1. Организационный момент Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствует учащихся, настраивает на продуктивную работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Дует ветер, светит солнце. Наконец пришла весна! Заряжаюсь позитивом - Ведь работать мне не лень! На уроке о природе Буду ровно я сидеть. Подниму повыше руку, Чтоб оценку получить. Много новых нужных знаний - Я сумею раздобыть! - На такой позитивной ноте я предлагаю начать наш удивительный урок в мир природы. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика». |
Проверка домашнего задания. Цель: контроль и структурирование знаний учащихся. | Организует фронтальный опрос учащихся. | Структурируют знания. Формулируют высказывания в устной форме. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. | Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. -Что мы изучали на прошлом уроке? - Что такое научно – техническая революция? -Какое значение для человека имела научно – техническая революция? - Назовите основные направления, по которым развивается научно – техническая революция? (рост скоростей, создание синтетических материалов, уменьшение размеров устройств). - Приведите примеры. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; строить монологическое высказывание; адекватно воспринимать предло-женную оценку учителя и одноклассников; определять характер взаимоотношений человека и природы. |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Организует работу в парах и обмен мнениями. | Обсуждают вариант ответов в парах. Заполняют таблицу. Аргументируют ответы. | - А сейчас я предлагаю ответить односложными ответами (да, нет) на мои утверждения. Работать будите в парах. № п/п | Утверждения | да | нет нет | 1 | Компьютеры ускорили процесс обработки информации. | | | 2 | Работа за компьютером экономит ваше время для отдыха. | | | 3 | Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье. | | | 4 | Пища, приготовленная в микроволновке полезна. | | | 5 | Современный транспорт улучшает нашу жизнь. | | |
- Какой вопрос вызвал у вас разногласия? - Почему? | Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровье-сберегающего поведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей; владеть диалогической формой комму-никации; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; учитывать и коор-динировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; понимать относи-тельность мнений и подходов к решению проблемы; аргумен-тировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; плани-ровать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. |
Постановка цели урока. Цель: подведение детей к формулированию темы урока. | Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. | Выдвигают предположения о теме урока. Самостоятельно формулируют тему урока. Определяют цель работы. | - Как результаты научно – технической революции повлияли на природу? -Какая проблема встала перед людьми в конце XX века? -Какую тему сегодня будем изучать на уроке? -А для чего мы будем изучать эту тему? - Что нам предстоит выяснить на уроке? (способы охраны) Научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разбиться на 5 групп и приготовить слайды. | Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровье-сберегающего поведения; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; строить монологическое высказывание; принимать и сохранять учебную задачу; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. |
Практическая работа (работа в группах) Цель: развитие умения находить ответы на поставленные вопросы. | Формирует группы. Определяет задание учащимся каждой группы. Оказывает помощь и консультации по ходу выполнения заданий учащимися. | Определяют цель работы в группе по названию группы. Разбиваются на группы по интересам. Выполняют учебное действие в соответст-вием с выработанным планом работы в группе. Вспоминают правила работы в группе. Выполняют взаимо-проверку, коррек-тировку учебного задания. Работают с толковым словарем, определяют лексическое значение предложенных слов. Готовят нетбуки к работе. Работают с материалом в учеб-нике и допол-нительной литературе. Составляют презентации о между-народных экологи-ческих акциях и Красной книге. Осуществляют взаимо-проверку. | I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словари, нетбуки) II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»? (учебник стр. 61) III группа «Экологисты» будут изучать широту охвата экологической проблемой. (учебник стр. 60-61) IV группа «Экологи» будет искать ответ на вопрос - Какие меры по охране природы используют в нашей стране и области? (учебник стр. 62-65) V группа «Экологи» будет искать ответ на вопрос «Куда заносятся названия растений и животных находящиеся на грани вымирания»? (дополнительная литература) | Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровьесберегающе-го поведения; осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей, осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ; смысловое чтение, как осмысление цели чтения; устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; использовать для поиска необходимой информации различные справочные издания по естествознанию и медиаресурсы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой , взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований. |
Формирование новых знаний. Цель: усвоение обучающимися новых знаний.
| Организует выступление учащихся. Вносит коррективы по ходу выступления учащихся. Организует составление кластера по ходу выступления учащихся. | Объясняют значение терминов по ходу выступления учащихся других групп.
Договариваются между собой, осуществляют проверку в группе, выступает делегат от пары с демонстрацией своего выступления на интерактивной доске. Сопровождают свои выступления презентацией. Рассказывают о возникновении проблемы охраны природы, о мерах принимаемых для охраны окружающей среды, о Красной книге. Составляют кластер. | 1 ученик: Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Экологист - человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой. Конвенция – Международный договор по какому-нибудь определенному вопросу. Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы. Заказник – лесной, степной или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся отдельные виды животных, растений. Лесопарк - лесной массив в городе. Красная книга – название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
2 ученик: Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека. Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться на животных, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства— окружающей природы и отдельных ее компонентов. Из поколения в поколение передавалось «табу» — запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов Ярослава Мудрого «Русская правда». В XVII веке Пётр I издал указ о запрете свободной добычи полезных ископаемых, о запрете на вырубкуи загрязнения лесов около больших и малых рек. 3 ученик: Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. Была принята Конвенция по ограничению торговли редкими животными и растениями. Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений. Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту окружающей среды. Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу. 29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли» Волонтерское движение нашей школы (сбор макулатуры, участие в городских конкурсах: «Ёлочка живи», «Кормушки птицам», посадка саженцев в сгоревших лесах Тольятти). 4 ученик На территории нашей страны созданы заповедники. В настоящее время из более 100: Астраханский, Ильменский, Приокско – Террасный, Кандалакшский и многие др. На территории Самарской области тоже есть заповедник. Сама́рская Лука́ — самая большая, значительно выраженная и известная излучина реки Волги, в нижнем её течении между селом Усолье и городом Сызрань. 5 ученик Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов). Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие). Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр). Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран). Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось). По ходу выступления учащихся составляется кластер. Международные сообщества Международные акции
Охрана природы
Красная книга Заповедник
Законы
Заказник Лесопарк
| Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержа-тельные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровье-сберегающего поведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; определять характер взаимо-отношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы; знаково-символическое моделирование. |
Итог урока. Цель: контроль действий. | Проводит рефлексию. Напоминает правила составления синквейна. | Составляют синквейн. Подводят урока урока. | Составление синквейна. Природа Загрязненная, беззащитная. Сохранять, беречь, любить. Природа требует бережного отношения. Жизнь.
. | Основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; строить логическое рассуждение, включающее уста-новление причинно – следственных связей; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно воспри-нимать предложенную оценку учителя и одноклассников; определять характер взаимо-отношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. |