kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса. В. Осеева "Хорошее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса. Тема: "Валентина Осеева "Хорошее". Урок разработан в соответсвии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Ориентирован на УМК "Школа России",  учебник: Климанова Л.Ф.,, Горецкий  В.Г. М.: Просвещение. К уроку выполнена презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тех. карта урока лит. чтение 2 класс. В.Осеева. Хорошее»







Технологическая карта урока



ФИО автора материала: Бацуева Оксана Николаевна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усохская средняя общеобразовательная школа Трубчевского района Брянской области.

Должность автора: учитель начальных классов МБОУ Усохская СОШ.

Название материала: «Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Валентина Осеева «Хорошее»



















Технологическая карта урока

Класс: 2

УМК: образовательная система «Школа России»

Тема урока

Валентина Осеева «Хорошее»

Цель урока

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

-Создать условия для понимания учащимися значимости доброго отношения к людям, ответственности за свои поступки, путем осмысленного чтения и анализа рассказа «Хорошее» В. Осеевой

Универсальные учебные действия

Личностные:

-ценить и уважать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг»;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

-освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий под руководством учителя;

-соотносить выполнение заданий с образцом;

- корректировать выполнение задания;

-оценка своего задания и саморегуляция.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-выполнять различные роли в группе.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

-смысловое чтение;

-знаково- символические действия;-

-анализ объектов с целью выделения признаков( существенных и несущественных);

-установление причинно- следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

- познакомятся с рассказом как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• прогнозировать содержание произведения;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя

  • соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

  • объяснять нравственный смысл рассказов.

  • понимать авторское отношение к героям, выразительно читать по ролям.

  • составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Основные понятия

Доброта, отзывчивость, отвественность, сопереживание, добрый человек

Проблемный вопрос

О каком человеке мы говорим, что он «добрый»?

Варианты решения

Человек, который сочувствует другим, переживает за других.

Человек, который помогает другим.

Оптимальный вариант

Человек, готовый помочь кому- нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Межпредметные связи

Окружающий мир, изобразительное искусство.

Ресурсы

Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и другие «Литературное чтение»

Презентация к уроку

Приложения: кластеры, светофоры, таблица для рефлексии урока



Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Самоопределение к деятельности

1.Проверка готовности к уроку.



2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: согласованность действий с партнёром


Доброе утро! Придумано кем-то

 Просто и мудро при встрече здороваться!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро улыбчивым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым,

 Пусть доброе утро длится  до вечера!



- Садитесь!


- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?

- Посмотрите на своего соседа. Подскажите, если что-то у него не так.


- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки.

Самоконтроль готовности.






Реакция на учителя, внимание.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

1.Общая установка на урок.




2. Постановка учебной задачи.









3. Работа в группах.
























4. Работа с толковыми словарями.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.



Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.



Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста


Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении увиденного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные:

- уметь работать со словарем.












Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;



-Мы не случайно так необычно начали наш урок.

Давайте вспомним название раздела, который мы изучаем

- Какой же он «Мой друг», давайте прочитаем какими качествами должен с вашей точки зрения должен обладать настоящий друг

У нас с вами получился вот такой « цветок дружбы».






Посмотрите на экран, одно из качеств человека выделено, какое это качество?


- Поработайте в группах. Запишите на листочках, как вы понимаете, что такое «доброта».

- Посмотрите на экран. На экране картинки, которые вам помогут.






- Т.е. вы хотите сказать, что доброта – это помощь другим людям, сопереживание, сочувствие.



- Где можно посмотреть точное значение этого слова?

- Два наших одноклассника уже поработали со словарем. Им слово.


















- Что главное в объяснении значения слова?





- Как вы думаете, нужна ли доброта в нашей жизни?

- Конечно, вы правы, доброта – величайшая ценность нашей жизни.

-Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема урока: доброта в нашей жизни.


- Поможет раскрыть эту тему и ответить на вопрос - о каком человеке мы говорим, что он добрый - рассказ учебника.

-Давайте подумаем, какие задачи на урок мы поставим перед собой?

Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте покажем, как мы умеем дружно работать.




Ребята, чтобы у нас получился успешный урок, какими мы должны быть учениками?

Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам, диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.

Настрой на работу.

- Я и мои друзья.


