- Следующая часть нашего занятия называется «Как устроен человек?» Сейчас мы послушаем небольшие сообщения наших ребят о строении человека.
1)Скелет – опора нашего организма. Без него тело человека было бы бесформенным. В организме человека более 200 костей. Череп защищает от травм головной мозг, позвоночник – спинной мозг, грудная клетка- сердце и легкие. Кости составляют скелет. Кости соединены суставами. Они позволяют человеку двигаться. Интересно, что: самая крошечная кость тела находится во внутреннем ухе. Она называется стремечко – её длина меньше 3 мм. А самая большая кость – бедренная, её длина неодинакова у разных людей, она зависит от роста. 2)У человека более 500 мышц. Они прикрепляются к костям сухожилиями и обладают особыми свойствами: они могут сокращаться и расслабляться. Когда мышцы сокращаются, расположение костей меняется. Так происходит движение. Благодаря движению происходит развитие всех органов. Итак, мышцы необходимы для жизни и развития организма человека. Интересно, что: когда ты смеёшься, работает 15 мышц, а когда злишься, хмуришь брови – целых 42 мышцы! Общеразвивающие упражнения для мышц человека. 3)Какой же путь проходит пища в организме человека? Начинается он во рту. Здесь пища пережёвывается, смачивается слюной и по пищеводу поступает в желудок. Там находится 3-5 часов, а затем переходит в кишечник. В желудке пища окончательно переваривается и через стенки кишечника и кровеносных сосудов поступает в кровь. Непереваренные остатки пищи поступают в толстую кишку. Чем дольше ты пережёвываешь пищу, тем легче она будет передвигаться по пищеводу и тем лучше переварятся содержащиеся в ней углеводы. Жуй тщательнее, и у тебя не будет болеть живот! Интересно, что: в год ты съедаешь около 500 кг пищи. Это почти в 20 раз больше, чем вес твоего тела. 4)Дыхание- важнейшая функция организма. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Вдыхаемый нами воздух сначала попадает в нос. Там согревается, очищается, увлажняется и через трахею поступает в лёгкие. Интересно, что: чихание, зевание, икота, смех – это особые формы дыхания. Дыхательная гимнастика. 5)Сердце и кровеносные сосуды- это органы кровообращения. Кровь в теле человека непрерывно течёт по кровеносным сосудам. Её приводит в движение сердце. Насыщенная кислородом кровь идёт по крупным боковым сосудам - артериям, а затем по более мелким от сердца ко всем внутренним органам, к голове, рукам, ногам. Самая большая артерия - это аорта. Крупные артерии распадаются на более мелкие – капилляры. 6) Головной мозг и нервная система: Мозг – главный орган нервной системы. Он отвечает за работу всего тела. Головной мозг делится на правое полушарие, контролирующее левую часть туловища, и левое полушарие, контролирующее правую часть туловища. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. 7) Органы чувств дают возможность людям и животным воспринимать окружающий мир. Всего у человека пять органов чувств:глаза; уши;нос;язык;кожа. Глаз очень похож на фотоаппарат. Посредине каждого глаза небольшой чёрный кружок – зрачок. Через отверстие зрачка проходят лучи света, и на внутренней поверхности глаза появляется изображение того, что находится перед нами. Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Веки внутри влажные. Мигая, они всё время смывают с глаз пылинки. Брови не дают попасть в глаза капелькам пота, стекающим со лба. Упражнения для глаз. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторож. Воздух попадает внутрь носа, пробегает по его извилистым каналам и сообщает о запахе чувствительным точкам, покрывающим внутреннюю оболочку носа. А они передают мозгу эти сведения. С помощью ушей мы слышим речь, музыку, различные звуки и даже шорохи. Ушные раковины, расположенные по бокам головы, помогают понять, с какой стороны долетает звук.Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Через него звук проникает внутрь уха. Дальше его не пускает тоненькая гибкая барабанная перепонка. Звук её колеблет, и она передаёт эти колебания среднему уху. Но и оно ещё ничего не слышит. В нём только колеблются отзвука три косточки: молоточек наковальня и стремечко. Свои колебания они передают жидкости, наполняющей внутреннее ухо. Вот оно-то и воспринимает всякий звук и передаёт его мозгу. Мини исследование: пусть твой сосед закроет одно ухо и отвернется от тебя. Скажи шёпотом любое слово, а сосед пусть повторит. Игра «Сломанный телефон» Язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков, которые определяют, что именно попало в рот – кислое или сладкое, солёное или горькое. Определяют и сообщают об этом мозгу.Кончик языка особенно чувствителен к сладкому. Края языка лучше всего ощущают кислое и солёное, а его основание – горькое. Мини исследование: одному из учеников завязать глаза и дать попробовать лимон, соль, варенье. Проверить ощутит ли он вкус? Кожей мы ощущаем холод, тепло, боль. Если бы не было этого чувства, то мы ходили бы в порезах и ожогах. Кожа надёжный защитник от многих опасностей. Рассматривая строение кожи, можно увидеть под наружным тонким слоем корни волос, маленькие желёзки и большое количество различных чувствительных телец. Эти тельца посылают по нервам в мозг срочные сообщения: одни- о холоде, тепле, другие- о боли. В ответ мозг принимает решения и следит за их выполнением. |