2. | Мотивационный Слов.: определение темы и цели урока. | 2 ,3 | -Послушайте песню (звуки леса) - Чью песню вы услышали? (птиц) - Где больше всего живёт птиц? (в лесу) - Ребята, определите тему урока (Лес – и его обитатели.) - Откройте учебник с.43 и сравним тему урока, которую вы определили. - Какие цели урока мы поставим. | Формулируют тему и цель урока. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П:Обобщают. |
3. | Актуализация знаний Уст.: фронтальная беседа Постановка учебной задачи и её решение Слов.: фронтальная беседа. Практ.: исследование и наблюдение | 4. 5. 6. 7. | -Что такое лес? Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо! стр. 43 учебник (вопросы в учебнике) - О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг? - Какие леса же есть в нашем крае? - Это тайга, смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик) - Наша Саратовская область - расположена в трех зонах: лесостепная, степная и полупустынная. На севере области - заболоченные места (пихта, ель, сосна, кедр с примесью березы, осины, редко лиственницы); южнее - лиственные леса и типичная лесостепь с березовыми колками и сосновыми борами. -Какие растения встречаются в наших лесах? - Животные? -А как нужно себя вести в лесу? (правила) - Обратите внимание на Зеленую книгу Сибири, где представлены редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества. -А это Красная книга Саратовской области, в неё внесены названия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Вывод: Лес-это наше богатство! Берегите природу! Лес нередко называют «царством деревьев». Почему? Что сказано в учебнике? (Читают текст на с. 43-44) Что такое лишайники? Найдите определение в словаре. Как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу? - К нам в гости пришёл мальчик. А кто это? (Костя Погодин). Что можете рассказать о нем? - Прочитайте в учебнике на с. 44, что заметил Костя Погодин? Кто согласен с ним поднимите руку. Что об этом сказано в учебнике? - Рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать? Прочитаем в учебнике и узнаем, какие деревья, какой ярус занимают. - Комментированное чтение. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах» Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые. Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель. Ниже – Низкорослые деревья – теневыносливые. Рябина, черёмуха, ива. Третий ярус – кустарники. Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина. Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица. Самый нижний ярус - мхи и лишайники. - Что помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.( ярусность ) | Слушать учителя, Отвечать на вопросы учителя. Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя. Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника. Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника. Читать параграф. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания Р.: осмысляют учебный материал. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. |
5. 6. | Слов.: фронтальная беседа. Практ.: исследование и наблюдение за обитателями леса Рефлексия учебной деятельности на уроке | 9-14. 15-16. | - Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия. с. 47-48 Работа в группах. Группа №1 – животные леса: верхний ярус Группа №2 – животные леса: средний ярус Группа №3 – животные леса: нижний ярус Группа №4 – животные леса: лесная подстилка и почва План работы в группах (на экране) Прочитать текст учебника на стр.47 – 48. Выписать из текста животных леса своего яруса. Подготовиться к ответу у доски. -На прошлом уроке я попросила вас поискать в словаре С.И. Ожегова определение слова «сообщество». (Сообщество-группа растительных или животных организмов, живущих вместе.) - Закончите предложения Раньше я не знал(а), а теперь знаю, что…» «Я работал(а) на уроке с … настроением, потому что …» «Я …доволен(льна) собой, потому что …» «Я хочу похвалить…» … -А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, доволен своей работой. Листок жёлтого цвета – урок понравился, не совсем доволен своей работой. Листок красного цвета – урок неинтересный, не доволен своей работой. Таким образом, дерево “оживает”. - Спасибо за урок, урок окончен! | Работать по учебнику в группах Делают выводы | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. |