kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздники русского народа: Троицын день

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Праздники русского народа: Троицын день" разработан для учащихся 4-х классов 2-е полугодие по программе Е.Д.Критской. Данный урок помогает учащимся осваивать традиционную русскую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Праздники русского народа: Троицын день»

Конспект урока

Аттестуемый педагог Калашникова Людмила Александровна

Предмет - музыка Класс - 4

Тема урока «Праздники русского народа: Троицын день»

Тип урока: урок изложения нового материала.

Характеристика класса. В классе 15 человек. Успеваемость по предмету -100%, качество знаний – 100%. Учащиеся этого класса активны, имеют желание учиться. Сложным является самооценка работы учащихся, что требует точности предложенных критериев оценки. Не всегда ребята умеют хорошо слушать, особенно друг друга. Трудно им дается и работа в группах, но они стараются учиться вести диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих целей.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Музыка 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013., DVD-проигрыватель; музыкальный центр; ПК; медиа проектор; презентация Power Point «Троицын день»; CD с фрагментами музыкальных произведений; инструменты: шумовые инструменты, аккордеон; атрибуты праздника: ленты, веточки березы, цветы, колокольчики, колечки; карточки с вопросами; анкета.

1. Организационный момент

• Цели этапа:

-организация готовности класса к работе на уроке;

-настрой всех обучающихся на продуктивную учебную деятельность, предмет и тему урока

•Цели и задачи учителя:

- Проверить готовность учащихся к уроку, организовать их внимание, обеспечить эмоционально – психологическую готовность учащихся к уроку.

• Методы организации работы: активный метод обучения - игра «Веселая перекличка», фиксирование отсутствующих.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся входят под песню «Во поле береза стояла» (с заданием: изобразить звучащие инструменты), встают вокруг вазы с березовыми ветками для игры «Веселая перекличка».





Затем дети рассаживаются за свои рабочие места.


Учитель аккомпанирует учащимся на аккордеоне, затем начинает игру «Веселая перекличка» примерно такой музыкальной фразой: «Катя, эй!». Катя вешает украшение на веточку березы, и, становясь на место, обращается к следующему участнику игры с такой же фразой. Действие повторяется до тех пор, пока все не повесят свои украшения.


Учитель приглашает занять свои рабочие места.

Перед уроком учитель проверяет наличие березовой ветки либо цветка на столе каждого ученика.

Чтобы избежать комплексов учитель помогает затрудняющимся ученикам при интонировании музыкальной фразы.


2. Установление связи между ранее полученными знаниями и новым сообщением.

  • . Цель данного этапа: установить объем кругозора по теме «Русский фольклор».

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-Проверить глубину знаний и широту кругозора, выявить пробелы и скорректировать их; обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализировать объект прочного усвоения как исходное знание: повторить основные понятия, выявить проблемную ситуацию.

Критерии данного этапа: точность и правильность ответов.

Действия педагога в случае, если учащемуся не удается достичь поставленных целей: объяснения и дополнения к знаниям.

  • Метод организации: опрос по методике направленных и ненаправленных вопросов, индивидуальный подход к каждому учащемуся.

  • Метод мотивирования учебной активности учащихся: создание ситуации успеха.

• Методы и критерии оценивая ответов учащихся: индивидуальный подход, правильность и точность ответов.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Отвечают на вопросы учителя.

















Записывают дату и тему урока в тетради.

Учитель задает следующие вопросы:

  • Ребята, какие праздники русского народа вы знаете?

  • С чем связаны эти праздники?

  • Какие православные праздники вам известны?

  • Какие праздники относятся к народной традиции?


Давайте определим тему нашего урока (записывает дату и тему урока на доске), читает стихотворенье:


  • Ребята, а что, по-вашему, праздник?













Светлый праздник-Троица

Постучится в дом.

Выйдем за околицу


Веток наберем

Дай, береза стройная

Из твоей косы

Веточку зеленую -

Праздник на Руси!




3. Изучение нового учебного материала.

Цель этапа: Поставить вместе с учениками цель урока. Добиться осмысления (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

-Организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: сообщение темы и цели в виде проблемного задания.

  • Изложение основных положений нового учебного материала: использование аудио, видео материалов для поставленной цели.

  • Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: точность и правильность ответов.

  • Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: метод педагогической поддержки, ситуация успеха.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание




Всевозможные варианты ответов.








Внимательно прослушивают излагаемый учителем материал.



Смотрят слайды и презентацию.


Слушают музыкальные иллюстрации.






Учитель читает стихотворенье, обыгрывая наряженные веточки березы, затем задает вопрос:

Почему праздник получил такое название?



Учитель ставит цель: выяснить, какие варианты ответов учащихся были ближе к истине.


Что нам предстоит сделать для достижения этой цели?


Излагает новый учебный материал.





Демонстрирует отдельные слайды и презентацию.


Предлагает к прослушиванию музыкально-иллюстративный материал.







Вокруг березки хожу - похаживаю,

Вокруг подружки хожу - похаживаю,

Я березоньку мою разукрашиваю,

Наряжаю ее, приговариваю:

Вот тебе, березонька, ленточки,

Вот тебе, подруженька, красные,

Вот тебе цветочки белые,

Вот тебе цветочки разные.

Колокольцы, тебе, колокольцы -

В праздник Святой Троицы.



Во время изложения материала демонстрируются:

  • слайды:

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

  • Презентация:

Приложение №4

  • Музыкальный материал:

Приложение №5

Приложение №6


4. Физминутка.

Цель и задача этапа: смена деятельности; обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Формы и методы: практический, активный метод обучения – игра «Кумушки».

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выходят на свободный участок классной комнаты. Мальчики держат в одной руке березовые ветки и, становясь в пары, поднимают их вверх, соединяя в виде арки. Девочки проходят парами через арку и обмениваются подарками: колечками, лентами и т.д., имитируя обряд кумления.











Предлагает учащимся выйти на воображаемую полянку и проводит игру «Кумушки».


Звучит русская народная песня:

Приложение№7








5. Закрепление учебного материала

• Учебная цель этапа: закрепить пройденный материал;

•Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

-Закрепить в памяти учащихся полученные знания.

-Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

-Выработать соответствующие знания и умения.

• Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся: ликвидация неверных представлений у учащихся, умение работать в группе, выполнение заданий, требующих применения знаний, активный метод обучения – игра «Венок познания».

• Критерии определения степени усвоения учащимися нового учебного материала: правильность и точность ответов.

Пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: повторный краткий рассказ.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети отвечают на вопросы. После правильного ответа каждому ученику предоставляется возможность «вплести» в венок свою веточку или цветок.

Учитель предлагает детям игру «Венок познания», в ходе которой класс делится на четыре группы. Каждой группе раздаются вопросы по числу участников. Обсуждение ответов происходит в группе, но по каждому вопросу докладывает один ученик.


Приложение №8









Учитель подытоживает: «Ребята, посмотрите, какой красивый у нас получился венок!»

На небольшом столике перед доской расположить поролоновый круг диаметром 50 см. После того как учитель одобрил ответ ученика, он предлагает последнему пройти к столику и вплести свою веточку или цветок в « Венок познания». Учащихся необходимо предупредить, что вопросы предполагают краткий ответ.

5. Подведение итогов. Рефлексия

  • Цели и задачи этапа:

-Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  • Методы и способы достижения поставленных задач: анкетирование.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Отвечают на вопросы анкеты.

Учитель раздает анкеты.

Приложение №9

Если на уроке недостаточно времени, учитель только объясняет правило заполнения анкеты, ответы на вопросы учащиеся пишут дома.








Приложение №1. Слайд №1 А. Рублев «Троица».


Приложение №2 Слайд №2 И. Кустодиев «Троицын День».


Приложение № 3 Слайд №3 П. Суходольский «Троицын День».


Приложение №4 Презентация «Праздники русского народа. Троицын День».


Приложение №5 CD диск с музыкальными фрагментами, а именно «Божественная литургия в День Святой Троицы».


Приложение №6 CD диск с музыкальными фрагментами, а именно «Троицко - семицкие обрядовые песни».


Приложение №7 CD диск с музыкальными фрагментами, а именно русская народная песня «Покумимся, подружки».


Приложение №8

Группа №1

Как называется праздник, который мы сегодня изучили?


Почему праздник носит двойное название?

Как празднуется Троица в православной традиции?


Чьи именины отмечаются в дни этого праздника?



Группа №2

Как называется неделя перед Троицей?


Какие символы у Троицы?


Что такое инициация?


Кто такие кумушки?



Группа №3

Как возник первый христианский храм?

Почему неделя перед Троицей называлась «Русальной»?


Какие дни назывались «Зелеными святками»?


Что изображено на иконе А. Рублева «Троица»?



Группа №4

Для достижения какой цели проводились обряды на этот праздник?


Какой момент данного праздника больше всего запомнился?


Что служит музыкальным оформлением данного праздника?


Приложение №9 Анкета для учащихся

Понравился ли вам урок?


Что именно понравилось?


Что вам не понравилось?


Комфортно ли чувствовали себя на уроке


Во взаимодействии с учителем

Во взаимодействии с учащимися








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Праздники русского народа: Троицын день

Автор: Калашникова Людмила Александровна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333265

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства