Занятие по самопознанию в подготовительной группе
Тема: «Красота души»
Задачи:
– раскрывать понятие «красота души»;
– развивать способность анализировать и давать нравственную оценку поступкам;
– воспитывать стремление быть отзывчивым и добрым человеком.
Методы: упражнение, рассказ, беседа, игра, творческая деятельность.
Ресурсы: 3 «плитки» шоколада, ватман, нарисованный цветок кактус, цветы из бумаги, фломастеры, цветные карандаши, спокойная музыка, поднос, бейджики, пословица напечатаная.
Ход занятия
Круг радости
Возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбками и рукопожатиями.
Мы рады сегодняшнему дню!
Мы рады встрече друг с другом!
Мы рады познавать себя и окружающий мир!
И это здорово!
Упражнение «Шоколад»
Воспитатель сообщает, что сегодняшний занятие начнется и закончится сюрпризами.
Дети делятся на 3 группы (у детей бейджики). На поднос воспитатель кладет 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Представителю от группы предлагается выбрать 1 шоколадку, вернуться к своей группе и развернуть шоколад.
В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке – половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада. Воспитатель просит поделиться своими чувствами.
– Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад? (рассуждения детей)
– Что почувствовали после? (ответы детей)
– Что вы поняли? (ответы детей)
Обобщение
– Мы с вами убедились в том, что не всегда яркое, красочное, броское бывает действительно ценным. Недаром русская народная пословица гласит:
«Не все- то золото, что блестит».
Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не кажутся окружающим привлекательными. Почему так бывает? В казахской пословице говорится:
«Тені с?л? — с?л? емес, жаны с?л? — с?л?».
(вывешивается пословица, чтение с детьми)
По-русски она звучит так:
«Красивый человек не тот, у которого сильное тело, а тот, у которого красивая душа».
— Как вы понимаете её смысл? (рассуждения детей)
- У вас у всех очень красивые глаза, и они видят много интересного и красивого, расскажите нам, (дети рассказывают обо всем красивом).
- А можем ли мы увидеть непривлекательные цветы? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю послушать сказку.
Рассказ сказки «Кактус» М. Скрепцова
« Однажды утром в жаркой пустыне родился цветок. Это был кактус. Он стал 10м ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали строгое воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть не задавая лишних вопросов, а 10 ребенок был другим. Он был очень любознательным, задавал много вопросов. «А небо – это тоже песок? Ну почему оно другого цвета?». Его мать сердилась: «Ты спрашиваешь слишком много…для кактуса. Ты должен молчать и терпеть…, как все мы!».
Но кактус не хотел терпеть. Он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами – с далекими звездами. Они пели ему песни о земных и небесных мирах, о жизни других…
«Другие! Вот бы увидеть их!» - мечтал кактус.
Звезды рассказывали ему о людях. Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.
«Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», - вздыхал мечтатель.
«Ха – ха – ха», - смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно… Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой».
«Звезды рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы…», - размышлял кактус.
«Да, они не молчат… Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», - говорили кактусу звезды.
«Душа! Что это?!» - спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: « Что за создание пустыня! Суровое царство однообразия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли цветы лугов с этими уродливыми…»
Кактус понял, сто говорят о нем. Он впервые узнал, что не красив и уродлив. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы.
«Смотри – ка, плачущий кактус! – заметил один из людей и прикоснулся к нему. – Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой – либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» - и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись, и тут же одернули руки – острые иглы их больно ранили. «Да, видно он один здесь такой, нежный!» - говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Приближаясь, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом!» - восхищались люди.
« О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают передо мной в восхищении», - удивлялся кактус. А прекрасный цветок – чудо красоты, рос и рос из него. Все вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда рожденного кактуса.
Была ночь. Небо, усыпанное звездами, раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Ты увидел душу… Твой цветок открыл ее в людях…».
Беседа
- Чем цветок кактуса отличается от других цветов? (ответы детей)
- Что изменилось в людях, при виде цветущего кактуса? (ответы детей)
- Перечислите качества кактуса из сказки. (ответы детей)
Упражнение «Цветок – качество» (педагог вешает на доске ватман, с нарисованным кактусам и предлагает украсить этот кактус цветами в которых написано положительные качества. В результате «рождается» кактус с цветами доброты, любви, красоты, чуткости, любознательности, нежности, вежливости, дружелюбия. Дети комментируют).
Минутка тишины ( звучит музыка)
Мы послушали мнения каждого из вас, а теперь давайте попробуем мысленным взором заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево — доверия, и уважения, можете услышать звон ручейка радости и честности, полюбоваться цветами любви и добра, услышать, как поёт птица «Счастья», пройдите по саду своей души, полюбуйтесь его разноцветьем, насладитесь красотой.
Творчество «Сад души»
А теперь давайте мы с вами нарисуем ваш сад души, который вы увидели, представили себе, чтобы могли полюбоваться им. (дети рисуют совместно с воспитателем коллективную работу).
— У нас получился великолепный сад души. Какие качества вы не взяли? (ответы детей)
— Почему? (ответы детей)
— Какие поступки человек должен стараться совершать? (ответы детей)
— Вы выполнили сложную и важную работу. Посмотрите, какие великолепные цветы, деревья, растут в нём. Берегите его открытиями, помните о саде своей души, шагая по дороге жизни, жизни и добра.
Обобщение
- Красота души не определяется внешностью, а определяется поступками, мыслями, чувствами, отношением.
Круг «От сердца к сердцу»
- Сказано много слов, о красоте души, и все - таки давайте вместе скажем, какая она (чтение цветов кактуса).
- Пусть этот кусочек шоколада станет еще одним приятным сюрпризом (воспитатель угощает шоколадом).