Тема | «Волшебное пёрышко» |
Цели | Образовательные: 1) расширить представления о птицах через методы наблюдения, обобщения, исследования. 2) создать условия для изучения значения пера в жизни птиц. 3) способствовать развитию умения исследовать строение пера и свойства пера. Развивающие: Формировать умение логически мыслить, обобщать полученные знания, работать самостоятельно и в группе, наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви и бережное отношение к природе, к птицам. |
Планируемый результат | Учатся описывать на основе предложенного плана изученные объекты живой природы, выделять их основные признаки. Учатся сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы. Учатся проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Использовать небольшие тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, объяснений, создания собственных устных высказываний. Учиться логически мыслить, наблюдать, обобщать полученные знания, делать выводы. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий,, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учащиеся учатся учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, контролировать, корректировать действия в работе по группам. (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Применять правила делового сотрудничества, мотивировать свои действия. Воспринимать речь учителя и одноклассников |
Основные понятия | Птицы, ствол, опахало, маховые, покровные, пуховые перья, бородки. |
Межпредметные связи | Чтение, окружающий мир, музыка. |
Ресурсы: | лупы, перья, микроскоп, замок-молния, лабораторное оборудование, карточка – задание, интерактивная доска. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа. |
Этапы проведения урока | Деятельность Учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых, приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Осознанно слушают | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Самое удивительное в мире это доброта. -Подарите мне вашу улыбку. Подарите улыбку друг другу. - Прозвенел и стих звонок, начинается урок. -А какой у нас урок? -Что нам необходимо для успешной работы? -Каким бы вы хотели видеть урок? -Ребята я жду от вас вдумчивой и творческой работы и думаю, что на уроке вы откроете для себя новые знания. | | ЛУУД: действие смыслообразования Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: - Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. - Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | Слушают и выполняют задания; Предполагают тему урока Называют птиц Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке . | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения Намечает ход учебной деятельности | -А теперь мы входим с вами в лес. Сколько здесь полно чудес! Очень хочется узнать, кто в лесу нас может ждать? -Закройте глаза и представьте то, что сейчас услышите. ( Звучит аудио запись «Голоса птиц»)
-Откройте глаза. Ребята, что вы услышали? -Предположите о чем будем говорить на уроке. -Каких птиц вы знаете? -Чтобы получить новые знания, на уроке нам нужны будут лупа, перо, микроскоп, лаборатория -Эти предметы помогут в изучении темы урока- Волшебное пёрышко. -Я вам предлагаю на уроке ответить на такие вопросы. Для чего птицам перья? Из чего состоят перья? Где человек использует перо? -Ребята, это и будет наш план урока. -Сформулируем учебные задачи на урок. В этом нам помогут слова-подсказки Изучить значение пера. Исследовать строение и свойства пера Где нам пригодятся эти знания? | Уметь называть разных птиц | РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) |
3.Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. | Осознанно слушают Под руководством учителя выявляют место затруднения Называют округ «Заселяют» карту птицами. Объясняют их появление на карте. Принимают работу в группе | Организует выявление места затруднения Организует фиксирование места затруднения. Вырабатывают правила работы в группе | -Ребята, назовите главную особенность птиц в отличие от других животных. -Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак. -Птицы издавна привлекают внимание человека. Им посвящают сказки, рассказы, пословицы, песни. Во всем мире насчитывается около 10000 видов птиц. Птицы могут жить практически везде- на суше, на воде, в воздухе. -Мы видим птиц и в нашей местности. -Как называется наш край? -Перед вами карта нашего округа. Заселим карту птицами, которые живут в нашем крае. -Самый первый шаг к познанию мира -это внимательный взгляд. -Ученые, чтобы сделать открытие проводят опыты и наблюдение. Сегодня и мы на уроке будем исследовать, анализировать и рассуждать. Работать будем в группах. Ребята, напомните мне правила работы в группе. 1. Слушай, не перебивай. 2. Приведи свои доказательства. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Работаем вместе, сообща. | тело птицы покрыто перьями. Знать отличительные черты других живых существ. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (РУУД) |
5. Реализация построенного проекта. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом действий, - зафиксировать новое знание в речи, - организовать устранение и фиксирование на преодоление затруднения. Самостоятельная работа. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; | Учатся работать с информацией, предложенной учителем Осуществляют контроль, для установления правильности выполнения заданий Выделяют необходимую информацию в тексте Допускают существование различных точек зрения, договариваются. Приходят к общему решению | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Координирует самостоятельную работу на новое знание в группах Организует выявление места и причины затруднений | -Ребята, посмотрите на план урока. На какой вопрос мы должны найти ответ? -Для того, чтобы ответить на вопрос, вам необходимо поработать с текстом. (работают с текстом) Исследовательская работа в группах. «Значение пера в жизни птиц». ( Класс делится на 2 группы, в каждой группе – микроскопы, лупы, перья, лаборатория, карточка-задание) Читают текст, выделяют главное, устанавливают правильность выполнения. 1 группа. Перья птицам нужны для того, чтобы птице сохранять тепло, чтобы летать. Перья защищают птицу от мороза. 