- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
Как вы думаете, что для этого нужно?
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
Работа со словами из словаря.
Как называются слова, написание которых нужно запомнить? (словарные)
Отгадаем загадки и запишем словарные слова.
Загадки
1. Проживает во дворе,
В личном доме - конуре.
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (Собака)
2. Палочка волшебная
есть у меня друзья!
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход. (Карандаш)
3. На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладёшь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ....... (Пенал)
4. Маленький парнишка,
В сереньком пальтишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Дают установку на важность учения
Отгадывают загадки. Записывают словарные слова
К-1
К-2
П-8
П-1
Л_2
Постановка цели урока.
(На доске две собранные схемы, представляющие способы
обозначения мягкости согласных и способы обозначения звука [й'], - со с. 77 и 82 учебника. Но в них перепутаны карточки-заголовки: в первую вставлена карточка со звуком [й'], а во вторую карточка со значком мягкого согласного звука.)
Посмотрите на эти хорошо знакомые вам таблицы. Они подскажут, о чём пойдёт разговор на уроке.
О чём? (О том, как правильно...)
Вы внимательно посмотрели на таблицы?!
В них всё верно? (Дети замечают ошибки, и карточки возвращаются на свои места.)
Вот теперь в таблицах правильно сообщается о том, в чём вы сегодня потренируетесь, какие свои умения покажете. Но еще учебник предложит вам снова лечить больные слова.
Догадываетесь, что придётся делать? (Исправлять ошибки.)
Цель нашей УД на уроке продолжить работу над обозначением мягкости согласных и звука (Й) и решением орфографических задач.
Посмотрите на таблицы и скажите, какие буквы в них повторяются, (е, ё, ю, я)
Какая их работа показана в первой таблице? (Они указывают на мягкость согласных.)
А ещё что они делаю? (Обозначают свои гласные звуки.)
Какая работа этих букв показана во второй таблице? (Обозначать звук [й'] и свои гласные звуки.)
Какие ещё буквы могут показывать мягкость согласных? (Буквы и, ь.)
Какая из них при этом обозначает свой звук, а у какой своего звука нет? (Нет у ь.)
Когда нужно писать в словах ь? (С опорой на схему повторяются позиции мягкого согласного.)
Какой в русском языке второй способ обозначения звука [й' |? Когда им пользуются? (Повторяются необходимые сведения.)
Ну, вот теперь вы готовы вылечить слова.
Исправляют ошибки в таблице
Определяют тему урока с опорой на таблицу. Ставят учебную задачу
Повторяют с опорой на таблицу
Определяют способы обозначения звука[й']
Повторяют о ь
К-2
К-3
Р-1
П-4
П-2
П-8
Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.
1) Работа по Тетради-задачнику. УПР. №145
Таких слов много в записи над картинкой. Из-за ошибок эту запись трудно прочитать, но постарайтесь.
Догадались, какое первое слово? (Похвалялся.)
Как сказать по- другому? (Хвалился, хвастался.)
Нашли ошибку в третьем слоге? Какие звуки слышите? ([л'а])
Как их обозначить? (Буквами л, я.)
A написано так?
Какие буквы зачеркнёте, а какую надпишете?
Докажи что вы правы. (После мягкого согласного идёт звук [а], значит, нужна буква я.)
Исправьте эту грубую ошибку, а потом проверьте. (Учитель открывает на доске верно записанное слово)
Скажите правильно второе слово.
Какой третий звук?
Kaкая для него нужна буква? Почему именно она? (Звук [й'] стоит перед согласным.)
Какую букву зачеркнёте, а какую надпишете? (Для проверки учитель открывает и это слово.)
Найдите встречающееся два раза слово боюсь.
Видите, что оно написано по-разному?
Где правильно? Докажите. (Слышим после гласного [й'у] - надо писать букву ю.)
Исправьте ошибку.
Но всё ли верно в последнем слове?
Докажите, что нужна ещё одна буква. Добавьте её, а затем проверьте обе записи. (Дети сличают с записью на доске.)
Вот и вылечили слова. Прочитайте их по своим исправлениям и ещё раз проверьте, нет ли ошибок.
Чему вы учили того, кто оказался таким неграмотными?