Ребята читают (дома были заполнены кластеры «Мой друг»)

- готов помочь в беде;

- умеет хранить тайну;

- добрый, чуткий, милосердный человек;

- тот, кто посочувствует;

- верный и преданный;

- честный.

- милосердный человек



Работа в группах.

Демонстрация знаний, умений.

Учащиеся в группах обсуждают и записывают.

1 человек от группы зачитывает результат.

Доброта – это…

- помощь пожилым людям;

- помощь животным;

- помощь малышам;

- помощь больным;

- утешить в горе;

- поделиться с другом.




- В толковом словаре.

Работа со словарем.

Восприятие информации.

1 ученик

- Словарь Сергея Ивановича Ожегова.

Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2 ученик

- Словарь С.А. Кузнецова

Доброта- душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим


- Готовность помочь.

- Оказать помощь.




- Да, нужно.



-доброта

- доброта в нашей жизни



Принятие учебной задачи.




Познакомиться с произведением

Учиться читать правильно и выразительно

Отвечать на вопросы и делать выводы

Учиться быть настоящими читателями


Быть внимательными, вежливыми, стараться, быть дружными

«Открытие» нового знания

1.Работа с текстом до чтения



Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Ребята, откройте учебник на стр. 93

- Как называется этот рассказ? Кто его написал?

- Как вы думаете, о чём мы будем читать?

-Посмотрите на иллюстрации к тексту, предположите, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?

(дерево предположений)




По названию и иллюстрациям определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.

-О девочке и мальчике, о собачке, их жизни.


2.Работа с текстом


Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.






Вторичное восприятие.

Самостоятельное чтение, работа по тексту




Беседа по рассказу.











Первичное закрепление






Заполнение кластеров по группам и обмен мнениями.











Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.



Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Учитель читает текст

  • Какой это рассказ – веселый или грустный?

  • Как зовут главного героя ?

  • Каким вы себе представляете мальчика?

  • Какое отношение к Юре у вас появилось?

  • Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?





Ребята, прочитайте текст, отметьте карандашом о чём мечтал Юра? Кроме этого, подчеркните слова, лексическое значение которых вам не понятно.


(Исследовательская работа по тексту проводится индивидуально.)




- Какие мечты были у Юры?

  • Хорошие ли были мечты у Юры?

  • Хотел ли он что-то сделать для себя?

  • Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

  • Что такое «героический»? Кто такой герой?

  • Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?

  • О ком думает Юра на самом деле?

  • В каком случае можно сделать что-то хорошее?

  • Почему Юра не заметил простых дел?

  • Мог ли мальчик, сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?





Ребята, давайте ответим на вопрос:

  • Какой же был Юра? для этого заполним схему (можно пользоваться словарем характеристик)


  • Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?




- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.


Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.








Читают текст, самостоятельно отмечают в тексте то, о чём мечтал Юра






Выражение своих чувств, мыслей.

Анализируют текст.

  • Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.




-Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях








Заполняют кластеры в группе, обмениваются мнениями


Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте



Физкультминутка

Личностные:

- уметь применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка для глаз.


Самостоятельная работа


Творческое задание.

Чтение по ролям.


















Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы


Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.

  • Сколько действующих лиц в рассказе?

  • Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)

  • С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?

  • Слова Юры мы будем одинаково читать?

  • Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)

  • А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)


- Ребята, как вы считаете, удалось ли нам, читая по ролям, передать правильную интонацию и настроение героев?












Юра, няня, Трезор, мама.

Автор



Дети распределяют роли и готовятся, затем читают текст по ролям






Итог урока.

Рефлексия.

Познавательные:

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;




Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В.Осеевой.

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

-Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?

-На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор?


  • Давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения?

- Почему наши предположения оказались неточными?


- О ком мы можем сказать, что он «добрый человек» и почему вы так думаете?


- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?


- Возьмите полоски. Если вы считаете, что главная мысль выделена синим цветом, то покажите синюю полоску, если красным- красную, если зелёным- зелёную.


Мудрым никто не родился, а научился.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Вежливости открываются все двери.




Вернемся к началу нашего урока. На какой вопрос мы должны были ответить?

Ребята, посмотрите на задачи нашего урока, все ли мы их выполнили?

Были ли у нас затруднения? Какие?

- Ребята, а какими вы были сегодня читателями?

- Оцените свою работу сигнальными карточками.