2 группа. Перья на крыле поднимают птицу вверх. Перья хвоста позволяют птице делать повороты. Перья защищают птицу от ветра. - Мы выяснили, что главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? На какой вопрос сейчас нам предстоит ответить? (Из чего состоят перья?) | Знают о значении пера в жизни птиц Уметь по наблюдениям делать вывод о видах пера. | Уметь добывать новые знания: Находить ответы на вопросы, жизненный опыт, практический метод исследования. (ПУУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других. Уметь работать в группе (КУУД) Уметь работать по коллективно составленному плану (РУУД) Поиск и выделение необходимой информации ( ПУУД) Умение анализировать объект с целью выделения признаков (ПУУД логические ууд) Участвуют в диалоге, слушают и понимают других (КУУД) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: - организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи. | Овладевают навыками осуществлять выбор критериев для сравнений используя метод информационного поиска дополняют ответы | Организует усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи Усваивают виды перьев Координирует фронтальную работу на новое знание в группах | Исследовательская работа «Виды перьев» -Ребята, на теле птицы можно увидеть разные виды перьев. -Каждое перо выполняет свою функцию. Большие и упругие называют маховые. Для чего они нужны? (чтобы летать). Где они могут располагаться?... Прочные, но небольшие- покровные. Для чего они нужны? Где они могут располагаться? Мягкие и пушистые- пуховые. Для чего они нужны? Где могут располагаться? -Примерно раз в год под каждым пером вырастает новое, которое выталкивает старое. Количество перьев зависит от размера птицы. -Перья теплее пуха. Свое оперение птицы чистят, а в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. -Мы сейчас будем исследовать перья. | Владение монологической речью Уметь пользоваться компьютером | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска. |
7.Вкючение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по исследованию пера | Самостоятельно работают с учебным оборудованием Отвечают на вопросы учителя. Применяют полученные знания на уроке Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно фиксируют приобретённые знания. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с микроскопом, лупой. . Организует фронтальную работу Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности Организует фиксирование нового содержания Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности | Работа с микроскопом, лупой, лабораторией Исследовательская работа в группах «Строение и свойства пера» Возьмите контейнер с перьями. Какие виды перьев вы увидели- маховые, покровные, пуховые. -Рассмотрите предложенные перья под лупой. -1.Чем различаются перья? Посовещайтесь в группах. (формой, размером, окраской) 2. Положите перо на ладонь, подуйте. Что произошло с пером? Почему улетело? (оно легкое) -Почему не улетело? (упругое, тяжелое.) 3.Рассмотрим строение пера. Посередине пера находится трубка. Она называется ствол. Найдите на своем пере. -Рассмотрите ствол. Какой он внутри- полый, пустой. Почему? (чтобы легче было летать) 4. По обе стороны от ствола расположена пластичная часть- она называется опахало. Найдите опахало на пере. 5. Возьмите перо в руку и проведите сверху-вниз. Каким стало перо? (растрепанным, склеенным). -Если проведем в обратную сторону, то перо станет гладким и ровным. -Почему так происходит? 6.На каждом перышке есть маленькие ворсинки- их называют бородки. -Рассмотрите перо под микроскопом. -Ребята, на что похоже перо под микроскопом? (на сеточку) -Если внимательно присмотреться, то на бородках можно рассмотреть маленькие крючки-зацепки, которые склеивают перо. Для чего? (чтобы перо было плотное и не пропускало воздух) -Однажды американский ученый Уиткомб Лео Джадсон изучив, как устроено птичье перо придумал одно изобретение, которым мы пользуемся до сих пор. -Что это за изобретение? У вас есть подсказка. Словно крючки зацепки соединяют 2 половинки замка молнии в одну линию - Таким же свойствам обладает и перо. -В Россию молния пришла намного позже. И ее использовали только в мужской одежде -Продолжим изучать свойства пера 8. Возьмите пипетку с водой. Капните на перо. Что заметили? (вода скатится, не впитывается) -Почему так происходит? -Действительно, птицы смазывают перья жиром из жировой железы, которая находится над хвостом. Из-за этого перо не намокает. -Мы сейчас рассмотрели только некоторые свойства пера, о других свойствах пера вы будете изучать в старших классах. -Вернемся к плану урока, на какой вопрос мы еще не нашли ответ? Ребята, а где человек использует перо? Перо используют в письме Художники рисуют картины на перьях Перья-основной декоративный элемент головного убора индейцев Перья используют в украшении костюма Перья используют как талисман В одежде Для наполнения подушек, одеял
| Применять ранее полученные знания и наблюдения. | Принятие необходимой информации (ПУУД) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала (РУУД) |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - Зафиксировать новое содержание урока; - Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно фиксируют приобретённые знания. Рассказывают, что узнали, знают, смогли Делают самооценку | Организует рефлексию. Организует фиксирование нового содержания. Организует самооценку учебной деятельности | -Вернемся к теме урока. В чем заключается волшебство пера? -Решили ли мы с вами поставленные перед собой задачи? -Что мы делали для достижения задач? -Какова главная особенность птиц? -Какое строение имеет перо? -Какую роль выполняют перья? Домашнее задание. -На прогулке понаблюдайте за птицами. А дома выполните творческое задание, которое находится в конвертах. (учитель раздает конверты с Д\з) -Итог нашего урока мы поведем тестированием, а результаты проверим системой голосования. Вот и закончился урок И я желаю вам ребята, что наш урок пошел вам впрок.
| | Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. (РУУД) Оформляют свои мысли в устной речи (КУУД) |