Ф.И.О. учителя: Капунцова Алла Александровна
Цели урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками; формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки; развивать фонематический слух; уметь четко и правильно выражать свои мысли
Планируемый результат: знать согласные звуки, различать звонкие и глухие согласные
Предметная программа и её автор: УМК «Перспективная начальная школа», Чуракова Н.А.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: учебная презентация Power Point «Парные звонкие и глухие согласные» (Приложение);
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор
Основные понятия: гласный звук, согласный звук, парные звонкие и глухие согласные, непарные звонкие и глухие согласные
- основные: 1. Н.А.Чуракова, учебник Русский язык, 1 класс, Москва, Академкнига/Учебник , 2011.
2. Тетрадь для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс, Москва, Академкнига/Учебник , 2012
- дополнительные: 1. Н.А.Чуракова, Е.Р.Гольфман. Русский язык, 1 класс. Методическое пособие, Москва, Академкнига/Учебник , 2007
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их на работу. - Кого можно считать настоящим другом? Сегодня на уроке покажите как вы дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать, нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Ответы учащихся | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Отгадайте загадки Он бывает тихим, громким, А еще глухим и звонким. Рот ему как дом родной, Из него летит волной. Любит с эхом подразниться, В барабане схорониться. Если где услышим стук, Значит, к нам добрался … . Шум получается, Голос включается. Звук получается громкий Он называется … . Воздух рвет преграды, Шум получается. Голоса нет совсем, Но звук прорывается. Как называется звук такой? Это ... . - Какие понятия русского языка нам сегодня понадобятся? - Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зелёный и голубой? - Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зелёным цветом и прислушайтесь к себе. ( Попрошу детей надеть «наушники», т.е. зажимать ладошками ушки). - Услышали себя? Использовали голос? - Какой вывод делаем ? - А теперь произнесите несколько согласных звуков, обозначенных голубым. Слышите разницу? - Какой вывод делаем из этого? Выполнение задания из тетради. Соединить линиями слова, где первый звук звонкий, со звучащим колокольчиком. А слова, где первый звук глухой, - с молчащим колокольчиком. (Тетрадь для самостоятельной работы, с.20) | звук звонкий согласный глухой - Звонкие, глухие согласные звуки - Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, поэтому использовали два цвета. - Если при произнесении согласного звука мы услышим себя, значит, звук звонкий. - Если при произнесении согласного звука мы не услышим себя, значит, звук глухой. Взаимопроверка | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Постановка учебной задачи | - Над какой темой урока мы сегодня будем работать? - Какую цель вы поставите на уроке? - Почему почти возле всех букв согласных указаны два звука? – Что они составляют? - Какую пару они составляют? - Произнесите все твёрдые согласные звуки. А теперь – все мягкие согласные звуки. - У каждого ли звука есть парный согласный по твёрдости-мягкости? - У каких твердых согласных вы не обнаружили парного мягкого? - У каких мягких согласных нет парного твёрдого? - Произнесите (по цепочке) те согласные звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости. - Сделайте вывод | - Звонкие и глухие согласные звуки Научиться различать согласные звуки Ответы детей - Пару - Пару по твёрдости-мягкости Ответы детей - ж, ш, ц - й, ч, щ - Согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
Динамическая минутка | «Дворник» Сначала читаю первую чистоговорку и показываю движение, а дети точно должны воспроизвести все звуки и повторить движения. Ту-ду-ту – улицу мету (размахивать кистями рук вправо-влево); Па-ба-па – рассыпалась крупа (пальцы обеих рук сжать в «щепотки» и как будто что-то посолить); Ба-па-ба – вот стоит изба (кистями рук изобразить домик); Ду-ту-ду – я домой иду. (дети сжимают обе руки в кулачки, разгибают указательный и средний палец и как будто идут ими по парте). | Повторяют движения и звуки | Познавательные: логические, двигательная активность |
Построение проекта выхода из затруднения | Парные и непарные звонкие и глухие согласные - Согласные звуки могут быть парными и по звонкости-глухости! – объявила Волшебница Анишит-Йокоп. Маша и Миша удивлённо переглянулись. - Поможем Маше и Миши разобраться в этом? На доске написаны пары слов: Бочка - почка Доска – тоска Влага – флаги Голос – колос Жар – шар Зуд – суд - Прочитайте вслух написанные пары слов. - Чем похожи между собой эти слова? - Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это согласные звуки? - Произнесите первые звуки в словах правого столбика. Какие это согласные звуки? - Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать? - Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару: ЗВОНКИЕ [Б] [Б’] [В] [В’] [Г] [Г’] [Д] [Д’] [Ж] [З] [З’] ГЛУХИЕ [П] [П’] [Ф] [Ф’] [К] [К’] [Т] [Т’] [Ш] [С] [С’] - Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости-глухости. Как можно назвать звуки, имеющие пару? - Рассмотрите таблицу. [Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘] -Чем интересны эти звуки? Есть ли у каждого из них парный глухой? - Рассмотрите плакат. [- ] [- ], [- ], [- ], [- ] [Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’] - Чем примечательны согласные звуки этого плаката? Есть ли у каждого из них парный звонкий? - Каким словом их можно объединить? НЕПАРНЫЕ [Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’] [Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’] | - Звонкие - Глухие - Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса - Парные звонкие и глухие согласные - Непарные звонкие и глухие согласные | Личностные: смыслообразование: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач ; регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком, установление причинно-следственных связей, рассуждений, доказательство, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление | Игра «Дом парных согласных» - Помогите Маши и Мише заселить Дом парных согласных звуков. (Тетрадь, с.22, упр.5) - Сколько пар звонких -глухих согласных насчитали? Миша утверждает, что таких пар шесть, а Маша говорит, что их одиннадцать. Кто прав? Почему ошибся другой? | Мнения учащихся. Коллективное обсуждение. - Пар по звонкости-глухости - 11 | Личностные: самоопределение: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Динамическая минутка | Игра «Звонкий-глухой». - Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный звук, вы хлопните в ладоши. Если слово начинается на глухой согласный – ударите ладошками по коленям. Дом, кот, том, бал, суп, лом, жар, шар, пол, мак, снег, зал, сова, ваза, фазан, булка | Уметь различать на слух звонкие и глухие согласные звуки | Познавательные: логические, двигательная активность |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельная работа в тетрадях (с.19) | Вставить пропущенные буквы. Соединить между собой слова, которые различаются буквами парных согласных звуков. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
Рефлексия учебной деятельности | - Исследование какой темы урока мы вели сегодня на уроке? - Что нового мы узнали на уроке? - Всё ли было вам понятно на уроке? - Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. | Оценивают свою работу на уроке: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
1.Русский язык. Учебник для 1 кл., Н.А. Чуракова.
2. Гайворонская Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность. «Начальная школа плюс ДО и После».-2012, -№ 7.
3.Организация методической работы в условиях введения стандартов второго поколения. М.: Академкнига/Учебник, 2012.