Открытие новых знаний | 15мин | (слайд 4) Этот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое, Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж. Здесь всё так же, как встарь… и волшебное и простое. Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русских композиторов Модеста Петровича Мусоргского и Михаила Ивановича Глинку. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент «Персидский хор» с оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки, смотрите внимательно и ответьте на вопрос: «Какие можно подобрать слова для передачи характера только что увиденного?» (чем же отличается русская опера от восточной?) – Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Восток? Совершенно верно. А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент оперы «Хованщина» композитор которой является Модест Петрович Мусоргский «Пляски персидок» .. (слайд5) - Какие чувства испытывали вы при прослушивании? – Каков характер восточной музыки? - А чем же отличается фрагмент из оперы «Хованщина» «Пляски персидок» от фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» « Персидский хор»? А для ответа на этот вопрос давайте прослушаем фрагменты из опер ещё раз. Внимательно слушайте, можете отмечать отличия фрагментов в тетради. Вы прослушали фрагменты из опер ещё раз давайте же ответим на вопрос: А чем же отличается фрагмент из оперы «Хованщина» «Пляски персидок» которая прозвучала первой, от фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» « Персидский хор» она звучала второй? – Как вы думаете, почему русские композиторы в своих, произведениях часто используют восточные мотивы? С чем это связано? Теперь, я думаю, нам будет легче подобрать характер Востока. Давайте выберем слова на слайде, которые более точно описывают характер восточной музыки. Обратите внимание на слайд (слайд 6)! (Шумный, пестрый, весёлый, таинственный, загадочный, сказочный, экзотический, мечтательный). Совершенно верно! Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных культур. Прочитай со слайда дальше. (слайд 7) Восток — шумный, пестрый, мудрый, веселый, темпераментный, жестокий, деспотичный, полный резких контрастов. Пышная природа с ее знойным солнцем, ароматами экзотических цветов, пальмами и изменчивым морем. | Слушают внимательно рассказ учителя Смотрят видео фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» Персидский хор Спокойная , узорчатая, загадочная, сказочная шумный, пестрый, мудрый, веселый, сказочный. Отвечают на вопросы. Чувство тревоги, тоски, грусти. Динамика у этого фрагмента не постоянна сначала она умеренная а чуть позже становиться всё громче и громче. Слушают ещё раз оба фрагмента из оперы Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» Персидский хор более спокойный, сказочный, таинственный, а в фрагменте из оперы «Хованщина» Пляски персидок – изменчивая динамика, сначала композитор передает нам спокойную мелодию а чуть позже она становиться тревожной, быстрой, громкой придают волшебство, загадочность, контраст… (Шумный, пестрый, весёлый, таинственный, загадочный, сказочный, экзотический, мечтательный). | Наглядный метод демонстрация видео ролик, презентация | Личностные: -действие смыслообразования (интерес); Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; Познавательные: -формирование умения производить простые логические действия (анализ); уроке с помощью Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать композиции |