– познакомить учащихся с латышской народной сказкой, как представителем древнейшего жанра устного народного творчества.
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. - развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, нравственные качества личности ребенка.
Ход урока.
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, |
1. | Организационный момент. | Эмоциональный настрой учащихся. | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Добрый день - солнцу и птицам. - Добрый день! – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым… Добрый день длится до вечера. Подарите друг другу добрую улыбку. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. | Речевая разминка. | Учитель предлагает упражнения для речевой разминки. - «надуй шарик» Короткий вдох- выдох длиннее Сильный выдох - «одуванчик» Быстрый выдох - «задуй свечу» Длинный выдох - «задуй свечки на торте» - восстановление дыхания (глубокий вдох и выдох) | Выполняют разминку. |
3. | Актуализация знаний. | - Произведения какого жанра мы с вами читаем сейчас на уроках чтения? Работа с фразой: «Я люблю читать сказки» Ребята, попробуйте ответить на мои вопросы этой фразой, выделяя голосом ответ на вопрос. -Кто любит читать сказки? -Как я отношусь к чтению сказок? - Что я люблю делать? - Что я люблю читать? - Давайте вспомним характерные особенности сказок? А какую сказку мы читали на прошлом уроке? (мы читали эстонскую народную сказку «Почему у зайца губа рассечена?» Какое дом задание вы получили? | Отвечают на вопросы. Мы читаем сказки Дети читают фразу, меняя логическое ударение на разные слова Называют основные черты сказок ( зачин, концовка, вымысел, волшебные предметы, герои, события, троекратные повторы и др) (пересказать сказку) Желающие пересказывают 2 человека. Самооценка по алгоритму. |
4. | Постановка темы и целей урока. | Создание проблемной ситуации. - Итак, ребята. Мы с вами сегодня познакомимся с еще одной новой сказкой. Мы с вами знаем, что сказки бывают разные. Я вам прочту только 1 абзац сказки, а вы подумаете какого вида эта сказка? Читаю. Итак, какие у вас возникли предположения? Есть еще мнения? Ребята, скажите, сколько я задала вопросов? А мнений сколько? Давайте разберемся какой возникает вопрос? На доске вешаю Ребята, я правильно поняла, что у вас возникли 2(3) гипотезы. 1- что это бытовая сказка 2 – анималистическая 3- волшебная на доске вывешиваю Давайте вспомним отличительные черты бытовых сказок: Что вспомним про анималистические? Как же нам проверить какая из гипотез верная? | Решение проблемной ситуации – определение названия сказки, постановка целей урока. бытовая, анималистическая, волшебная 1, Мнений 2-3, много. Кто прав? Какая это сказка? Главные герои – люди, истории взяты из жизни. Главные герои животные, которые ведут себя как люди, самые древние сказки Волшебные события, которых не может быть в жизни Прочитать |
5. | Работа с текстом до чтения. Первичное восприятие текста. | Работа с заглавием сказки и иллюстрацией к ней. Откройте Учебник с 78. Как же называется наша новая сказка? Кому же принадлежит авторство? Начнем работу над сказкой. Организация первичного чтения. Чтение 2х абзацев Каким вы представляете себе петуха? Что-то можно добавить? 3 и 4 Боронил Что это значит?, что такое борона?- инструмент для разрыхления земли и подготовки ее для посевных работ.покрикивай. Как же петух добился того, что лиса стала браниться с соседом?(дразнил ее) Так разошлась лиса…как вы понимаете это предложение? ( свое доказывает, успокоитьбся не может) | Определяют по заглавию и иллюстрации главных героев сказки, пытаются ответить на вопрос урока до чтения.( не могут определить) Как петух лису обманул Латышскому народу. Учащиеся самостоятельно знакомятся с содержанием сказки и выясняют, чьё предположение оказалось верным. |
6. | Работа с текстом во время чтения. | Учитель ведёт работу по содержанию сказки, по составлению портретов главных героев, ведёт словарную работу. | Учащиеся читают сказку, находят слова, характеризующие героев. Составляют словесный портрет. Работа с толковым словарём. |
7. | Работа с текстом после чтения. | Постановка проблемного вопроса. Кто же главные герои этой сказки? Как ведут себя эти животные? Так какой вывод мы можем сделать? Мы ответили на вопрос нашего урока? Итак, с какой сказкой мы познакомились?( какой мы сделали вывод? Вернемся к иллюстрации. Какой фрагмент изобразил художник? | Решение проблемной ситуации, ответ на проблемный вопрос. Животные Это анималистическая сказка Да Мы познакомились с латышской народной сказкой «Как петух лису обманул» Мы сделали вывод, что эта сказка анималистическая, потому что в ней гл герои – животные, которые ведут себя как люди |
8. | Физминутка. | Проведение физминутки.«Цыплятки» | Дети выполняют движения за героями презентации |
9. | Работа с текстом после чтения. | Мы продолжаем работу над нашей новой сказкой. Я предлагаю вам сейчас самостоятельно прочитать сказку и в группах составить вопросы по содержанию сказки, записать 1 вопрос. Организация учащихся для работы с пословицами с целью подобрать подходящую для заголовка к сказке. Пословицы. Составьте из частей пословицы. Какая из них наиболее подходит к нашей новой сказке? Нарисуйте иллюстрацию к этой сказке. | Работа в группах, парах. Рисуют, выставка работ учащихся. |
10. | Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | Организация учащихся к подведению итога. Проведение рефлексии. С какой сказкой познакомились? Какое открытие сделали? стр 78-80 чтение по ролям - Подготовить пересказ сказки от имени лиса или от имени петуха. - По желанию проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки | Учащиеся подводят итог своей работы, делают вывод: Мне на уроке было интересно… Мне на уроке было трудно… Урок заставил меня задуматься о том, что… | |