I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Математический диктант 1. Запиши число, в котором 3 сотни, 4 десятка и 5 единиц. 2. Какое число надо разделить на 3, чтобы получилось 30? 3. Чему равна сумма чисел 360 и 40? 4. Площадь коридора равна 20 кв. м, чему равна длина коридора, если ширина 2 м. 5. Во сколько раз надо увеличить 4, чтобы получить 24? Ответы: 345, 90, 400, 10, 6 Взаимопроверка. Обмен тетрадей с соседями по парте. Критерии оценки: -без ошибок - "5"; -1 ошибка - "4"; -2 ошибки - "3"; -3 ошибки и более - "2".Предмет 4. Задание № 1, с. 12 на слайде 1. Цель работы: – актуализация алгоритмов деления с остатком и проверки выполненного деления с остатком. Физминутка | Познавательные УУД Развиваем умения: 1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. |
II. Постановка проблемы (знакомимся…). | 6 2 3 2 Работа в парах. 1. Задание № 2, с. 12 Вычислите: 72:3; 723:3. Вызвать двух учащихся к доске и предложить выполнить по 2 примера за закрытой створкой школьной доски, чтобы те, кто выполняют задания в тетради не могли наблюдать процесс решения. Цель работы: – создание проблемной ситуации: во 2-м выражении предъявлен новый для детей случай деления. 2. Текст со знаком ?! "Как выполнить деление?" | 2 - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
III. Открытие нового (узнаём…). | 5 6 2 Работа в парах. 1. Задание № 3, с. 12 Цель работы: выдвижение собственных предположений по решению проблемы. - Расскажите, как вы рассуждали и продолжите записи. 2. Задание № 4, с. 12 Как Костя и Витя искали значения выражений? Как они могли при этом рассуждать? Какие записи здесь пропущены? 542:2 = (400+140+2):2=... 434:2 = (400+20+14):2=... Цель работы: – на основе наблюдений над представленными способами вычислений сформулировать новое правило. 3. Задание № 5, с. 12 Цель работы: – сопоставить устный приём с новым видом записи; – учиться объяснять значение каждого знака в записи и сопоставлять их с последовательностью действий (алгоритмом вычислений). - Есть ли предположения к объяснению такого способа деления? - Давайте проверим ваши предположения. 4. Работа с текстом в оранжевой рамке. Физминутка | 3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую; 7 – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; |
IV. Первичное закрепление (применяем…). | 2 3 5 Работа в парах. 1. Задание № 6, с. 13 Разделите 434 на 2 уголком с объяснениями. Вызвать 1 ученика к доске и решать вместе с классом. 2. Задание № 7, с. 13 - Давайте по тексту-объяснению дополним наш алгоритм деления в столбик уголком. Алгоритм деления в столбик уголком. 1. Выделяю первое неполное делимое и объясняю, какие разрядные единицы оно обозначает. 2. Определяю количество цифр в значении частного. 3. Подбираю первую цифру в значении частного. 4.Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель. 5. Вычитаю полученный результат из неполного делимого и нахожу остаток. 6. Записываю цифру следующего разряда делимого рядом с остатком. Получаю второе неполное делимое и повторяю пункты 3, 4, 5, 6. - Проверьте полученные значения устными вычислениями с объяснением. Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; ТОУУ 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; |
V. Выбираем задания и тренируемся. | 2 3 5 1. Работа в парах. Задание № 8, с. 13 Выполните деление двумя способами с объяснением и проверкой. 782:2 984:3 (все вместе) 944:4 (первый ряд) 456:2 (второй ряд) 543:3 (третий ряд) - Как вы определяли уравнения с последним действием деления? - Объясните своё решение. Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Задание на логику Даны числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Часть из них расставлена по клеткам. Требуется расставить остальные числа, чтобы в сумме получалось 15 2. Подготовка к домашней работе. Задача № 9, с. 13 - Прочитайте задачу. - Рассмотрите рисунок. - Выделите данные. - Выберите схему. - Давайте обсудим, как заполнить окошечки схемы. - Предложите план решения задачи. - Решите задачу дома. | 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |