kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, в форме технологической карты. В ней выделены все этапы урока, выстроенного в проектно-исследовательской деятельности. А также прописана деятельность учителя и учащихся на уроке.Результатом исследования учащихся каждой группы, стал продукт их деятельности - пирамида, содержащая всю необходимую информацию об изученном полезном ископаемом своего края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства" »



Технологическая карта урока окружающего мира

Кнутова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 4 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Окружающий мир, 4 класс («Школа России»). А.А.Плешаков, Е.А.Климанова -М.:Просвещение (Учебник, 2014)

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Тип урока: урок – введение нового знания.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся

4 класса в предметной области «Окружающий мир» через включение их в технологию исследовательской деятельности с элементами интерактивного обучения.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • воспитать бережное отношение к природным богатствам;

  • сформировать коммуникативные умения;

  • развить умения работать в неоднородных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • сформировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • сформировать готовность слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • развить способности к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации, систематизировать учебную информацию в таблицу;

  • развить речь, операции мышления для решения поставленной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • актуализировать знания учащихся о полезных ископаемых ;

  • изучить полезные ископаемые Меленковского района;

  • расширить знания детей о добыче и применении полезных ископаемых в нашей местности;

  • освоить технологию исследовательской деятельности.

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова (4 класс, часть вторая) «Окружающий мир» ; атлас –определитель, карта полезных ископаемых района.

  • компьютер, проектор, экран, доступ к сети Интернет (для показа фрагмента из телепередачи), презентация;

  • инструкционная карта с планом изучения полезного ископаемого; листочки с номерами вопросов для игры «Да-нетка»; пирамида для оформления результатов работы ; лист самооценки.

  • Коллекция полезных ископаемых.



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивационная деятельность








Игра «Школа разведчиков»

Учитель настраивает детей на урок.

-Добрый день, дорогие ребята!

-С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и пусть ваша улыбка принесет хорошее настроение всем присутствующим в классе.

(слайд 1)

-Ребята, очень хочется, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным и познавательным! Хозяйка подземных богатств сегодня нас пустит в своё царство. А начнём мы урок с игры «Школа разведчиков».

- Сегодня на уроке моими помощниками будут Гудков К., Яковенко А., Майсюк Р. Прошу вас подойти ко мне. Сейчас вы будете в роли генералов, вам предстоит сформировать разведгруппу. Получите карточки со словами.

(Все дети получают карточки)

- Среди ребят выберите тех, у кого на карточке записано слово, которое имеет непосредственное отношение к вашему слову.

Океаны- Тихий, Атлантический, Индийский.

Реки- Волга, Ока, Амур.

Моря- Каспийское, Черное, Охотское.

(Дети организуются в группы)

-Почему вы выбрали именно этих ребят?

Учитель предлагает членам групп удобно сесть за рабочие места.

-Как одним словом можно назвать слова, которые записаны на ваших карточках? (водоёмы)

Ученики внимательно слушают и настраиваются на урок










Ученики помощники формируют группу.



Дети распределяются в группы и занимают свои рабочие места

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания.


Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.



Познавательные:

повторение в интерактивной игре знаний о водоёмах.







Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

2

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.


Учитель актуализирует знания, полученные на прошлом уроке.

Учитель проводит фронтальный опрос:

-Что мы называем водоемами? (Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому) (слайд 2)

-Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)

– Перечисли водоемы нашего края.

- На прошлом уроке вы создавали модели водоёмов, которые есть в вашей местности.

-Прошу вас презентовать свои работы.

(Выставка моделей водоёмов)

-Какое значение водные богатства имеют в жизни людей?

Дети отвечают на вопросы, дают четкие определения по значениям слов, презентуют модели водоёмов края.







Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.

Постановка учебной задачи.


Учитель при помощи фрагмента из передачи «Кругосветное путешествие» подводит детей к теме урока.

-Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент из детской телепередачи «Кругосветное путешествие», и ответить на вопрос, в какое путешествие решили отправиться главные герои?

Видеофрагмент из передачи «Кругосветное путешествие» о полезных ископаемых вместе с участием Хрюши и Степашки.

1 мин. (нач. 32 сек. –конц.1мин 20 сек.)

- О каких богатствах шла речь в просмотренным фрагменте? ( алмазы, золото и т.д.)

- Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)

- В прошлом учебном году, на уроке окружающего мира мы знакомились со многими полезными ископаемыми.

-Какие же полезные ископаемые вы можете перечислить?

(каменный уголь, гранит, нефть, железную руду)


-Какова же тема сегодняшнего урока?

(Полезные ископаемые)

-Ребята, а кто назовёт раздел предметной области «Окружающий мир», который мы изучаем? (Родной край – большой страны)

- Как же точно будет звучать тема урока?

(«Наши подземные богатства» или «Полезные ископаемые нашего края»)

-Исходя из темы, определите цель урока?

(Познакомиться с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами, способами добычи и применением)

-Какие учебные задачи нам предстоит решить, чтобы достигнуть поставленной цели?

(1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае;

2.изучить свойства полезных ископаемых нашего края;

3.выяснить, где добывается и как применяется человеком.)

