Цели урока: познакомить с историей праздника,традициями празднования его на Руси, развивать память, мышление, речь, обогатить словарный запас, прививать эстетический вкус; прививать любовь к Православию и своей Родине, создать праздничное настроение.
Оборудование. Класс украшен зелеными ветками березы, цветами.
Икона Пресвятой Троицы, украшенная цветами.
Используется музыка русской народной песни "Во поле березонька стояла." и др. Дети готовят стихи к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока: познакомить с историей праздника, развивать память, мышление, речь, обогатить словарный запас, прививать эстетический вкус; создать праздничное настроение.
Оборудование. Класс украшен зелеными ветками березы, цветами.
Икона Пресвятой Троицы, украшенная цветами.
(Звучит музыка).
Учитель. Светлым июньским днем мы пойдем в Божий храм отмечать праздник Пресвятой Троицы.
На 50-ый день со дня Воскресения Господа Бога нашего Иисуса Христа много народу собралось в городе Иерусалиме отмечать иудейский праздник Пятидесятницы. Были среди них и ученики Иисуса Христа.
Вдруг раздался сильный шум, словно пронесся мощный порыв ветра или зашелестели чьи-то могучие крылья. Языки пламени спустились с небес и прикоснулись к ученикам Христа – апостолам. Это сошел на них Святой Дух!
Охвачененные пророческим вдохновением, апостолы вдруг заговорили на неизвестных им ранее разных языках и стали проповедовать учение Иисуса Христа.
До этого апостолы были обыкновенными людьми, но после того, как Святой Дух сошел на них с небес, они стали твердыми и непоколебимыми в вере, готовыми на любые испытания - и на мучения, и на смерть!
После проповеди апостолов почти три тысячи человек уверовали в Господа Иисуса Христа, крестились и приняли веру христианскую.
Духом Святым родилась ЦЕРКОВЬ- общность верующих во Христа.
В этот день явились людям Три лица Святой Троицы – величие Отца, жертва Сына и животворящая сила Святого Духа.
Мы пойдем в храм с зелеными ветками березы, с яркими летними цветами, будем славить святую Троицу!
(Дети поочередно читают стихотворение)
Утро на Троицу
Роща юная, белоствольная
На заре росою умоется,
Звоны слышатся колокольные –
Воскресение светлое, Троица!
Звоны чистые, колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.
И любое Божье творение,
Повторяя молитву вслух,
Славит Вечное единение –
Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух!
(Звучит церковное песнопение)
Учитель. На Троицын день мы украшаем храмы и наши дома свежими душистыми травами и яркими цветами в честь Духа Божия Животворящего. А в деревнях и сёлах свежей душистой травой застилают пол - и как чудно пахнет в церкви и в каждой избе!
(Дети поочередно читают стихотворение)
Цветы и храм
Кадильницы цветов благоухают,
Они Христу возносят аромат,
Весной цветущий сад напоминает
Престол небесный, райский ветроград.
Нам есть чему учиться у растений,
У трав лесных у полевых цветов –
Их красоте, и кроткому смиренью,
И их молитвам, слышимым без слов.
Цветами украшаем мы иконы,
А в храме – золотой иконостас,
И кажется, что нежные бутоны,
Склонив головки, молятся за нас.
Учитель. А почему мы несем на Троицын день в храм ветки березы?
На березе раньше всех появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времён березу почитали деревом счастья, целомудренной чистоты и нежности.
Березка белый
сарафан надела.
Кудри завила,
косы заплела.
До чего же хороша,
словно девица-душа.
(Выходят девочки в белых платьях, на голове веночки из березовых ветвей, в руках веточки березы)
Хоровод берез
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись и вот –
Закружился хоровод!
( Звучит русская народная песня «Во поле берёзонька стояла». Девочки берутся за руки и водят хоровод. По окончании музыки машут зелеными веточками и садятся за парты).
Учитель. Молодцы, березоньки! А теперь угадайте загадку:
Одно дерево четыре угодья даёт: темной ночью – свет; старому – здоровье; разбитому – связь; и, как некопаный колодец, поит всех.
Дети (хором) Это береза!
1 ученик. Темной ночью свет – это лучина, её раньше в деревнях жгли.
2 ученик. Старому здоровье – это веник берёзовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а ещё – настой из берёзовых почек и листьев.
3 ученик. Разбитому связь – это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи, а некопаный колодец – это весенний берёзовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые – он сладкий и целебный.
Учитель. Много стихов и песен посвящено берёзе, много добрых слов о ней сказано. Давайте положим березовые веточки около иконы Пресвятой Троицы.
Эту икону написал замечательный русский иконописец Андрей Рублёв. Он «взял краски для своей иконы не из сумрачной византийской палитры, а из окружающей его природы с её белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками». Сколько людей со времен преподобного Андрея Рублёва застывало в благоговении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ. «Троица» А. Рублёва – одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи.
Сюжет иконы построен на 18 главе книги Бытия, где описывается, как Бог явился Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. До А. Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба.(Учитель показывает иллюстрацию иконы Ветхозаветной Троицы,задает вопросы).
А вот А. Рублёв сумел воплотить на иконе главный догмат ( основное положениев религиозном учении) христианства.
Посмотрим внимательно на икону. Бытовая сервировка сменилась одной единственной чашей, на которую указывает средний ангел. Большой дуб превратился в маленькое дерево. Так икона осталась узнаваемой, но из неё исчезло сиюминутное, уступив место вечному.
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Святой Дух. В Православном учении Троица именуется Единосущной, Единоначальной, Живоначальной и Святой.
Единосущность на иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл – в ознаменование божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Так одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса – клав) отсылают нас к иконографии Спасителя. Двое из ангелов, сидящих за столом, главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонён, а взгляд обращён к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежды свидетельствует о царственном достоинстве. Всё это – указание на первое лицо Троицы.
Ангел с правой стороны изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась (качество, роль) Святого Духа, именуемого животворящим.
Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат об их единосущности.
Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Средний ангел указывает на чашу, стоящую на престоле, «она стягивает движенья рук». Мы видим, что ангелов три, а чаша одна – это композиционный и смысловой центр иконы. И тут нам открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, причём содержание её – участь человеческого рода, печаль о людях, разделенных ненавистью, ведь жертвенная чаша – символ добровольной жертвы Сына!
« Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотворённости, высокой просветленности и торжественного покоя.- пишет современная исследовательница. – Художник представил здесь величие жертвенной любви, когда Отец посылает своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность Сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести себя в жертву людям».
На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево – мамврийский дуб – превратилось у Рублёва в дерево жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Гора воплощает святость Троицы, а дом - Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо – за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь), Гора – за спиной третьего ангела (Дух Святой).
По толкованию греков, образ Троицы – не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви.
Перед иконой Святой Троицы
И вот я в Третьяковке снова
Смотрю на «Троицу» Рублёва:
Как прежде чувствую волненье
Пред светлым миром единенья
Трех кротких Юношей Святых-
Как милосерден облик Их!
Рублёв замкнул их тесным кругом,
Они склоняются друг к другу
С любовью, лаской молчаливой.
Полны глубокого значенья
Их лица, позы, облаченья!
Воспитанник монастыря,
Он Троицу писал не зря –
В раздорах плакала земля.
Как не хватает нам порой
Терпенья, кротости такой,
И мудрого святого слова
Великой «Троицы» Рублёва!
(Звучит торжественная музыка)
Подведение итогов урока. Вопросы к детям по содержанию
Используемая литература
1.Д.Басов. С Басов. Иконы в храме и в вашем доме. СПб., Издательство «А.В.К.- Тимошка», 2001.
2.Т.А. Шорыгина. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. Издательство «ТЦ Сфера», 2001.
3. С.Ф. Иванова. Введение во храм слова. Издательство «Отчий дом». Москва. 2006.
4. А.В. Бородина. Основы православной культуры. Москва. Издательский дом «Покров».2003 .
Используемая литература
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические)
А.А. Бородина. Основы православной культуры. М., Издательский дом «Покров», 2003 г.
Митрополит Иоанн. Русская симфония ( очерки русской историософии),СПб., 2004г.