ФИЗМИНУТКА
Чтение слов
Работают над исправлением ошибок
Отвечают на вопросы
Ученики читают хором
Находят ошибку
Записывают буквы в тетрадь
Работают на доске
Подводят итог работы
К-1
К-2
К-3
Р-1
П-4
Р-5
Р-2
П-6
Работа по учебнику. УПР., №143
К выполнению следующего задания вы готовились дома.
Чей же разговор вы читали в рассказе над картинкой на странице 91? (Зайца и ёжика.)
А вы заметили, как показано, что приведён имен разговор? (Чёрточками в начале строк.)
Выразительное чтение всего рассказа мы послушаем на уроке чтения, а сейчас хором прочитайте слова первой строки и вспомните, кто их произносит. (Заяц.)
Чьи слова во второй строке? (Ёжика)Читаем их.
Ещё раз шёпотом произнесите эти слова и посчитайте, сколько раз в них встречается звук [й']. (4 раза.)
Одинаковым ли способом этот звук обозначен?
Почему так?
Какой способ встречается чаще? (Обозначение буквами гласных.)
Теперь хитрый вопрос - не попадитесь в ловушку.
Сколько раз в словах этих предложений встретились мягкие согласные звуки кроме звука [й']?
Как это узнаете? (Скажем слова и послушаем)
Сколько же? (Один раз, в слове не.)
К какой группе слов оно относится? (К словам-помощникам.)
Постарайтесь запомнить: слово - помощник не с названиями действий пишется отдельно.
По какому правилу в слове ёжик после буквы твёрдого согласного написана буква и?
Работа по списыванию. Памятка №1
Самостоятельно подготовьтесь и спишите два предложения рассказа. В начале строки покажите, что приводите чьи-то слова.
После записи отметьте не только «опасные места», но и подчеркните буквы, которыми обозначите звук [й'].
Творческая работа
Давайте от себя добавим в ответ зайца ещё одно предложение.
Посмотрите, какой он на картинке - разве испуганный? (Нет, он улыбается.)
Вот и запишем: Я не боюсь.
Поставьте в начале следующей строки чёрточку.
Что она будет обозначать?
Сколько слов запишете?
Запишите предложение самостоятельно. Работайте внимательно: постарайтесь не допустить в слове боюсь таких же ошибок, как тот неграмотный ученик, чьи ошибки мы исправляли.
(Вызванный ребёнок пишет предложение на доске. Потом записи сверяются.)
Физминутка для глаз
Работают по упр. 143
Читают слова хором
Отвечают на вопросы учителя
Вспоминают правило жи - ши
Работают по памятке 1
Рассматривают картинку
Записывают предложение, находят опасные места
Самопроверка
Л-1
Л-2
Р-4
Самостоятельная работа с самопроверкой
А сейчас вам предстоит показать, что вы можете написать без ошибок диктант.
Повторение технологии письма под диктовку.
Я прочитаю, а вы определите, сколько предложений будете писать.
(Учитель читает два первых предложения)
Кот Мурзик и щенок Пушок дружили. Они часто ели из одной миски.
(Перед записью учитель напомнил о красоте и аккуратности письма, предупредил, что потом каждый должен будет оценить свои буквы.)
Карандашом поставьте знак + над теми буквами, которые вам особенно нравятся, и поставьте - над теми, которыми вы совсем недовольны. Когда я буду проверять ваши диктанты, я сравню наши оценки.
Работа по памятке
Пишут под диктовку.
Самооценка
П-8
П-5
Л-4
Контроль и самоконтроль.
Надеюсь, что во всех ваших записях на уроке я не найду ошибок. Думаю, не напрасно мы учились их исправлять.
Но Антон снова задаёт нам вопрос. Прочитайте его. (Читаются слова на с.93.)
Вы можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются ответы.)
Авторы учебника тоже дают свой ответ. Сравним: одинаково ли мы думаем.
(Учитель читает слова, данные в рамке на с.93)
Кто захочет, продолжите дома сражаться с ошибками.
Вылечите слова в предложениях, которые приведены около картинок в упр. 146. Для этого найдите и карандашом исправьте ошибки. Если увидите, что надо разделить что-то на слова, поставьте чёрточку (I). А если надо что-то, наоборот, соединить, покажите это наклонной чёрточкой (/). Вставку буквы показывайте галочкой, а лишнюю букву зачёркивайте.