Учитель: -Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Я приветствую Вас на нашем необычном уроке. Мы все живём на одной планете «Земля», давайте изобразим нашу планету. (Учитель передает учащимся голубую ленту, каждый ученик берется за ленту, тем самым образовывая планету «Земля»).
-На нашей земле живёт много национальностей. Какие национальности вы знаете?
-Предлагаю зайти во внутрь круга и в нашем классе тоже есть много национальностей.
-А дети каких национальностей учатся в нашем классе? (казахи, русские, корейцы, немцы, узбеки, украинцы). Наш класс – это маленькая многонациональная семья .
И в этой семье мы уважаем, дружим, ценим, сострадаем друг друга. Хотелось бы, чтоб на всей планете люди также уважали и ценили друг друга, как и мы.
Деление на группы. На столах лежат солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садиться за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Гостям! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
2.Актуализация опорных знаний.
Учитель: -А как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
- Посмотрите на интерактивную доску .( На флипчарте записаны слова: уважение, сострадание, милосердие, терпимость)
-Давайте все вместе прочитаем слова, которые вы видите. Как вы понимаете смысл этих слов?(Дети вместе с учителем читают слова и разбирают значение каждого слова, разобрав значение одного слова, интерактивной ручкой ученик убирает это слово. Так постепенно открывается тема урока –толерантность.)
-Ребята посмотрите, какое слово у нас получилось? Это новое для вас слово, но
значение этого слова вы уже знаете.
3.Работа по теме урока.
Учитель: - Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.
-16 ноября наша Республика Казахстан и жители многих стран мира отмечают Международный День Толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
Толерантность – это милосердие. Толерантность – это сострадание. Толерантность – это уважение. Толерантность – это доброта души. Толерантность – это терпение. Толерантность – это дружба. Толерантность – это гармония в многообразии. Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений. Толерантность – путь к миру и согласию.
- Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
- Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто- то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Димы телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
В твоем дворе никто не хотел играть с мальчиком, у которого другой цвет кожи? Он принадлежит к другой расе. Как ты поступишь?
4 ситуация.
Тебе не разрешают дружить с соседом, потому что он другой религии. Твои действия.
-Молодцы ребята вы справились с заданием, совершая добрые поступки, толерантная личность становится лучше, чище и светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: -Все дети разные: цвет глаз, цвет кожи, волос, разный рост, но все дети любят играть.
-А вы любите играть? Давайте поиграем. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный - второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1.Ты его прощаешь.
2.Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1.Ты попытаешься объясниться с ней.
2.Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1.Ты отвечаешь тем же.
2.Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.
Тебе не хочется идти на прогулку со своим близкими.
1.Ты устраиваешь истерику.
2.Ты идешь с ними гулять.
Учитель: -Я вижу, что вы поняли, что такое толерантность и как нужно относиться друг к другу. Давайте составим памятку толерантности, которая поможет вам, как правильно вести себя в конфликтной ситуаций. (Учащимся представлено на интерактивной доске флипчарт 2, памятка с деформированным текстом)
Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
-Молодцы ребята вы справились с заданием.
-Ребята нашего класса подготовили стихотворения о толерантности.
1-ый ученик- Ким Элина:
Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме. Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение. К мнению не только своему.
Дам монетку нищему, Пожилому помогу.
2-ой ученик – Семёнов Вадим:
Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу.
Если ты к друзьям терпим, Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов, Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь.
3-ий ученик – Марлен Дамеля:
Маме с папой не грубишь, Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят, Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и будь ещё галантен.
Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
5.Рефлексия.
Учитель: - Сегодня на уроке вы узнали, что такое толерантность, у вас на партах с начала урока лежит солнышко с лучиками, возьмите по одному лучику и
напишите качества, которыми обладает толерантный человек.
Дети выполняют задания учителя.
- Наклейте свои лучики на доску.
На доске получилось разноцветное солнышко.
Учитель: -Посмотрите, какое яркое, разноцветное солнышко у нас получилось. Какие у него разные лучики, также и мы на планете все разные, но солнышко нас всех объединяет, греет, любит и одинаково всем нам светит.
-Наша встреча подошла к концу, будьте терпимее, милосерднее, добрее друг к другу. Берегите друзей! Благодарю всех за активное участие. Всем спасибо!