, тема урока «Колыбельные песни», слова из песни: «Ночь пришла, темноту принесла, уснул петушок, запел сверчок», рисунки колыбелек, портрет М.Лермонтова. 

1. Мотивация к учебной деятельности 
Приветствие учащихся. 

2. Актуализация знаний учащихся 
(проверка домашнего задания) 
- Какую тему мы начали на прошлом уроке? 
(Рассказы, стихи, сказки о семье) 
- Какое домашнее задание вы выполнили? 
(Подобрали пословицы о семье) 
- Что такое пословица? 
(Это произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость). 
- Дети зачитывают подобранные пословицы и объясняют их смысл: 
На что и клад, коли в семье лад. 
Семейные нелады доведут до беды. 
Семейный котёл всегда кипит. 
Семья крепка ладом. 
Вся семья вместе, так и душа на месте и т.д. 

3. Целеполагание и мотивация. 
1) Прослушивание песни «Спят усталые игрушки». 
2) Беседа. 

- Как называется эта песня? 
(«Спят усталые игрушки») 
- В какой детской передаче она исполняется? 
(«Спокойной ночи, малыши!») 
- Как исполняется эта песенка? 
(Нежно, спокойным голосом, задушевно, протяжно). 
- Почему она так поётся? 
(Чтобы усыпить ребёнка лаской, любовью, чтобы глазки сами закрывались…) 
-Когда вы были маленькими, кому мамы и бабушки пели перед сном песенки? 
(Поднимают руки). 
- Кто желает исполнить свою колыбельную песню? 
(Дети по желанию перед классом исполняют) 
- А почему эти песни называют колыбельными? 
(Малыши спят в колыбельке и мамы поют им нежные песенки). 
3) Знакомство с новыми словами. 
У разных народов слово колыбелька называется по-разному: люлька, зыбка, зыбушка, зыбалка, баюкалка, колыска, качалка – качающаяся кроватка для малыша. Она делается различно: 
 пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на верёвочках, 
 кузовок на очепе с подножкою для качания, 
 кроватка на круглых полозках. 
Каждая мама колыбельную малышу поёт на своём родном языке. Убаюкивая младенца, мать рассказывает о «ясном месяце, ветре, солнце...», которые помогут уснуть ребёнку. Эти песни спокойные и очень добрые. Они похожи на сказки, младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. В старину люльки подвешивали и на деревья, когда мамы выполняли другую работу. (Обратить внимание на рисунок на доске) 
4) Объявление темы занятия. 
Колыбельные песни бывают народные и авторские. Сегодня мы познакомимся с такими песенками. Научимся их правильно и красиво читать, а кто пожелает, можете и исполнить, создать свой мотив. 

4. Изучение нового материала. 
1) Знакомство с народной колыбельной песней. 

Выразительное чтение учителем. 
2) Беседа после первичного восприятия. 
- Какие чувства вызывает песня? 
- Как её надо читать? 
(Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью). 
- Какие слова успокаивают? 
- Какие строки особенно понравились? 
3) Обучение выразительному чтению. 
 Определяем задачу: что хотим показать голосом. 
 Выбираем тон и темп чтения. 
 Наблюдаем за знаками препинания. 
 Учимся читать выразительно и про себя. 
 Внимательно слушаем учителя. 
 Пробуем выразительно и правильно читать перед классом (по желанию). 
 
4) Работа с карточками 
1.Как надо читать песню? Укажите ответ (+). 
ласково протяжно 
нежно громко 
быстро тихо 

2. Найдите в тексте слова, которые повторяются. Запишите их. 
__________________________________________________________________ 

3. Объясни выражение: 
Её сон унесёт - ______________________________________________________________ 

4. Образуйте ласковые слова: 

мама- ___________________ сын - _____________________________ 
дочь - ___________________ папа - ____________________________ 

5. Вспомни и запиши пословицы о маме 
_________________________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Закрепление учебного материала. 
1) Прослушивание аудиозаписи «Котик – коток». 
- Сейчас мы послушаем ещё несколько колыбельных песен. Слушайте внимательно и представьте, какие сны могут присниться малышу после исполнения этих песен. 
2) Беседа 
- Какие образы предстают перед вами? 
- Кто являются главными героями колыбельных песен? 
- Как колыбельные песни влияют на душу людей? 
(Колыбельные песни успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека) 
- А почему это происходит? 
(Потому что колыбельные песни поют с теплотой и любовью, заботой и нежностью). 

6. Знакомство с колыбельной песней М.Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…» 
- Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь их поют ваши мамы. Колыбельные песни сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (портрет). 
1) Чтение учителем (наизусть). 
2) Беседа 
- Какие слова говорят о любви матери к ребёнку? Прочитай. 
- Как автор говорит о тишине и покое вокруг? 
- Какие слова повторяются? Почему? Как их нужно читать? 
- Можно ли сказать, что это колыбельная песня? 
3) Чтение учащимися (в паре соседу по парте). 
4) Чтение перед классом. 
5) Задания: 
- Найдите в тексте рифмующие слова. 
Стану сказывать я ____________, 
Песенку _____________________, 
Ты ж дремли, закрывши ________, 
Баюшки - _____________________. 
- Подберите близкие по смыслу слова. 
Стану сказывать - ______________________________ 
5) Сравнение народной и авторской песен. 
- Что объединяет? 
(Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери). 

7. Выставка книг. 
Обратить внимание на книги, в которых «хранится память о колыбельных песнях», на иллюстрации к песенкам. 

8. Домашнее задание
Выучить наизусть любую понравившуюся колыбельную песню. 
Сделать рисунок к одной из них и подписать словами из текста (по желанию). 

9. Итог урока (продолжи предложение) 
Я сегодня узнал… 
Мне было трудно… 

10. Рефлексия. 
Украсить колыбельку, прикреплённую на доску цветочками. 
Красными - потрудились очень хорошо. 
Синими – что-то не получилось. 
- Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? 
(Нет, они нужны всем людям, независимо от возраста и пола, т.к. они настраивают на хорошие поступки, вселяют в наши сердца только добро). 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бойченко Анжелика Алексеевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Е.Пермяк. Случай с кошельком" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ie-piermiak-sluchai-s-koshiel-kom"
    ["file_id"] => string(6) "214868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432498471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства