1.Самостоятель- ная работа 2. Постановка и решение проблемы 3. Применение нового знания 4. Домашнее задание 5. Итог 6. Рефлексия | Даёт задание - составьте и запишите предложение со словом, которое записано на доске замок Организация взаимопроверки. -Поменяйтесь тетрадями, прочитайте предложение соседа; - оцените правильность выполнения задания по критериям; - какой вывод сделаете о работе товарища? - о чём говорится в его предложении? – А в твоём? Организация работы с упр. 215 с.138 в учебнике (если у детей не будут составлены предложения с другим словом) - Кто из детей прав? Вова или Петя? - Что помогает различать значение этих слов? - Какой знак необходим для точного определения смысла слова? - Как вы думаете это одно и тоже слово или разные? Докажите. Обобщение и вывод: - В своём стихотворении А. Шибаев называет ударение шутником Шутник он невидимка-молоток: Тук!- и ударил в безударный слог… … И сразу же – исчез огромный замок, И появился маленький замок… (демонстрация рисунков) - Что произошло с ударением? - Каким волшебством обладает ударение? Что оно может? на доске записаны слова из упр.216 учебника кружки стрелки село дорогой -Теперь вы знаете волшебную силу ударения. Среди слов (найдите хотя бы одно) такое, которое может подчиниться магической силе ударения, может поменять смысл. - Запишите слова по образцу, поставьте ударение. Устно придумайте предложение с одним из слов. - Не забудьте договориться кто какое слово выбирает. Проверка работы. - Вот какие интересные слова есть в русском языке. И, конечно у них есть своё название. Это омографы – слова, от двух греческих слов омо-одинаковый и графо-пишу (т.е. слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение -Как вы думаете, есть ли ещё слова, в которых ударение может поменять смысл слова? - Есть. Как вы думаете, где можно их встретить? - дидактический материал с. 94 упр.215 - Где ещё можем найти такие слова? (обращение к словарю) - Какую особенность русского ударения вы наблюдали? Делает вывод: в русском языке это свойство называется подвижностью ударения Какие чувства вы испытали, занимаясь исследованием разных слов? Молодцы! Сегодня вы провели небольшое исследование слов, а впереди нас ждут новые тайны и открытия. | самостоятельно записывают предложение (работают в паре) - осуществляют оценку по критериям: 1) В предложении есть законченная мысль. 2) Все слова в предложении связаны. 3) Выполнены правила записи предложения. Анализируют работу соседа. Ответы детей. Ответы детей. Запись слов на доске с ударением. Ответы детей. Делают вывод: - переместилось и изменило смысл слова (работа в паре) записывают слова в тетрадь парой по образцу, устно составляют предложения. Читают слова и приводят пример предложения. (ответы сопровождаются показом рисунков, объясняющих смысл слов) Слушают и записывают задание в дневники. Ответы детей. Ответы детей. | формирование связного высказывания оценочного характера - формирование связного высказывания доказательного характера - осознают взаимосвязь между смыслом и ударением Анализ смысла слов в зависимости от ударения. Анализ своего эмоционального состояния. | взаимооценка по критериям с фиксацией правильных и ошибочных ответов знаками + и - Благодарность с фиксацией знаком !, а трудный выбор – два ! ! Благодарность за наблюдательность и активность на уроке. |