Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Каждому зверю и каждой птице нужна людская доброта» 3 класс »
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: «Каждому зверю и каждой птице нужна людская доброта».
Тип: «Урок закрепления и обобщения изученного материала».
Вид: «Комбинированный урок-игра».
Технология: на ситуативной игровой основе.
Форма проведения: Устный журнал «Давай поговорим».
Цели:
1. Создать на уроке ситуацию, помогающую понять основную идею изученного раздела.
2. Развивать умение самостоятельно мыслить, высказывать собственное мнение, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать чувство ответственности перед «младшими братьями», сострадания и желание прийти им на помощь.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня урок литературного чтения мы проведем, листая страницы устного журнала, который называется «Давай поговорим». Давайте поговорим о прочитанных нами произведениях, выскажем свои впечатления, которые они у нас оставили.
На доске я записала четверостишие Е.Евтушенко, которое будет служить эпиграфом к нашему журналу.
Эпиграф – краткое изречение, написанное перед произведением, как выражение основной идеи.
На доске:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Итак, открываем первую страничку журнала.
Интервью с нашими читателями.
(Учитель берет микрофон и беседует с учащимися).
- Какой раздел мы закончили читать?
- Чему были посвящены произведения этого раздела?
- Какие произведения о взаимоотношениях человека и животных вам запомнились?
- Какое произведение произвело на вас особое впечатление?
Листаем вторую страничку.
Проверь себя.
Литературная викторина проводится как соревнование между рядами. Одно очко за правильный ответ.
Как звали девочку в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?
Какое чудо она увидела в лунную ночь?
Что такое сказка? Это быль или небыль?
Чем отличается рассказ от повести?
В каком рассказе человек назван «двуногим существом», чудовищем? Почему?
Как называется повесть о мальчике, который мечтал о встрече с рогатой матерью - оленихой?
Кто автор этого произведения?
Почему повесть так называется?
В какой сказке описание зимнего леса усиливает переживание автора за уточку, оставшуюся зимовать на замерзшей реке?
Из каких произведений эти строки: «Милый зверь накуролесил на новом месте еще больше, чем у меня». Мамин – Сибиряк «Медведко».
2. «Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана: на нем было 10 жирных окуней». Паустовский «Кот - ворюга».
3. Неслыханная жара стояла в это лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Паустовский «Заячьи лапы».
Третья страница - Читаем, думаем…
Чтение стихотворения С.Михалкова «Мимо»… (стр.111 хрестоматия по литературному чтению).
Вопросы для обсуждения:
- Определите тему и идею произведения.
- О чем заставил автор вас задуматься?
Чтение стихотворения «Мотылек» учителем.
-Расскажи, мотылек,
Чем живешь ты, дружок?
Как тебе не устать
День деньской все порхать?
-Я живу средь лугов
В блеске летнего дня.
Ароматы цветов-
Вот вся пища моя!
Но короток мой век-
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!
А.Модзалевский.
- Какой век у мотылька?
- О чем он просит человека?
- К чему призывает?
Физминутка.
Четвертая страница. Вернисаж.
Слово объясняется. Торжественное открытие художественной выставки.
На доске рисунки учащихся по изученным произведениям. Рассматриваем, определяем, какие сюжеты и из каких произведений изобразили дети.
Страница последняя, пятая
Приглашаем к размышлению.
Проводим в виде игры «Если бы…» Каждый ряд получает вопрос и готовиться ответить:
Если бы я был размером с муравья, как бы изменилась моя жизнь, почему?
Если бы я стал выше дома, что нового бы увидел, кому помог?
Если бы животные могли говорить, что бы они сказали человеку?
Итог урока.
- Земля у нас у всех одна. Надо ее беречь и животных и людей и все вокруг.
П.Синявский.
Если все вокруг подружатся.
Ветерок с березкой шепчется, Пусть цветы возьмутся за руки
На траве блестит роса, И сойдутся в хоровод,
Нам с тобой земля-волшебница Пусть планета цвета радуги
Снова дарит чудеса. Никогда не отцветет.
Если песня в небе кружится, Если песня в небе кружится,
Веселей звенит листва, Веселей звенит заря,
Если все вокруг подружатся, Если все вокруг подружатся,