(слайд 3)

Смотрят фрагмент передачи и готовят ответ на вопрос учителя


















Формулируют тему, цель урока и ставят учебные задачи.

















Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.







Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.


4.

Построение проекта и выхода из проблемной ситуации (Открытие нового знания)


Учитель предлагает детям план изучения полезных ископаемых.

-Для решения учебных задач, я предлагаю вам план, по которому вам предстоит изучить подземные богатства нашего края.

План (на доске)

1.Определить название полезного ископаемого (атлас – определитель, карта области)

2.Изучить свойства полезного ископаемого (учебник с.150-158)

3.) Найти информацию о местах и способах добычи полезного ископаемого (в нашем крае)(учебник)

4. Выяснить, как используется человеком (учебник)

-Что же такое полезные ископаемые?

(определение – полезные ископаемые – это то, что добывается из недр Земли и приносит пользу) (слайд 4)

-Ребята, а какими полезными ископаемыми богат наш край?

-Наиболее точную информацию, мы можем получить от нашего одноклассника, Гудкова К. Я предлагаю послушать сообщение о подземных богатствах нашей области и нашего района.

(сообщение Гудкова К.) (слайд 5)


-Какие же полезные ископаемые добывают в нашем Меленковском районе?(песок, глину, известняк)

Ученики совместно с учителем выстраивают план работы, по которому предстоит изучать полезные ископаемые.










Ученик помощник рассказывает о полезных ископаемых нашего края.

Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, услышанную информацию.


5

Реализация построенного проекта. 








а)организация работы в лаборатории








а) изучение раздаточного материала











б) осуществление деятельности по решению проблемы.









в) оформление результатов.






г)презентация результатов работы


Учитель для работы на уроке организует три группы. Определяет этапы исследовательской работы, раздаёт необходимый для работы инструментарий ( инструкционные карты, план исследования полезного ископаемого, лист самооценки, атлас-определитель, коллекция полезных ископаемых) Разъясняет правила работы в группе и каким должен быть конечный результат

-Ребята, сейчас я вам предлагаю стать учёными- исследователями и провести серьёзную исследовательскую работу по изучению полезных ископаемых нашего края.

-Для работы учёным предстоит объединиться в группы в соответствии с условным значком на вашей груди.

(Дети объединяются в группы)

-- Ученики помощники, со своими коллегами учеными, проходят в исследовательские лаборатории.

-Ребята, на столах у вас лежит инструментарий необходимый для исследования:

инструкционная карта, план изучения полезного ископаемого, дополнительные источники информации – атлас – определитель, учебник, карта полезных ископаемых Владимирской области). В соответствии с планом, вам предстоит составить пирамиду с результатами исследования полезного ископаемого и её презентовать.


- Итак, приступаем к исследовательской работе (работа с коллекцией полезных ископаемых и дополнительными источниками информации)

1 гр- известняк (слайды 6)

2гр- глина (слайды 7)

3гр- торф (слайды 8)


Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил сотрудничества членов группы.



Группы поэтапно выполняют и оформляют работу. Учитель мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха.


Учитель корректирует готовые работы групп.



Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.



Учитель обобщает исследовательскую работу каждой группы. Помогает обобщить и сделать выводы.










Дети распределяются по группам и вживаются в роль ученых-исследователей.





Дети внимательно слушают и запоминают.





Дети изучают инструктивную карту и запоминают правила оформления результатов исследования.


Учащиеся каждой группы работают самостоятельно, определяют полезные ископаемые, заполняют таблицу, используя атлас –определитель, физическую карту, учебник.






Оценивают свою работу.






Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.


Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения










Регулятивные:

Способность принимать, сохранять информацию,  


Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Игра «Ты мне я тебе»

Учитель организует взаимопроверку по усвоению изученного материала .

-Предлагаю группам учёных поиграть в игру «Ты мне я тебе». Задайте вопросы коллегам из других лабораторий о полезном ископаемом, которое вы исследовали.


Ученики задают вопросы своим «коллегам» и отвечать на них

Коммуникативные:

Формировать умение строить грамотные ответы на вопросы и задавать их.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


а) Игра «Да –нетка»



Учитель организует индивидуальную работу для проверки усвоения материала .

-Ребята, я попрошу вас взять листочки. Сейчас я предлагаю вам в игре «Да –нетка» проверить свои знания о полезных ископаемых нашего края.

Верно ли утверждение:

1.Глина обладает хорошей пластичностью.

2.Мел – это разновидность известняка.

3.Торф твердый, прочный, тяжелее воды.

4.Известняк добывают на дне моря.

5.Изделия из глины называются керамическими.

6.Известняк используется как топливо в жилых помещениях.

7.Торф образуется в болотах из остатков отмерших растений.

8.Известняк камень чёрного цвета.

-Проверьте свою работу. (слайд 9)

Учащиеся индивидуально выполняют задание по теме, осуществляют самопроверку.









Познавательные:

Классифицировать информацию, осуществлять действия по этой информации.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать учителя.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять информацию,  обдуманно принимать решение, осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона, оценивать свою работу.


Подведение итогов урока


-Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?


Ученики анализируют и сообщают учителю о решении учебных задач и достижении цели урока.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.



Рефлексия учебной деятельности на уроке






Учитель контролирует работу учащихся на листах самооценки и совместно с учениками подводит итог урока.

-Предлагаю вам взять листы самооценки и заполнить их.


Лист самооценки ( приложение 2)

-Что же мы называем полезными ископаемыми?


Учащиеся заполняют лист самооценки.






Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятие.


Домашнее задание.


По выбору: (слайд 10)

  1. Провести исследование по изучению полезного ископаемого нашего края – песка и записать результаты в рабочую тетрадь.

  2. Выяснить у родителей, соседей, в библиотеке, какие полезные ископаемые добываются на территории Тургеневского сельского поселения.

  3. Создать атлас-определитель полезных ископаемых нашего края.

Учащиеся определяются с выбором и фиксируют домашнее задание в дневниках.

Личностные:

Формирование умения сделать быстро правильный выбор с учетом своих интересов.






Инструкционная карта 1.

  1. Распределите роли в группе:

  1. Учёный 1– выбрать картинку с полезным ископаемым, его условное обозначение и записать свойства

( работает с картой, атласом- определителем с. 14-15, учебником с.157) .

  1. Учёный 2 – определяет места и способы добычи полезного ископаемого

(работает с учебником с.157, с картой, дополнительным материалом).

  1. Учёный 3 – находит информацию о применении полезного ископаемого

(работает с учебником с.157, дополнительным материалом).

  1. Исследуйте полезное ископаемое по плану:

*Определить название полезного ископаемого (по условному значку на вашей груди, с помощью карты определите полезное ископаемое, тихо подойдите к учителю и возьмите полезное ископаемое).

*Изучить его свойства.( атлас- определитель с. 14-15, учебник с.157)

* Узнать о местах и способах его добычи. (учебник с.157, карта)

*Выяснить применение полезного ископаемого. (учебник с.157, дополнительный материал)


3.Презентуйте свою работу чётко, уверенно, грамотно и с выводом о важности и значимости данного полезного ископаемого.

4.Задайте вопрос об исследуемом полезном ископаемом учёным из других групп.

- Как известняк используется человеком?



















Инструкционная карта 2.

  1. Распределите роли в группе:

  1. Учёный 1– выбрать картинку с полезным ископаемым, его условное обозначение и записать свойства

( работает с картой, учебником с.156) .

  1. Учёный 2 – определяет места и способы добычи полезного ископаемого

(работает с учебником с.156, с картой, дополнительным материалом).

  1. Учёный 3 – находит информацию о применении полезного ископаемого

(работает с учебником с.156, дополнительным материалом).

  1. Исследуйте полезное ископаемое по плану:

*Определить название полезного ископаемого (по условному значку на вашей груди, с помощью карты определите полезное ископаемое, тихо подойдите к учителю и возьмите полезное ископаемое).

*Изучить его свойства.( учебник с.156)

* Узнать о местах и способах его добычи. (учебник с.156, карта, дополнительный материал)

*Выяснить применение полезного ископаемого. (учебник с.156, дополнительный материал)


3.Презентуйте свою работу чётко, уверенно, грамотно и с выводом о важности и значимости данного полезного ископаемого.

4.Задайте вопрос об исследуемом полезном ископаемом учёным из других групп.

- Каким свойством обладает влажная глина?












Инструкционная карта 3.

  1. Распределите роли в группе:

  1. Учёный 1– выбрать картинку с полезным ископаемым, условное обозначение полезного ископаемого и записывает его свойства

( работает с картой, атласом-определителем с.12-13, учебником с.152-153) .

  1. Учёный 2 – определяет места и способы добычи полезного ископаемого

(работает с учебником с.152-153, с картой, дополнительный материал).

  1. Учёный 3 – находит информацию о применении полезного ископаемого

(работает с учебником с.152-153, дополнительным материалом).

  1. Исследуйте полезное ископаемое по плану:

*Определить название полезного ископаемого (по условному значку на вашей груди, с помощью карты определите полезное ископаемое, тихо подойдите к учителю и возьмите полезное ископаемое).

*Изучить его свойства.(атлас-определительс.12-13, учебник с.152-153)

* Узнать о местах и способах его добычи. (учебник с.152-153, карта, дополнительный материал)

*Выяснить применение полезного ископаемого. (учебник с.152-153, дополнительный материал)


3.Презентуйте свою работу чётко, уверенно, грамотно и с выводом о важности и значимости данного полезного ископаемого.

4.Задайте вопрос об исследуемом полезном ископаемом учёным из других групп.

- Как в недрах Земли образуется торф?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Автор: Кнутова Светлана Николаевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_nashi_podzemnye_bog"
    ["file_id"] => string(6) "502964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552561659"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Открытый урок по технологии на тему: Аппликация "Байтерек""
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_po_tiekhnologhii_na_tiemu_applikatsiia_baitieriek"
    ["file_id"] => string(6) "367422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481214107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства