kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТРОИЦЫН ДЕНЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 4 класса.

Цели урока:  познакомить  с историей праздника,традициями празднования его на Руси, развивать память, мышление, речь, обогатить словарный запас, прививать эстетический вкус; прививать любовь к Православию и своей Родине, создать праздничное настроение.

Оборудование. Класс украшен зелеными ветками березы, цветами.

Икона  Пресвятой Троицы, украшенная цветами.

Используется музыка русской народной песни "Во поле березонька стояла." и др. Дети готовят стихи к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТРОИЦЫН ДЕНЬ »

Троицын день

Цели урока: познакомить с историей праздника, развивать память, мышление, речь, обогатить словарный запас, прививать эстетический вкус; создать праздничное настроение.

Оборудование. Класс украшен зелеными ветками березы, цветами.

Икона Пресвятой Троицы, украшенная цветами.

(Звучит музыка).

Учитель. Светлым июньским днем мы пойдем в Божий храм отмечать праздник Пресвятой Троицы.

На 50-ый день со дня Воскресения Господа Бога нашего Иисуса Христа много народу собралось в городе Иерусалиме отмечать иудейский праздник Пятидесятницы. Были среди них и ученики Иисуса Христа.

Вдруг раздался сильный шум, словно пронесся мощный порыв ветра или зашелестели чьи-то могучие крылья. Языки пламени спустились с небес и прикоснулись к ученикам Христа – апостолам. Это сошел на них Святой Дух!

Охвачененные пророческим вдохновением, апостолы вдруг заговорили на неизвестных им ранее разных языках и стали проповедовать учение Иисуса Христа.

До этого апостолы были обыкновенными людьми, но после того, как Святой Дух сошел на них с небес, они стали твердыми и непоколебимыми в вере, готовыми на любые испытания - и на мучения, и на смерть!

После проповеди апостолов почти три тысячи человек уверовали в Господа Иисуса Христа, крестились и приняли веру христианскую.

Духом Святым родилась ЦЕРКОВЬ- общность верующих во Христа.

В этот день явились людям Три лица Святой Троицы – величие Отца, жертва Сына и животворящая сила Святого Духа.

Мы пойдем в храм с зелеными ветками березы, с яркими летними цветами, будем славить святую Троицу!

(Дети поочередно читают стихотворение)

Утро на Троицу

Роща юная, белоствольная

На заре росою умоется,

Звоны слышатся колокольные –

Воскресение светлое, Троица!



Звоны чистые, колокольные

Разливаются в поднебесье.

Славят Троицу нивы привольные,

Славят птицы звонкою песнею.



И любое Божье творение,

Повторяя молитву вслух,

Славит Вечное единение –

Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух!

(Звучит церковное песнопение)

Учитель. На Троицын день мы украшаем храмы и наши дома свежими душистыми травами и яркими цветами в честь Духа Божия Животворящего. А в деревнях и сёлах свежей душистой травой застилают пол - и как чудно пахнет в церкви и в каждой избе!

(Дети поочередно читают стихотворение)

Цветы и храм

Кадильницы цветов благоухают,

Они Христу возносят аромат,

Весной цветущий сад напоминает

Престол небесный, райский ветроград.

Нам есть чему учиться у растений,

У трав лесных у полевых цветов –

Их красоте, и кроткому смиренью,

И их молитвам, слышимым без слов.

Цветами украшаем мы иконы,

А в храме – золотой иконостас,

И кажется, что нежные бутоны,

Склонив головки, молятся за нас.

Учитель. А почему мы несем на Троицын день в храм ветки березы?

На березе раньше всех появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времён березу почитали деревом счастья, целомудренной чистоты и нежности.

Березка белый

сарафан надела.

Кудри завила,

косы заплела.

До чего же хороша,

словно девица-душа.

(Выходят девочки в белых платьях, на голове веночки из березовых ветвей, в руках веточки березы)

Хоровод берез

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись и вот –

Закружился хоровод!

( Звучит русская народная песня «Во поле берёзонька стояла». Девочки берутся за руки и водят хоровод. По окончании музыки машут зелеными веточками и садятся за парты).

Учитель. Молодцы, березоньки! А теперь угадайте загадку:

Одно дерево четыре угодья даёт: темной ночью – свет; старому – здоровье; разбитому – связь; и, как некопаный колодец, поит всех.

Дети (хором) Это береза!

