kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы на тему: "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3

Учебник: литература часть 1,

авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.

издательство: 2-е изд. - М.: Просвещение 2013 год.

УМК: школа России

Тип урока: комбинированный урок

Цель: раскрытие идейно-художественного смысла произведения через содержание текста

Форма урока: урок открытия новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы на тему: "Лев и собачка"»

Класс: 3

Учебник: литература часть 1,

авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др..

издательство: 2-е изд. - М.: Просвещение 2013 год.

УМК: школа России

Тип урока: комбинированный урок

Цель: раскрытие идейно-художественного смысла произведения через содержание текста

Форма урока: урок открытия новых знаний

Образовательная:

  • сформировать условия для вдумчивого, правильного, выразительного чтения;

Развивающая:

  • содействовать приобретению умений анализировать и синтезировать информацию;

  • способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы;

  • способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Воспитывающая:

  • создавать условия для воспитания доброго отношения к животным; проявления способности понимать чужую боль.



Планируемые результаты:

Предметные:

-различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Личностные:

-проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению

Метапредметные УУД:

познавательные:

- понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

коммуникативные:

- адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;

регулятивные:

- выполняют учебные действия в устной речи

























Содержание работы


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и средства

Орг. момент

Настроить детей на работу, проверить готовность к уроку.

Звонок прозвенел. Все ровно встали, посмотрели все ли готово к уроку. Я смотрю, какой ряд самый готовый.

Первый ряд садиться.

Второй ряд садиться.

Третий ряд садиться.

( В зависимости от готовности, учитель выбирает, какой ряд посадить)

Включаются в работу, проверяют готовность к уроку

Форма: фронтальная

Метод: словесный,

Наглядный

Слайд 1

Подготовительный этап

1. Знакомство с жизнью писателя


1. Продолжить знакомиться с биографией Л.Н. Толстого

На прошлых уроках мы с вами знакомились с биографией Л.Н. Толстого и узнали много интересных фактов из его жизни.

Сегодня, я предлагаю нам продолжить знакомиться с жизнью этого великого человека.

Но для начала, я хочу спросить у вас, как вы понимаете поговорку:

«Баловством хлеба не добудешь»













-Ребята, а вы любите трудиться?

-Кто-то да, а кто-то нет. Кто-то хочет для своего будущего постараться, а кому-то все равно, где он жить будет, да чем прокармливать себя и своих близких.

Лев Николаевич Толстой, был из тех людей, которые очень любили трудиться.

Труд Лев Толстой считал главным богатством человека и сам не упускал возможности потрудиться не только умственно, но и физически. Известно, что писатель увлекался коневодством, пчеловодством и даже сам мастерил сапоги.

Ребята, а хороший ли у вас подчерк? Да, подчерк у всех разный, но это не значит для тех, у кого плохой подчерк, что они плохи во всем, возможно, они вскоре, тоже смогут прославиться и стать такими же великими как Л.Н. Толстой.


Ведь у него, ребята, был ужасный и неразборчивый подчерк, и его жене приходилось переписывать его произведения.

На следующем уроке, мы продолжим знакомиться с биографией Л.Н. Толстого, а сейчас нам предстоит интересная работа.


- Слушают учителя







- 1. Если, что-то хочешь, то для этого надо потрудиться.

2. Чтобы себя содержать, надо усердно работать.

3. Если тратить время в пустую, то пользы тебе это не принесет.









-Да, нет









- Слушаю учителя






-Да, нет

Форма: фронтальная

Метод: устный, наглядный

Средства: рассказ, беседа

Слайд 2






















Слайд 3








Слайд 4

2. -Подготовка к восприятию


2. Подготовить детей к восприятию, через беседу

Ребята, у кого из вас есть домашнее животное?

А у кого домашнее животное – собака?

Ребята, а , что вы знаете о собаках?



Единственным совершенно бескорыстным другом человека, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является собака. Собака останется рядом с человеком в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии. Она будет спать на холодной земле, где дуют зимние ветры и яростно метет снег, только бы быть рядом с хозяином. Собака будет целовать ему руку, даже если эта рука не может дать ей еды; она будет зализывать раны и царапины.

Ребята, а у кого дома живут кошки?

- А, что вы знаете о кошках?





- А с какими хищными животными у вас ассоциируются кошки?

-Правильно, но в Египте, чаще всего, изображали статуи львов.

Этот разговор, я завела не просто так, а потому что сегодня мы прочитаем с вами рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Лев и собачка»? Обратите внимание, что с помощью союза «и» он соединил этих двух животных.





Как вы думаете почему? Ведь, как известно, собаки и кошки не очень ладят друг с другом, а уж тем более лев с собачкой.

-Почему этот рассказ назван «былью»

-Что такое быль?

Верно.




Отвечают


















Отвечают


-Они умеют мурлыкать, бывают пушистые и непушистые (например, сфинксы) Кошкам покланяются в Египте


-С тигром и львом

-Потому что в этом рассказе речь пойдет о собачке и льве






- Потому что они были друзьями







- Потому что это случилось на самом деле



-Это события, которые происходили в реальности.




Слайд 5





Слайд 6












Слайд 7







Слайд 8








Слайд 9

Восприятие текста

Внимательно прослушать текст

Итак, сейчас я включу рассказ, а вы его внимательно прослушаете, затем ответите на некоторые вопросы по тексту.

Слушают

Средства: аудио

Работа с текстом

Разобрать текст, понять его главную мысль, проанализировать рассказ.

- Где происходило событие, описанное в тексте?

- В какой стране находится этот город?

- Как по-другому можно заменить слово «зверинец»?









Что на ваш взгляд показалось жестоким ? Давайте смотреть с самого начала, ищем в тексте.

Верно, в тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.

- Какое чувство у вас это вызывает.



-Найдите в тесте предложение:

 «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». 

- С какой стороны здесь показан человек?



- Что произошло дальше?

- Найдите это предложение.



-Какое отношение он проявил к собаке?

Что было дальше? Прочитай (имя ученика)







В каком состоянии была собачка?

Найдите предложение:

« Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком»

- Кто может объяснить это предложение?

-Верно.









«С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней»

О чем говорится в этом предложении?

Что было дальше?











Кто такой барин?





Ребята, а как на этот отреагировал лев? Найдите в тексте.

Прочитайте следующее предложение.





Как вы думаете, какая жизнь в клетке у собачки и льва?

Верно,  в клетке, в неволе жизнь не весела, и не особо богата событиями.

Что произошло с собачкой через год?





Не говорится, почему заболела собачка не говориться, почему умерла, но все таки она прожила целый год со львом в одной клетке и это значит что лев и собачка подружились. В этом предложении употребляется глагол «издохла» в значении умерла, который употребляют к животным.

Собачка умерла, и лев остался один.

Что происходит со львом после смерти собачки. Прочитайте, эти предложения и попробуйте пересказать.



Такие понятия, как бился, метался, ревел указывают на то , какое горе испытывает лев от потери друга. «Биться» - ударяться, колотиться, «метаться»- суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях, «реветь» - кричать, издавая протяжные, громкие и напряженные звуки. Они все включены в один ряд, означающие горе льва от потери своего друга, с котором он прожил целый год, с другом, с которым делился едой, спал и играл. Затем, лев затих он перестал издавать какие- либо звуки, перестал действовать. Перестал метаться по клетке, кричать и реветь.

Он просто лег рядом с ней и ничего не делал.













Лев не хотел расставаться с собачкой «Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней»

Что испытывал лев к собачке? Какие чувства? Кем она была для льва?



А почему, когда хозяин принес льву другую собачку, лев разорвал ее на куски?



В каких предложениях происходит развязка рассказа?



Почему лев умер, и все это время не покидал свою собачку?













Что доказывает нам эта история?











- В Лондоне

- В Англии

-Зоопарк





- Кошки, собаки и деньги уравниваются.





-Чувство жалости





-человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватилее

- собачку бросили в клетку

- «Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье».

-Жестокое

- «Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее» говориться уже о самой собачке и льве»

-Она была напугана.

- Ищут



- Так, собаки проявляют свое дружелюбие и доверие. Она была очень добрая, игривая и ласковая, приветливо махала хвостиком. Собачка признала его силу.







Здесь  говориться о том, что между львом и собачкой завязалась дружба

-«Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему»





Барин – это человек из высших сословий ( групп людей)





-лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке»



-Скучная, потому что в клетке жизнь однообразна, животные не чувствуют свободы.



Она заболела и издохла.













-Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. «Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол».. Он был зол от потери своего единственного друга. «…бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…» он места себе не находил, он не знает, как вернуть своего друга. Лев страдает и не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. «Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих» Целый день лев не мог найти себе места от потери своего друга.









Он горевал по ней и не хотел, чтобы ее отняли у него. Для хозяина зверинца это была всего лишь мертвая собачонка, а для льва это был лучший друг.

Потому что у льва не остыла боль утраты, он остался верен своему другу, друзей не меняют, лев был предан своей собачке. 

Развязка этой истории обозначена в двух последних строках. « Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней». «На шестой день лев умер»

Лев был преданным другом, поэтому потрясённый гибелью собачки умер, пережив её на несколько дней. Лев умер от тоски.

Эта история доказывает нам то, что и диким животным свойственно чувство привязанности и люди должны быть к ним гуманны. Гуманизм- это человеческая черта и человек должен быть человечен не только по отношению к другим людям, но и к животным.

(Если дети не ответ, учитель этим дополнит)


Форма: фронтальная

Метод: наглядный, словесный

Средства: рассказ, беседа





























































Слайд 10





























Слайд 11


Подведение итогов урока

Умение делать выводы

Какой вывод по этому рассказу мы можем сделать?

Вопросы-помошники:

Люди могут распоряжаться судьбами животными, как хотят?

Уроки чего нам преподал лев?


На примере рассказа « Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. Поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности, гуманности.


Форма: фронтальная

Метод: словесный, наглядный

Средства: беседа

Слайд 12

Домашнее задание


Мы с вами подробно разобрали этот рассказ, надеюсь, вы его прочувствовали, поэтому дома вы его выразительно прочитаете, передавая все те чувства, которые вы сегодня испытали. И посмотрите мультфильм «Балто»

Урок окончен








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Технологическая карта урока литературы на тему: "Лев и собачка"

Автор: Никитенко Анастасия Николаевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_l_n_tolstoi_liev_i_sobachka_tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_litieratur"
    ["file_id"] => string(6) "355432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478312870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства