kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающий мир 1 класс "Наши помощники - органы чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок первый из раздела «Как мы узнаём мир».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир 1 класс "Наши помощники - органы чувств"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2», г.Сосенский

Козельский район Калужская области



Урок окружающего мира 1 класс



«Наши помощники – органы чувств»





Учитель Цыганова Людмила Григорьевна



Тема: Как мы узнаём мир.

Наши помощники – органы чувств.

Цель урока: показать роль и специфику разных органов чувств;

показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи: Образовательные задачи:

  • познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

  • расширение и углубление знаний о работе органов чувств;

  • расширение и углубление знаний о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

  • Развивающие задачи:

  • развитие исследовательских умений, речи, логического мышления, познавательной активности учащихся.

  • развивать умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группе;

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • содействовать развитию творческой личности;

  • прививать бережное отношение к своему организму;

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

Планируемые результаты: 

Личностные УУД:

  • Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

Метапредметные УУД.

Регулятивные  УУД:

  • формировать умение учиться определять цель деятельности на уроке;

  • формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД:

  • формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

  • формировать умение представлять информацию в виде схемы;

  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • формировать умение устанавливать аналогии;

  • формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;

  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов «помощник». «органы чувств»;

  • работать в паре, с карточкой;

  • расширить знания об органах чувств.  

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений. 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. 

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

компьютер, проектор, мультимедийная презентация;

для работы в парах:

тарелочка с сухариками;

карточка с тестом

для опытов:

1) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски;

2) стаканы с соками;

3) апельсин, нож.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Оргмомент







Ι. Актуализация знаний



-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

1.

- Ребята, какое время года сейчас?

-Какая погода?

- А вы хотите вернуться в раннюю осень?  А  давайте попробуем.

Закройте глаза. И начинаем считать: один, два, три. Откройте глазки. (Показ на слайдах) 

Учитель включает музыку голоса леса.

-Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели малину. Ах, какая ягода! Расскажите, какая?

(Красная, сладкая, пахучая.)

-Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево?

(Зеленое, высокое, ствол шершавый и т.д.)

-А вот река. Около реки камни. Расскажите, какие они.

(Большие, холодные, черные и т.д. .)


Личностные УУД:

1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.



Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.



Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.













ТООУ




Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

































































































































































































































ТООУ























ТООУ



ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний
























































































































































































































































ΙΙΙ. Применение нового знания


1.

- Ребята, посмотрите кто-то свалился в реку? Кто знает этого сказочного героя? (Это Лунтик. У него пустое лицо.)

-Он очень хотел поближе познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится?  Почему нет?
-Просто Лунтик решил, что глаза, уши, рот, нос ему совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить? А вы с ним согласны? А для чего они нам нужны? (Предполагаемые ответы на доске)

-Но, чтобы все это доказать Лунтику нам с вами предстоит провести настоящие исследования. Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Глаза, нос, руки, рот.)

- Как можно назвать того, кто помогает человеку? (называется помощником)

- Откройте учебники и прочитайте тему нашего урока.

(Наши помощники – органы чувств.) Так, что нам надо доказать Лунтику? Какая будет цель нашего урока? (Нам надо доказать ему, что без наших помощников  - органов чувств мы не сможем полноценно существовать- это и будет целью нашего урока.)

Составьте план урока.

– На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся планом урока. Желательно использовать какие-либо символы. Например, «ухо», «глаз», «рот», «рука». Эти символы могут в дальнейшем использоваться на других уроках как задание «Послушайте …», «Рассмотрите …» и т.д.

– Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.)

– Давайте его выполнять.


2. Исследование органа слуха.

- О каком помощнике мы будем говорить, вы сейчас узнаете.

Звучит музыкальная запись  Л. Бетховена «Лунная соната»

- Вам нравится эта музыка?

- Какой орган помог вам услышать музыку? (Уши)

- Послушайте диалог:

– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
Учитель: – Что же произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
(Ответы детей)
Учитель: – Слух – большая ценность для человека. А какие помощники, какие органы нам помогают слышать?
– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего?
(Ответ детей)
Учитель: – Давайте проведем опыт. Закройте уши. Что произошло?
Ученики: – Перестали слышать, исчезли все звуки.

10. Игра: “ Узнай по звуку”.
Учитель дает ребенку карточку с изображением животного. Ученик, не показывая карточку, издает звуки, которые свойственны этому животному. Все должны отгадать, какое животное изображено.
Учитель: – А нужно ли заботиться об ушах? Как?
Ученики: – Защищать уши от ветра, сильного шума, не ковырять в ушах, регулярно мыть уши, если уши заболели, обратиться к врачу.
– Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. Что необычного в этих картинках?

-Какой орган чувств нужно дорисовать человечку, чтобы он услышал музыку? Дорисуйте.

-Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. На парте на тарелочке два сухарика.

 Задание. Сухарик есть сначала один ученик. Сосед слушает. Потом меняемся ролями.

- Что услышали? Что заметили?

(Когда ешь сухарик, то громко слышится его хруст, а сосед слышит тихий хруст.)

-Дело все в том, что человеческая кость хорошо проводит звук. И некоторые глухие люди слышат через кости.

     Я вам включала музыкальный отрывок из произведения  Л.Бетховена «Лунная соната». Это произведение Бетховен заканчивал писать, когда был почти глухой. Но и став глухим, Бетховен продолжал слушать музыку. Он один конец трости клал на рояль, а другой держал в зубах. Так он пусть очень плохо, но всё же слышал. Природа очень интересно устроена. Человек продолжает открывать её тайны.