1 ученик. Темной ночью свет – это лучина, её раньше в деревнях жгли.

2 ученик. Старому здоровье – это веник берёзовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а ещё – настой из берёзовых почек и листьев.

3 ученик. Разбитому связь – это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи, а некопаный колодец – это весенний берёзовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые – он сладкий и целебный.

Учитель. Много стихов и песен посвящено берёзе, много добрых слов о ней сказано. Давайте положим березовые веточки около иконы Пресвятой Троицы.

Эту икону написал замечательный русский иконописец Андрей Рублёв. Он «взял краски для своей иконы не из сумрачной византийской палитры, а из окружающей его природы с её белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками». Сколько людей со времен преподобного Андрея Рублёва застывало в благоговении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ. «Троица» А. Рублёва – одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи.

Сюжет иконы построен на 18 главе книги Бытия, где описывается, как Бог явился Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. До А. Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба.(Учитель показывает иллюстрацию иконы Ветхозаветной Троицы,задает вопросы).

А вот А. Рублёв сумел воплотить на иконе главный догмат ( основное положение в религиозном учении) христианства.

Посмотрим внимательно на икону. Бытовая сервировка сменилась одной единственной чашей, на которую указывает средний ангел. Большой дуб превратился в маленькое дерево. Так икона осталась узнаваемой, но из неё исчезло сиюминутное, уступив место вечному.

Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Святой Дух. В Православном учении Троица именуется Единосущной, Единоначальной, Живоначальной и Святой.

Единосущность на иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл – в ознаменование божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Так одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса – клав) отсылают нас к иконографии Спасителя. Двое из ангелов, сидящих за столом, главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонён, а взгляд обращён к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежды свидетельствует о царственном достоинстве. Всё это – указание на первое лицо Троицы.

Ангел с правой стороны изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась (качество, роль) Святого Духа, именуемого животворящим.

Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат об их единосущности.

Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Средний ангел указывает на чашу, стоящую на престоле, «она стягивает движенья рук». Мы видим, что ангелов три, а чаша одна – это композиционный и смысловой центр иконы. И тут нам открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, причём содержание её – участь человеческого рода, печаль о людях, разделенных ненавистью, ведь жертвенная чаша – символ добровольной жертвы Сына!

« Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотворённости, высокой просветленности и торжественного покоя.- пишет современная исследовательница. – Художник представил здесь величие жертвенной любви, когда Отец посылает своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность Сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести себя в жертву людям».

На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево – мамврийский дуб – превратилось у Рублёва в дерево жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Гора воплощает святость Троицы, а дом - Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо – за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь), Гора – за спиной третьего ангела (Дух Святой).

По толкованию греков, образ Троицы – не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви.

Перед иконой Святой Троицы

И вот я в Третьяковке снова

Смотрю на «Троицу» Рублёва:



Как прежде чувствую волненье

Пред светлым миром единенья

Трех кротких Юношей Святых-

Как милосерден облик Их!



Рублёв замкнул их тесным кругом,

Они склоняются друг к другу

С любовью, лаской молчаливой.



Полны глубокого значенья

Их лица, позы, облаченья!

Воспитанник монастыря,

Он Троицу писал не зря –

В раздорах плакала земля.



Как не хватает нам порой

Терпенья, кротости такой,

И мудрого святого слова

Великой «Троицы» Рублёва!

(Звучит торжественная музыка)

Подведение итогов урока. Вопросы к детям по содержанию



Используемая литература

1.Д.Басов. С Басов. Иконы в храме и в вашем доме. СПб., Издательство «А.В.К.- Тимошка», 2001.

2.Т.А. Шорыгина. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. Издательство «ТЦ Сфера», 2001.

3. С.Ф. Иванова. Введение во храм слова. Издательство «Отчий дом». Москва. 2006.

4. А.В. Бородина. Основы православной культуры. Москва. Издательский дом «Покров».2003 .





















Используемая литература

  1. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий.

  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические)

  3. А.А. Бородина. Основы православной культуры. М., Издательский дом «Покров», 2003 г.

  4. Митрополит Иоанн. Русская симфония ( очерки русской историософии),СПб., 2004г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
ТРОИЦЫН ДЕНЬ

Автор: Нарыкова Ольга Александровна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Праздники русского народа: Троицын день"
    ["seo_title"] => string(36) "prazdnikirusskoghonarodatroitsyndien"
    ["file_id"] => string(6) "333265"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465314249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства