1.Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу | Подготовка учащихся к уроку. | Организует. Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Долгожданный дан звонок. Наконец начнем урок. Много нового узнаем, В мире знаний побываем! А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить только лишь Отметку пять!!!! | Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того что известно, с тем что не известно. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач. | Ставят цели, формулируют тему урока. | Проводит беседу, которая подводит детей к теме урока. Озвучивает тему и цель урок. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. | Ребята. На прошлом уроке вы говорили о водных богатствах. Давайте, мы с вами вспомним, что такое водоемы? (Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом). Можно ли назвать водоемы богатством земли? (Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве). Что относится еще к природным богатствам? (Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые). Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям). Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа). Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых). Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей). Сформулировать тему сегодняшнего урока. (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе). Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»). - Я предлагаю Вам послушать сказку. Из этой сказки вы поймете, о каких природных богатствах мы будем говорить на уроке сегодня. Готовы слушать? Итак, внимание! - Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй - отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. - Я - соль земли, - говорит соль, - без меня каши не сваришь. -А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?- Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак. - А на чем варить будете? – Интересуется уголь? - Без топлива в этом деле не обойтись. - Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. - Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать. - Вы уже догадались, о каких природных богатствах мы будем говорить сегодня? - О чем спорили между собой полезные ископаемые? - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? - Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются? - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами) - Что мы будем делать для достижения цели? (работать с учебником , дополнительной литературой и т.д.) - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? -Я предлагаю Вам заполнить таблицу: Таблицей «Знаем- Хотим узнать - Узнали» З - что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У - что мы узнали, и что нам осталось узнать | Полезные ископаемые - это | | | Полезные ископаемые: | | | Использование | | | | | |
| Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание. |
Изучение нового материала ( 20 мин.) Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу | Составляют план достижения цели и определяют средства. Отвечают на вопросы учителя. Выполнение практической работы по группам. | Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работы. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Беседа, сообщение нового матер. | Работа с картой. - Откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника. - Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых (работа в парах: читают названия полезного ископаемого и находят значок на карте). - А теперь посмотрим на карту Пермского края и назовем полезные ископаемые нашего края. 2) Выполнение заданий в рабочей тетради. - Выполним задание 1 на стр. 71. Практическая работа. - Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи) - Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем группами. На столе у каждой группы лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача: определить полезные ископаемые и заполнить таблицы. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Работу проводим по образцам и дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника. Каждая группа получает материал для работы и инструкцию: 1.Изучите соответствующий материал учебника с. 46-47, 2. Исследуйте полезные ископаемые с помощью инструктивной карточки. Название полезного ископаемого…………………………………………. Условное обозначение на капте………………… Твёрдое или жидкое……………………………….. Цвет…………………………………………………... Плотное или рыхлое (или пластичное)…………………………………………… Прозрачное или непрозрачное………………………………………… Горючее или негорючее……………………………. Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) ………………………………………………………….. Места и способы добычи в нашем крае……………………………………………………………………………………………………………… | Подведение итогов работы - отчет учащихся. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Закрепление нового (5 мин) Цель: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности | | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. | - Ребята, а наш край богат какими полезными ископаемыми? (Нефть и газ) ????????????????????????? Работа по учебнику - Прочитать текст на стр.158 учебника. - Что нового вы узнали? (Полезные ископаемые относятся к неживой природе и т.д.) - Человек получает в дар подземные богатства , использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? - Как надо охранять подземные богатства? - Что же мы называем полезными ископаемыми? | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Контролирующее задание (5 мин) Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Осуществляют: самопроверку | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. | Игра «Вопрос из конверта» Каждый получает вопрос: 1Что такое полезное ископаемое? 1) Все, что люди добывают из земли. 2) Все полезные для человека минералы и горные породы. - Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю» (верю – поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой). Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа? -Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями. -Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии? -Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым? -Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым? -Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Мордовии? -Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород? -Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо? -Верите ли вы, что в Республике Мордовия есть месторождения различных полезных ископаемых? | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция. Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, подводит итог урока. Дает комментарии к домашнему заданию. Комментирует самооценку учащихся. | -Какова была цель урока? - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? - Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем надо поработать? | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |