1. Организационный момент • Цели этапа: -организация готовности класса к работе на уроке; -настрой всех обучающихся на продуктивную учебную деятельность, предмет и тему урока •Цели и задачи учителя: - Проверить готовность учащихся к уроку, организовать их внимание, обеспечить эмоционально – психологическую готовность учащихся к уроку. • Методы организации работы: активный метод обучения - игра «Веселая перекличка», фиксирование отсутствующих. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся входят под песню «Во поле береза стояла» (с заданием: изобразить звучащие инструменты), встают вокруг вазы с березовыми ветками для игры «Веселая перекличка». Затем дети рассаживаются за свои рабочие места. | Учитель аккомпанирует учащимся на аккордеоне, затем начинает игру «Веселая перекличка» примерно такой музыкальной фразой: «Катя, эй!». Катя вешает украшение на веточку березы, и, становясь на место, обращается к следующему участнику игры с такой же фразой. Действие повторяется до тех пор, пока все не повесят свои украшения. Учитель приглашает занять свои рабочие места. | Перед уроком учитель проверяет наличие березовой ветки либо цветка на столе каждого ученика. Чтобы избежать комплексов учитель помогает затрудняющимся ученикам при интонировании музыкальной фразы. |
2. Установление связи между ранее полученными знаниями и новым сообщением. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -Проверить глубину знаний и широту кругозора, выявить пробелы и скорректировать их; обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализировать объект прочного усвоения как исходное знание: повторить основные понятия, выявить проблемную ситуацию. Критерии данного этапа: точность и правильность ответов. Действия педагога в случае, если учащемуся не удается достичь поставленных целей: объяснения и дополнения к знаниям. Метод организации: опрос по методике направленных и ненаправленных вопросов, индивидуальный подход к каждому учащемуся. Метод мотивирования учебной активности учащихся: создание ситуации успеха. • Методы и критерии оценивая ответов учащихся: индивидуальный подход, правильность и точность ответов. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы учителя. Записывают дату и тему урока в тетради. | Учитель задает следующие вопросы: Ребята, какие праздники русского народа вы знаете? С чем связаны эти праздники? Какие православные праздники вам известны? Какие праздники относятся к народной традиции? Давайте определим тему нашего урока (записывает дату и тему урока на доске), читает стихотворенье: | Светлый праздник-Троица Постучится в дом. Выйдем за околицу Веток наберем Дай, береза стройная Из твоей косы Веточку зеленую - Праздник на Руси! |
3. Изучение нового учебного материала. Цель этапа: Поставить вместе с учениками цель урока. Добиться осмысления (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); -Организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: сообщение темы и цели в виде проблемного задания. Изложение основных положений нового учебного материала: использование аудио, видео материалов для поставленной цели. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: точность и правильность ответов. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: метод педагогической поддержки, ситуация успеха. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Всевозможные варианты ответов. Внимательно прослушивают излагаемый учителем материал. Смотрят слайды и презентацию. Слушают музыкальные иллюстрации. | Учитель читает стихотворенье, обыгрывая наряженные веточки березы, затем задает вопрос: Почему праздник получил такое название? Учитель ставит цель: выяснить, какие варианты ответов учащихся были ближе к истине. Что нам предстоит сделать для достижения этой цели? Излагает новый учебный материал. Демонстрирует отдельные слайды и презентацию. Предлагает к прослушиванию музыкально-иллюстративный материал. | Вокруг березки хожу - похаживаю, Вокруг подружки хожу - похаживаю, Я березоньку мою разукрашиваю, Наряжаю ее, приговариваю: Вот тебе, березонька, ленточки, Вот тебе, подруженька, красные, Вот тебе цветочки белые, Вот тебе цветочки разные. Колокольцы, тебе, колокольцы - В праздник Святой Троицы. Во время изложения материала демонстрируются: Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 |
4. Физминутка. Цель и задача этапа: смена деятельности; обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Формы и методы: практический, активный метод обучения – игра «Кумушки». |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся выходят на свободный участок классной комнаты. Мальчики держат в одной руке березовые ветки и, становясь в пары, поднимают их вверх, соединяя в виде арки. Девочки проходят парами через арку и обмениваются подарками: колечками, лентами и т.д., имитируя обряд кумления. | Предлагает учащимся выйти на воображаемую полянку и проводит игру «Кумушки». | Звучит русская народная песня: Приложение№7 |
5. Закрепление учебного материала • Учебная цель этапа: закрепить пройденный материал; •Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: -Закрепить в памяти учащихся полученные знания. -Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. -Выработать соответствующие знания и умения. • Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся: ликвидация неверных представлений у учащихся, умение работать в группе, выполнение заданий, требующих применения знаний, активный метод обучения – игра «Венок познания». • Критерии определения степени усвоения учащимися нового учебного материала: правильность и точность ответов. Пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: повторный краткий рассказ. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дети отвечают на вопросы. После правильного ответа каждому ученику предоставляется возможность «вплести» в венок свою веточку или цветок. | Учитель предлагает детям игру «Венок познания», в ходе которой класс делится на четыре группы. Каждой группе раздаются вопросы по числу участников. Обсуждение ответов происходит в группе, но по каждому вопросу докладывает один ученик. Приложение №8 Учитель подытоживает: «Ребята, посмотрите, какой красивый у нас получился венок!» | На небольшом столике перед доской расположить поролоновый круг диаметром 50 см. После того как учитель одобрил ответ ученика, он предлагает последнему пройти к столику и вплести свою веточку или цветок в « Венок познания». Учащихся необходимо предупредить, что вопросы предполагают краткий ответ. |
5. Подведение итогов. Рефлексия -Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы анкеты. | Учитель раздает анкеты. | Приложение №9 Если на уроке недостаточно времени, учитель только объясняет правило заполнения анкеты, ответы на вопросы учащиеся пишут дома. |