– А нужно ли заботиться об ушах? Как?
- Ребята, для того, чтобы сохранить хороший слух его нужно беречь.

Содержите уши в чистоте.

Сильный шум портит слух.

Нельзя часто слушать громкую музыку.

В холодное время года нужно надевать головной убор, чтобы не заболели уши.

3. Исследование органа зрения. Работа в группах.
– Отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)
Я предлагаю разделиться на 4 группы и приступить к исследованию.
Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)
1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).
2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.
3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.
4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.
Задания для групп.
1-я гр. Что общего и в чем различие предметов?
2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.
4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.

-Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:
1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.
2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.
3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.
4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
-Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.
После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?
(На доске: органы чувств – уши, глаза…)
Мы доказали, что глаза нам очень нужны. В тетради задание №1 нарисуйте человечку, тот орган, который поможет ему увидеть картину.

4 Физминутка для глаз.

-А теперь Лунтик предлагает нам немного отдохнуть и выполнить физминутку.

- Что нам помогло определить направления движения Лунтика? (Глаза)

– Глаза надо беречь – потерянный глаз ничем не заменишь!

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь зрение.

5.Исследование органа обоняния.

- Проведем опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? 
- Отгадайте, что вы нюхали (ученику завязываются глаза и дают понюхать: духи, дольку чеснока).
– Вы хорошо справились с заданием.
А умение человека различать запахи получило название обоняние.
– Кто сможет дать научное определение? Нос – это…
(На доске: органы чувств – уши - орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния, …)

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает в этом наш помощник - орган обоняния - нос.

А теперь вернёмся к нашим человечкам из задания № 1 с.22. Дорисуйте человечку, тот орган чувств, который поможет ему почувствовать запах цветка.

К обонянию надо относится очень бережно. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить обоняние?

- Нос нам поможет только тогда, когда он чистый, когда в нем не скапливается слизь, грязь. Давайте отдохнем и подышим воздухом

6. Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.
- Руки за спину положим
И легко – легко подышим.
Вдох через нос, выдох через рот.
Дышим правою ноздрей…
Дышим левою ноздрей…
Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,
Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть, поменявшись местами.

7. Исследование органа вкуса.
-У меня 2 банки, в которых находятся вещества. Что это за вещества?
- Все эти вещества белого цвета. Помогите определить, что находится в каждой банке?
- Итак, какой помощник помог определить нам эти вещества? (Язык) 
После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? (вкуса)

(На доске: органы чувств – уши - орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса…)
- Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.
- Про этот орган чувств немало сложено поговорок, пословиц. Когда так говорят? Проглотить язык.

8. Исследование органа осязания.
Игра «Узнай, что в корзинке».
(Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой.)
– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.
Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?
Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:
– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.
Значит, кожа тоже наш помощник? Что мы ощущаем с её помощью?
(Ответы детей)
– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания. 
(На доске: органы чувств – уши - орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания…)
Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.
– Надо ли заботиться об этом помощнике? Как?

1. Работа по учебнику. 2

– Давайте откроем учебники на с. 54. Посмотрите на картинку. Что вы видите?

– Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена.

– Что мы делаем с помощью глаз?

– Что мы делаем с помощью ушей?

– Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа?

– Назовите ещё раз части тела, которые помогают нам познать окружающий мир.

А теперь проверим ваши знания. У вас на столах лежат карточки. Соедини стрелочкой правильные ответы.
(каждый ученик получает карточки с тестом)
глаза услышать

уши ощутить вкус

нос увидеть

язык понюхать

Взаимопроверка в паре.

-А теперь обменяйтесь карточками со своими соседями по парте. Давайте проверим. Ученик озвучивает правильный ответ с показом на доске.

Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре.

– Молодец!

2. Игра «Полезно – вредно».
-Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

3. Задание по выбору: № 2 или № 3.

Учитель разбирает оба задания, даёт возможность выполнить одно из них по выбору самостоятельно.

Проверку начинает с вопроса:

– Какое задание ты выбрал? Почему?

– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием.

VΙ. Итог урока

- А теперь, ребята, посмотрите на доску. Вначале урока мы с вами обсуждали зачем нам нужны глаза, уши, нос, кожа. Как вы думаете, смогли ли мы доказать Лунтику, что без наших помощников  - органов чувств мы не сможем полноценно существовать.

Лунтик очень рад тому, что теперь он может увидеть, какие вы все красивые, услышать ваши высказывания. (Появляется Лунтик с лицом) И все это возможно благодаря органам, которые мы сегодня исследовали. А теперь ему пора отправляться к бабе Капе и дедушке Шеру.

– Ребята, какие виды заданий мы выполняли?

– Зачем человеку необходимы органы чувств?

– Оцените свою работу.

Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

Вы замечательно работали, были настоящими исследователями. Вы дружно работали в парах. Вы молодцы! На этом наш урок подошёл к концу. У меня тоже хорошее настроение, я надеюсь, что ваши помощники всегда будут здоровы.

(Всем детям раздаю маленькие солнышки)

– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза)
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей)













ТООУ


16






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока окружающий мир 1 класс "Наши помощники - органы чувств"

Автор: Цыганова Людмила Григорьевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Моя малая родина.""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_okruzhaiushchiemu_miru_po_tiemie_moia_malaia_ro_1"
    ["file_id"] => string(6) "363073"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480253749"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока по теме: "Органы чувств" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-orghany-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "152506"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420868496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства