2 | Актуализация знаний Орфографическая минутка. Словарная работа. | -Прочитайте написанные словосочетания. Вставьте пропущенные буквы и соедините стрелкой пары словосочетаний, объединяя их по 4 признакам о храбр.. воине стар.. бабушка хорош.. лекарство | быстр.. выздоровление о труслив.. дезертире древн.. старуха | -Какие группы у вас получились? -по каким признакам вы их объединили? (слайд3)
|
| 1 Противоположные по значению. 2 м.р. 3 ед.ч. 4 П.п. 1 Из близких по значению слов 2 ж.р. 3 ед.ч. 4 И.п. 1 Между словами существует причинно-следственная связь. (если в лечении использовать хорошее лекарство, то наступит быстрое выздоровление) 2 с.р. 3 ед.ч. 4 Р.п. | -Как вы определили безударное окончание прилагательных мужского и среднего рода? -Оцените свою работу(№1) Критерии: правильно 3 пары – 5; 2 пары – 4; 1 пара – 3. IIIСоставление «Кластера». -Какую часть речи мы изучаем? -Что такое имя прилагательное? -на какие вопросы отвечает? -что обозначает? -назовите морфологические признаки прилагательного. Имя прилагательное Морфологические признаки: Род, число, падеж Часть речи Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Признак предмета -Сегодня мы продолжим разговор об имени прилагательном. -Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В.черн..зв.зда, грус.н.. к.ртина, зимн.. ска.ка. ДОСКА -Проверим и оценим свою работу. (№2) -Что объединяет все словосочетания? | Работа в парах Самооценка Отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания. Списывают, вставляют, пропущен-ные буквы, объясняют орфограммы. Проверка работы, 1 человек у доски. Оценивают себя. Отвечают, что имена прилагатель-ные женского рода. | + + + | К, П, Р К | Л |
3 | Самоопределен-ие деятельности. | -Какая тема сегодняшнего урока? -Что необходимо знать, чтобы грамотно писать имена прилагательные? - Читаем хором тему сегодняшнего урока « Склонение имён прилагательных женского рода» | -Имена прилагательные женского рода. -Падежные окончания прилагатель- ных. Читают тему урока. | + | | Л |
4 | Изучение нового материала. | -В изучении нового материала нам поможет слово, которое вы узнаете выполнив математические действия: ЛЭКС – Л + КУРА – А + СИТО + Я – ТО = ЭКСКУРСИЯ(карточка) - Запишите слово, обозначьте орфограмму. - Что такое экскурсия? - Посмотрим в толковом словаре. -Устно придумайте предложение с этим словом. - В какое время года мы были на экскурсии? -Значит наша экскурсия была интересная? А ещё? (зимняя)-(карточки) -Просклоняйте словосочетания. Девочки склоняют – интересная экскурсия, а мальчики- зимняя экскурсия. Выделите окончание в вопросе и в прилагательных - Давайте проверим и оценим свою работу(№4) - В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? -Какие ещё могут быть окончания прилагательных женского рода в творительном падеже кроме окончаний –ой, -ей? - Какие окончания прилагательных женского рода в винительном падеже? Таблица падежных окончаний прилагательных женского рода | Падеж | Падежные окончания | И. | -ая,-яя | Р.Д.П. | -ой,ей | Т. | -ой,-ей, -ою, -ею | В. | -ую,-юю | - проверим, что у нас получилось? (слайд-проверка 5) -Оцените свою работу.(№5) - Мы установили, что прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на один и тот же вопрос какой? И имеют окончания -ой, -ей. Как в этом случае определить падеж имени прилагательного? -Приведите примеры. -Сделайте вывод по плану: 1) Какие падежные окончания имеют имена прилагательные женского рода? 2) Как определить падеж прилагательного женского рода? | | Говорят ответ, записывают, выделяют орфограммы. Отвечают на вопрос. Сверяют своё определение по толковому словарю Ожегова Придумывают предложения. Отвечают на вопросы. Девочки склоняют – интересная экскурсия, а мальчики- зимняя экскурсия. Выделяют окончание в вопросе и в прилагательных ( 2 человека работают у доски) Оценивают работу. -В Р.Д.П.Т.падежах отвечают на одинаковый вопрос какой? и имеют окончания –ой,-ей. -В Т.п. есть окончания -ою, -ею - В В.п –ую,-юю Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. Составляют схему-опору правильного написания окончаний прилагательных Проверяют по образцу и оценивают себя. Приводят примеры. | + | КПР | Л |
5 | Физкульт-минутка | - Я буду называть словосочетания, в состав которых входят имена прилагательные женского рода с разными окончаниями. Если в словосочетании будет прилагательное с окончанием –ая, то вы приседаете 1 раз, если с любым другим окончанием, то 2 раза. Сосчитайте сколько будет названо прилагательных с окончанием –ая? -Крепкая дружба, любимая страна, паровую машину, холодная погода, простая задача, ледяной горкой, чистая посуда, пахучая трава, прямая дорога, голубая лента. | Выполняют приседания, по заданию. По окончании физминутки, говорят, что прилагательных с окончанием –ая (8) | + | ПРК | Л |
6 | Закрепление | - А сейчас, я предлагаю совершить мини - экскурсию в зимний лес. -Прочитайте текст (слайд№7) В зимнем лесу. Медленно встаёт холодное ЕМИЗНЕ ЦЕЛОНС. В заснеженном лесу ИСОТТ АНШИТИ. Вдруг словно СЕВЕННЙИ ТЕВЕРОК подул. На СУЮНЕЛ ЛЯПОНУК опустилась стая клестов. Птички весело перекликались. Совсем не пугают клестов АИНШ ОРОЗЫМ. | -Назовите имена прилагательные с существительными, к которым они относятся. - Запишите словосочетания, в котором имя прилагательное женского рода.(слайд№8) -Оцените свою работу.(№6) -Выполните морфологический разбор этого прилагательного. -Оцените свою работу.(№7) ДОСКА - Ребята, а кто прилетел на лесную поляну? - Что вы о них знаете?
В России обитают в хвойных лесах горной местности на юге страны, северо-западных районах. Птицу можно встретить в смешанных лесах с преобладанием елей. В кедровых лесах клест не живет. Врагов у клеста в природе практически нет. Объясняется это тем, что из-за постоянного употребления семян, птицы при жизни себя «бальзамируют» и становятся очень невкусными, а, точнее, горькими для хищников. Поэтому после естественной гибели они не разлагаются, мумифицируются, чему способствует их подготовленный организм с высоким содержанием смол. Летать клесты умеют хорошо, но сказать, что клест – перелетная птица, или клест — оседлая птица, нельзя. Скорее, клест — кочующий представитель пернатых. Кочевание птиц связано с урожаем. | Читают текст, расшифровывая анаграммы. Называют словосочетания Записывают на лесную полянку. Оценивают свой выбор. Выполняют морфологичес- кий разбор прилагательно-го. 1 человек работает у доски индивидуально Оценивают свой разбор. Отвечают на вопрос. Рассказыают, что знают о клестах. Рассматривают фото птицы на слайде, слушают пение клеста; 1ученик зачитывает легенду о клестах. Заслушивают справку учителя об этой птице. | + | ПРК | Л |