Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Житие Сергия Радонежского" соответствует требованиям ФГОС НОО. В процессе учебной деятельности была организована групповая работа, в ходе которой учащиеся самостоятельно, из разных источников, получили информацию о Сергии Радонежском. Учитель был в роли консультанта и фасилитатора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Житие Сергия Радонежского" »
Технологическая карта урока литературного чтения
Кнутова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 4 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 4 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)
Тема урока: «Житие Сергия Радонежского»
Тип урока: урок – введение нового знания.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных ) учащихся 4 класса в предметной области литературное чтение по теме «Житие Сергия Радонежского».
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)формирование духовно-нравственных ценностей.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона, фон храма слайд 1)
Учитель выразительно читает стихотворение.
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
(слайд 2)
- Подберите однокоренные слова, к выделенному слову живёт.
Дети внимательно слушают и настраиваются на работу.
Читают медленно.
Читают с ускорением.
Читают выразительно.
Называют однокоренные слова. (живой, живность, заживут и т.д.)
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные:
повторение знаний по теме однокоренные слова.
2
Актуализация опорных знаний
Учитель, организуя диалог с учащимися. Предлагает пополнить знания из толкового словаря С.И.Ожегова.
-Назовите литературный жанр, зашифрованный на доске, который, тоже является однокоренным словом, к слову живёт: ЕТЖИИ
- Что обозначает слово житие? (Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью)
Учитель расширяет познания детей о житие и героях этого жанра.
-Житие буквально соответствует греческому слову «БИОС» – жизнь. Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых. Житие - жанр древнерусской литературы. Он повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек.
Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя - вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.
В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.
- Какой жанр современной литературы оно вам напомнило? (биографию)
- О ком в современное время написаны биографии? (о знаменитых ученых, писателях, политиках).
- Существует особая серия «Жизнь замечательных людей», которая посвящена знаменитым людям, добившихся успехов в различных областях науки, спорта, в литературе, в искусстве.
- Скажите, какая разница между житием и биографией? Как вы думаете, о ком говорится в житии? (о святых)
- Кого называют святыми? (тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).
Работают с толковым словарём, дают конкретное лексическое значение слову житие.
Высказывают свои варианты ответов.
Познавательные:
Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
формулировать умение работать со словарём.
3
Постановка учебной задачи
(Выход на тему урока, цель, учебные задачи)
а) Игра «Соотнеси карточки»
б) Постановка проблемы
Учитель в качестве фасилитатора проводит игру в парах сменного состава «Найди друга» .
- Возьмите на столе карточки и установите соответствие.
Илья Муромец сказка
Сергий Радонежский былина
Иванушка дурачок
Какая карточка осталась? Почему?
-Знаком ли вам образ, который вы видите на экране? (портрет Сергия Радонежского) (слайд 3)
-Где и когда вы его видели?
-А что вам известно о Сергии Радонежском?
- Сформулируйте тему нашего урока?
-Какие учебные задачи предстоит решить?
- Сегодня на уроке мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о человеке, котором Епифаний Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака»
– Как вы понимаете это высказывание?
Весь христианский мир чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя земли русской Сергия Радонежского.
- Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Что нам для этого необходимо? (изучить житие Сергия Радонежского, провести исследование)
Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие героя и жанра произведения.
Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.
Рассматривают на слайде портрет святого.
Дети высказывают свои мысли и предположения.
Познавательные:
Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
4
Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)
а)организация работы в статистических группах
б) планирование деятельности
Учитель для работы на уроке организует четыре группы. Определяет этапы исследовательской работы, раздаёт необходимый для работы инструментарий (карточки: с текстами; с трудными словами; картинки к текстам. толковые словари, инструкционные карты, критерии оценивания, листы самооценки.)Разъясняет правила работы в группе и каким должен быть конечный результат.
-Сегодня у нас будут работать 4 группы, каждая проведёт свою исследовательскую работу и даст ответ на этот вопрос: «Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?»
1 группа –текст «Родители Варфоломея. Явление отроку Варфоломею»
2 группа - текст «Родители отрока Варфоломея причислены к лику святых»
3 группа – текст «Жизнеописания Преподобного Сергия»
4 группа - текст «Куликовская битва»
-Результатом групповой работы должна стать пирамида доказательств светлого образа Сергия Радонежского (приложение 5).
-Работать предстоит с текстами, в которых описываются разные этапы жизнеописания преподобного Сергия. (У каждой группы свой текст.) (приложение 3)
-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого процесса и результата. ( приложение 2)
-Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой. ( приложение 1)
Ученики внимательно слушают учителя.
Знакомятся с инструментарием.
Называют правила работы в группе.
Совместно с учителем вырабатывают единые критерии оценивания работы каждой группы.
Познавательные:
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.
Коммуникативные:
Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Учитывать другие мнения
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
5
Реализация построенного проекта.
а) осуществление деятельности по решению проблемы.
б) оформление результатов.
в) презентация модели пирамиды.
в)рассказ учителя.
Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил сотрудничества членов группы.. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха.
Учитель корректирует готовые работы групп.
Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.
Выступление каждой группы сопровождается презентацией.
1 группа:
(5-7 слайды)
2 группа:
(8-9 слайды)
3 группа:
(10-12 слайды)
4 группа:
(13 слайды)
На доске располагаются пирамиды доказательств светлого образа Сергия Радонежского.
Учитель обобщает исследовательскую работу каждой группы. Помогает сформулировать ответы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
- Чему мы можем научиться у преподобного Сергия Радонежского?
-Что необходимо вам для этого?
Молитвенное обращение к Сергию Радонежскому
Преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам Преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого Преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.
Также святого Преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.
Перед кончиной Преподобный Сергий призывал братство, помолившись отошёл ко Господу 25 сентября 1392 г. Через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды.
В 1452 г. Православная церковь причислила его к лику святых. Житие святого, написанное Епифанием Премудрым, и описания его монашеских подвигов стало любимым духовным чтением на Руси.
(14-18 слайды)
Ученики, пользуясь инструктивной картой распределяют роли. Каждый ребёнок выполняет свою работу.
Работают с толковым словарём, записывают на карточках лексическое значение слов и дают их четкое толкование.(Приложение 4)
Работают с текстами и записывают доказательства светлого образа Сергия Радонежского в пирамиду.
Докладчики демонстрируют свою работу и перечисляют все доказательства.
Каждая группа озвучивает результат совместной работы. Делает выводы.
Дети высказывают своё мнение.
Ребята внимательно слушают и запоминают.
Познавательные:
Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.
Коммуникативные:
Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
6
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
а) игра «Ты мне, я тебе».
Учитель организует игру по проверки усвоения знаний учащимися.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Ты мне, я тебе».
Осуществляют контроль усвоения нового материала членами групп.
Критики поочередно задают вопросы. Члены групп отвечают.
Коммуникативные:
Формировать умение задавать вопросы и строить грамотные ответы.
7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
а) Работа в парах, с использованием ИКТ)
Учитель организует работу в парах для выполнения тестовой работы.
Тест «Житие Сергия Радонежского»
Выбери правильный ответ.
Как звали родителей Сергия?
а) Иван и Ольга
б) Пётр и Марфа
в) Кирилл и Мария
Какое имя получил мальчик при крещении?
а) Сергий
б) Константин
в) Варфоломей
Как учился мальчик?
а) быстро и легко
б) медленно и не прилежно
в) прилежно, но с трудом
Кого встретил мальчик?
а) святого старца
б) ангела
в) монахиню
Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет стать святым
б) что он хочет стать монахом
в) что его послали искать лошадь
г) что он хочет знать грамоту
Откуда переехал отец мальчика?
А) из Киева
Б) из Москвы
В) из Ростова
Г) Из Рязани
Куда переехал отец мальчика?
а) В Радонеж
б) В Москву
в) В Коломну
г) Во Владимир
О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?
а) князь Александр
б) князь Дмитрий
в) князь Владимир
Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?
а) Успенский собор
б) Духовская церковь
в) Троицкий собор
Учащиеся взаимодействуют в парах на ноутбуках, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.
Познавательные:
Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать на ноутбуках.
Коммуникативные:
Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Регулятивные:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.
8
Включение в систему знаний и повторение.
Учитель задает вопросы и корректирует ответы детей.
- Что такое житие?
- Как поняли смысл фразы «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака», написанной Епифанием Премудрым в житие про Сергия Радонежского.
- Какие черты характера вас сближают с преподобным Сергием Радонежским?
Вывод
Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей. преп. Сергий человек потрясающей духовной силы, способный при этом понять и простить людские грехи.
С 8 Звучат стихи Н. Гумилева:
Есть Бог, есть мир,
Они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который верит в мир и верит в Бога.
Ученики отвечают на вопрос.
Их ответы развернутые и содержательные.
Слушают и стараются уяснить смысл звучащей фразы.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
9
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(Итог урока)
Учитель контролирует работу учащихся на листах самооценки и совместно с учениками подводит итог урока.
Лист самооценки ( приложение 6)
Учащиеся заполняют лист самооценки.
Личностные:
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия
10
Домашнее задание.
По выбору:
Подготовить рассказ о жизни и подвигах Сергия Радонежского.с. 22-28 учебника или энциклопедии.
Сообщение о битве на Куликовом поле.
- Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке и дарю каждому из вас образ святого Сергия Радонежского. Пусть он вам помогает в трудные минуты учебной деятельности.
Учащиеся определяются с выбором и фиксируют домашнее задание в дневниках.
Личностные:
Формирование умения сделать быстро правильный выбор с учетом своих интересов.
Приложение 1
Инструкционная карта.
Распределите роли в группе:
чтец – читает инструкционную карту; текст.
толкователь – работает со словарём.
докладчик 1 – презентует материал.
докладчик 2 – подводит итог исследовательской работы и представляет решение.
критик – задаёт вопросы членам других групп, оценивает их ответы.
Читайте внимательно текст.
Отвечайте на вопросы по порядку.
Постройте пирамиду доказательств – «Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?»
Приложение 2
Критерии оценивания.
1.Быстро и доступно презентовали сообщение.
2. Правильно записали толкование слов.
2.Успешно организовали и провели опрос по усвоению материала учащимися других групп.
1 группа «Родители Варфоломея. Явление отроку Варфоломею»
Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. По преданию, их имение находилось в четырех верстах от Ростова Великого. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, были прилежны в молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия. У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им еще одного сына, Варфоломея, в будущем – Преподобного Сергия Радонежского.
В детстве с Сергием произошли три чуда. Ещё до рождения Варфоломей вовремя богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем ребенок отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу, а также в дни поста – по средам и пятницам. В отрочестве обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебу, который вручил ему божественный старец.
Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его.
Однажды жеребята ушли со двора, и отец отправил Варфоломея искать их.
Ходил мальчик, звал-высматривал жеребят; да вдруг видит – под большим дубом стоит незнакомый человек в черной одежде. Старец стоял и прилежно молился. Лицо у него было светлое, как у ангела. Наконец он перевел взгляд на Варфоломея и подозвал его к себе. Старец, спросил:
– Что ищешь или чего хочешь, чадо?
Варфоломей тотчас доверился Божественному старцу:
– Больше всего хочу я научиться грамоте! Отдали меня учиться, и очень тяжело у меня на душе из-за того, что учусь и никак не могу ничего понять из того, чему учит меня мой учитель. Ты же, отче святый, помолись обо мне Богу, чтобы я уразумел грамоту.
Старец поднял лицо к небу, помолился и, достав из кармана что-то похожее на небольшой кусочек белого пшеничного хлеба, подал Варфоломею:
– Открой уста твои, прими это и съешь. Это тебе дается знак благодати Божией и разумения Святого Писания. Хотя и кажется малым то, что тебе дается, но велика сладость вкушения его.
И еще старец сказал Варфоломею:
– А о грамоте, чадо, не тужи: знай, что с этого дня дарует тебе Господь способность к грамоте, притом лучшую, чем у братьев и сверстников твоих.
Поблагодарив с поклоном Бога и посланного Им дивного старца, Варфоломей осмелился спросить:
– Святый отче, не посетишь ли наш дом?
К радости Варфоломея старец согласился, и они пошли в село.
– А про жеребят-то, про жеребят забыл! – спохватился по пути Варфоломей; но старец успокоил его, сказав, что Бог о его жеребятах уже позаботился.
– Главное – Бога искать и любить, а все остальное Бог Сам поможет найти, – поучал старец.
С тех пор Варфоломей больше всего полюбил читать Божественные книги и молиться в церкви, дома и в любом месте, где бы он ни был. Чтобы выразить свою любовь и благодарность Богу, он стал питаться только хлебом и водой. А сладостями, которыми его угощали, лакомил жеребят.
Кто были родителей Сергий?
Какое имя получил мальчик при крещении?
Как учился мальчик?
Назовите имена братьев Сергия. (Петр и Стефан)
Кого встретил мальчик?
Как называется церковный хлеб, который старец дал Варфоломею? (Просфора).
Что старец велел читать отроку?
Какие чудеса происходили с Сергием Радонежским в детстве?
2 группа «Родители отрока Варфоломея причислены к лику святых»
Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, земли Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям. В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Существует предание, что Преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь, и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.
Откуда и куда переехал отец мальчика?
О чём просил юноша своих родителей?
О чём попросили родители Варфоломея?
Как почтил умерших родителей своих Варфоломей?
Объясните значение слова «панихида»
Объясните значение слова « литургия»
3 группа «Жизнеописания Преподобного Сергия»
После смерти родителей Варфоломей со старшим братом Стефаном пошёл искать место пустынное. Они исходили многие вёрсты по лесам и наконец, в чаще леса обнаружили место пустынное. Помолившись, они стали рубить лес, сначала построили хижину, потом келью и срубили церковь, освящённую во имя Святой Троицы. Не выдержав тягот пустынножительства в нужде и лишениях, Стефан ушёл в московский монастырь.
Преподобный Сергий принял иночество около 1337 года. Скудость и нужда сопутствовала ему во всем. «Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, – ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Один медведь имел обыкновение приходить к Преподобному.
Звери о Сергии Радонежском любопытствовали. Волки приходили по одному и стаями. Стояли поодаль, поводили носами. Иной раз бывало и близко подступали, обнюхивали. Лисы тоже дивились на преподобного.
А то сам хозяин радонежских лесов, медведь, наведался. Кто, мол, тут поселился, да почему не ведаю, да чем таким вкусным на поляне пахнет?
Преподобный вышел из кельи. Был он тонок телом, светел лицом.
Медведь привстал, чтобы, стоя на задних лапах, оказать себя во весь могучий и грозный рост. Отшельник же не испугался, а молвил приветливо:
– Мир тебе, твореньице Божье.
Негромкий, ласковый голос тотчас успокоил медведя – он мягко опустился на передние лапы и стал выжидающе смотреть на человека маленькими сумрачными глазками. Человек же зашел на малое время в келью и вышел оттуда с куском хлеба в руке. Подошедши к осиновой колоде, положил на нее хлеб.
– Прими хлебца из рук убогого Сергия. Медведь осторожно нюхнул хлеб, взял в пасть, отойдя поодаль, съел. Затем подошел к отшельнику, обнюхал его кожаные сапоги, одежду, руки. Миром, благостью веяло от отшельника.
– Приходи в мое местечко, – говорил преподобный, – всегда приходи. Будет хлебец – оба подкрепимся, будет кусок – и тот разделим. А не будет – потерпим: Господь Бог и подаст через добрых людей.
Внимая, медведь кивал головой, точно понимал речь дивного человека и во всем соглашался с ним.
С тех пор медведь каждый день приходил к келье, а то и по нескольку раз. Преподобный Сергий отламывал кусок хлеба и оставлял на колоде или на пне. Иной раз и последний кусок отдавал зверю, себе ничего не оставлял, говоря:
– Я-то укреплюсь молитовкой, а ты, бедный, как о себе промыслишь?
Порой и совсем не было хлеба. Медведь, не получив привычного угощения, долго не уходил, осматривая землю вокруг пня и колоды, тычась носом в траву и спрашивая взглядом: где же хлеб?
– Скудно нынче, скудно, – отвечал отшельник. – Даже и совсем нет. Обоим нам велит Господь потерпеть... И потерпим, потерпим. Водички попьем...
Медведь кивал головой, вздыхал и шел к ручью, а назавтра снова приходил и терпеливо ждал у пня, у колоды. Преподобный же, закончив читать молитвы, выходил, радостный, с хлебом в руке.
В одиночестве он прожил два года. Прошло время, и к смиренному и трудолюбивому пустыннику стали приходить обращаться люди, стремившиеся к спасению души. Поначалу Преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря: «Не можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыне: голод, жажду, неудобства и бедность». Они же отвечали: «Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем». Он уступил их желанию проживать подле него. В глухом лесу стала возникать небольшая монашеская община, не более двенадцати человек. И построили они каждый отдельную келью, стараясь подражать Преподобному Сергию. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал.
Сам же Сергий всеми силами помогал братии, три или четыре кельи своими руками построил. И в прочих монастырских делах, нужных братии, он участвовал. Без лености Преподобный Сергий служил братии: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил. Сергий брал на себя самую тяжелую работу, чтобы облегчить бремя учеников своих.
Однако монашеская община не могла совершать Божественную литургию, и братия стала упрашивать Преподобного стать игуменом и принять священство. Однако Сергий считал: «Хочу лучше жить по воле других, чем иметь других под своей волей», а «стремление к игуменству есть корень и начало честолюбия». Но все-таки Преподобный Сергий уступил настойчивым мольбам учеников и был рукоположен в пресвитера и поставлен игуменом в 1354 году.
Преподобный Сергий исполнял буквально евангельскую заповедь: «быть меньшим из всех и слугой всех», он старался быть учителем и исполнителем: «и на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе никогда к стене не прислонялся» – пишет Епифаний. Бедная деревянная церковь и несколько деревянных избушек-келий, – таковой пребывала обитель Святой Троицы при Преподобном Сергии. Община проживала в постоянных трудах и немалых лишениях. Часто случалось, что у них не было хлеба и приходилось голодать несколько дней подряд.
Сколь лет прожил в одиночестве Сергий?
Чем он занимался в лесу?
Кто его навещал и почему?
Кто помог ему построить деревянную церковь?
Почему Сергия называют Радонежским? (Близ Радонежа построил монастырь).
Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием? (Троице-Сергиева Лавра).
4 группа «Куликовская битва»
Демонстрация кинофрагмента учебного фильма для общеобразовательных школ «Нашествие».
Первым среди русских князей московский князь Дмитрий Иванович Донской начал открытую борьбу с игом Орды. В 1380 г. на Русь собрался совершить грабительский поход хан Мамай со своим стотысячным войском.
Князь Дмитрий мучился сомнениями как бы ни потерять Русь. И отправился он за советом к Сергию Радонежскому.
Князь с тревогой вглядывался в лицо преподобного: что он скажет? благословит ли?
Преподобный сидел на скамье, опустив голову. После долгого молчания тихо молвил:
– Много крови христианской прольется... Нельзя ли и на этот раз откупиться, выдать дани столько, сколько запросят? Только бы миром, только бы кровь не лилась...
– Мамай хуже Батыя, – ответил Димитрий. – Он идет вырезать и выжечь Русь дотла.
Преподобный глубоко вздохнул, поднял взгляд на Димитрия:
– Отправил ли сторожей в степь?
– Отправил. Сила на нас идет несметная.
– Твоя рать велика ли?
– Третьего дня в Коломне собралась рать, почитай, со всей Руси счетом в сто пятьдесят тысяч воинов. Такой рати Русь прежде никогда не собирала!
Преподобный проводил князя в отдельную келью на ночлег, а келейнику своему велел собрать самых опытных старцев. До утренней зари держали старцы духовный совет. Решалась судьба земли Русской.
Утром Божественную Литургию служил игумен. В храме Пресвятой Троицы стоял великий князь Димитрий, бояре, дружинники, иноки. Диакон с особым чувством произносил молитвенное прошение к Богу о христолюбивом воинстве...
По окончании службы преподобный пригласил князя в трапезную; подал на деревянном блюде хлеб да соль; по вкушении окропил Димитрия, бояр и дружину святой водой, осенил крестным знамением и напутствовал:
– Подобает тебе, господине, заботиться о врученном тебе от Бога христианском стаде. Пойди против безбожных – и с Богом, помогающим тебе, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься!
Затем подозвал двух иноков – богатыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю – и сказал князю:
– Это тебе мои ратники.
Благословил еще раз князя и всех, кто был с ним, иконой Господа Вседержителя; и князь, посмотрев напоследок долгим взглядом в светлые глаза преподобного, почерпнув в них веры и решимости, вскочил на коня.
8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, на Тульских землях, ордынцы обратились в бегство. Предсказание преподобного Сергия подтвердилась.
Какого князя Сергий благословил на битву? (Дмитрия Донского)
На какую битву Сергий благословил Дмитрия Донского? ( Куликовская битва).
Почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением?
Приложение 4
Словарная работа:
.Преподобный – Святой монах.
Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.
Угодник — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.
Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Праведный — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
Обет — торжественное обещание, обязательство.
Черноризец - монах.
Панихида и литургия – церковные богослужения.
Псалом – религиозное песнопение.
Приложение 5
Пирамиды «Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?»