- Критерии самооценки:

- очень хорошо;

- хорошо;


- старался, но не всё получилось.


Оцените своё состояние после урока.

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик.

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.


Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!



- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.













Умение совершать хорошие поступки каждый день

(заполняют таблицу)











- По заголовку мы не смогли точно определить, о чем рассказ.

- Только по тексту мы смогли узнать о чем этот рассказ


Ответ на проблемный вопрос.

- Который помогает другим.

-Который сопереживает другим, приходит на помощь.

-Который помогает от чистого сердца.

Самостоятельное выделение основной идеи текста.

- Показывают полоски.



Какого человека называют добрым?





Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.








Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание.

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Домашнее задание распечатано на листочках.

1.Выразительное чтение произведения В.Осеевой «Хорошее» стр. 93 – 95

2. Подобрать 1-2 пословицы к данному произведению.

ИЛИ

3. Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.



Восприятие и осмысление информации.

Просмотр содержимого документа
«Словарь характеристик»

Словарь характеристик








скромный

злобный

мужественный

трусливый

резкий

послушный

решительный

бесчестный

упорный

хитрый

настойчивый

упрямый

находчивый

умный

вежливый

ответственный

весёлый

честный

гордый

безответственный

грубый

нетерпеливый

добрый

озорной

отстранённый

отчаянный

внимательный

доверчивый

заботливый

важный

застенчивый

равнодушный

исполнительный

честный



жадный

эгоистичный (думает только о себе)

робкий

заботливый

смелый

милосердный



Просмотр содержимого презентации
«Осеева В. Хорошее»

Цветок дружбы готов помочь в беде;  умеет хранить тайны;  тот, кто посочувствует;  верный и преданный;  честный;  добрый , чуткий, милосердный человек. Мой  друг

Цветок дружбы

  • готов помочь в беде;

  • умеет хранить тайны;

  • тот, кто посочувствует;

  • верный и преданный;

  • честный;

  • добрый , чуткий,

милосердный человек.

Мой

друг

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта –

это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Тема урока Доброта в нашей жизни О каком человеке мы говорим «добрый?

Тема урока

Доброта

в нашей жизни

О каком человеке мы говорим «добрый?

ОСЕЕВА В.А.  «ХОРОШЕЕ»

ОСЕЕВА В.А.

«ХОРОШЕЕ»

УЗКАЯ И ГЛУБОКАЯ ЯМА, ВЫРЫТАЯ ДО ВОДОНОСНЫХ СЛОЁВ И УКРЕПЛЁННАЯ СРУБОМ, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ВОДЫ. КОЛОДЕЦ -

УЗКАЯ И ГЛУБОКАЯ ЯМА, ВЫРЫТАЯ ДО ВОДОНОСНЫХ СЛОЁВ И УКРЕПЛЁННАЯ СРУБОМ, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ВОДЫ.

КОЛОДЕЦ -

О чем мечтал Юрик?  - Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?   -Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!   -Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!

О чем мечтал Юрик?

- Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?

-Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!

-Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!

поучительно  грубо  возмущённо  ласково  мечтательно  вопросительно  Юрик  сестрёнка  няня  Трезорка  мама

поучительно

грубо

возмущённо

ласково

мечтательно

вопросительно

Юрик

сестрёнка

няня

Трезорка

мама

Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?   Мудрым никто не родился, а научился.  Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?  

  • Мудрым никто не родился, а научился.

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  • Вежливости открываются все двери.
Какими мы были читателями? Очень хорошо   Хорошо    Старался, но не всё получилось

Какими мы были читателями?

  • Очень хорошо

  • Хорошо

Старался, но не всё получилось

Оцените свое состояние после урока   Я уважителен и доброжелателен к людям.   Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Оцените свое состояние после урока

  • Я уважителен и доброжелателен к людям.

  • Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

  • Мне трудно быть уважительным и вежливым.
Домашнее задание   1.Выразительное чтение произведения В.Осеевой «Хорошее» стр. 93 – 95 2. Подобрать 1-2 пословицы к данному произведению.  ИЛИ

Домашнее задание

  • 1.Выразительное чтение произведения В.Осеевой «Хорошее» стр. 93 – 95
  • 2. Подобрать 1-2 пословицы к данному произведению.

ИЛИ

  • 3. Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса. В. Осеева "Хорошее"

Автор: Бацуева Оксана Николаевна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226329


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства