Самоопределение к деятельности 1.Проверка готовности к уроку. 2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. | Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: согласованность действий с партнёром | Доброе утро! Придумано кем-то Просто и мудро при встрече здороваться! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера! - Садитесь! - Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку? - Посмотрите на своего соседа. Подскажите, если что-то у него не так. - Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки. | Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи 1.Общая установка на урок. 2. Постановка учебной задачи. 3. Работа в группах. 4. Работа с толковыми словарями. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении увиденного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь работать со словарем. Познавательные: - уметь выделять существенную информацию; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; | -Мы не случайно так необычно начали наш урок. Давайте вспомним название раздела, который мы изучаем - Какой же он «Мой друг», давайте прочитаем какими качествами должен с вашей точки зрения должен обладать настоящий друг У нас с вами получился вот такой « цветок дружбы». Посмотрите на экран, одно из качеств человека выделено, какое это качество? - Поработайте в группах. Запишите на листочках, как вы понимаете, что такое «доброта». - Посмотрите на экран. На экране картинки, которые вам помогут. - Т.е. вы хотите сказать, что доброта – это помощь другим людям, сопереживание, сочувствие. - Где можно посмотреть точное значение этого слова? - Два наших одноклассника уже поработали со словарем. Им слово. - Что главное в объяснении значения слова? - Как вы думаете, нужна ли доброта в нашей жизни? - Конечно, вы правы, доброта – величайшая ценность нашей жизни. -Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Тема урока: доброта в нашей жизни. - Поможет раскрыть эту тему и ответить на вопрос - о каком человеке мы говорим, что он добрый - рассказ учебника. -Давайте подумаем, какие задачи на урок мы поставим перед собой? Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте покажем, как мы умеем дружно работать. Ребята, чтобы у нас получился успешный урок, какими мы должны быть учениками? Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам, диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. | Настрой на работу. - Я и мои друзья. Ребята читают (дома были заполнены кластеры «Мой друг») - готов помочь в беде; - умеет хранить тайну; - добрый, чуткий, милосердный человек; - тот, кто посочувствует; - верный и преданный; - честный. - милосердный человек Работа в группах. Демонстрация знаний, умений. Учащиеся в группах обсуждают и записывают. 1 человек от группы зачитывает результат. Доброта – это… - помощь пожилым людям; - помощь животным; - помощь малышам; - помощь больным; - утешить в горе; - поделиться с другом. - В толковом словаре. Работа со словарем. Восприятие информации. 1 ученик - Словарь Сергея Ивановича Ожегова. Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2 ученик - Словарь С.А. Кузнецова Доброта- душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим - Готовность помочь. - Оказать помощь. - Да, нужно. -доброта - доброта в нашей жизни Принятие учебной задачи. Познакомиться с произведением Учиться читать правильно и выразительно Отвечать на вопросы и делать выводы Учиться быть настоящими читателями Быть внимательными, вежливыми, стараться, быть дружными |
«Открытие» нового знания 1.Работа с текстом до чтения | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Ребята, откройте учебник на стр. 93 - Как называется этот рассказ? Кто его написал? - Как вы думаете, о чём мы будем читать? -Посмотрите на иллюстрации к тексту, предположите, о чем или о ком будет идти речь в рассказе? (дерево предположений) | По названию и иллюстрациям определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста. -О девочке и мальчике, о собачке, их жизни. |
2.Работа с текстом Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение, работа по тексту Беседа по рассказу. Первичное закрепление Заполнение кластеров по группам и обмен мнениями. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Учитель читает текст Какой это рассказ – веселый или грустный? Как зовут главного героя ? Каким вы себе представляете мальчика? Какое отношение к Юре у вас появилось? Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Ребята, прочитайте текст, отметьте карандашом о чём мечтал Юра? Кроме этого, подчеркните слова, лексическое значение которых вам не понятно. (Исследовательская работа по тексту проводится индивидуально.) - Какие мечты были у Юры? Хорошие ли были мечты у Юры? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой? Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? В каком случае можно сделать что-то хорошее? Почему Юра не заметил простых дел? Мог ли мальчик, сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Ребята, давайте ответим на вопрос: - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. | Восприятие текста. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Читают текст, самостоятельно отмечают в тексте то, о чём мечтал Юра Выражение своих чувств, мыслей. Анализируют текст. -Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях Заполняют кластеры в группе, обмениваются мнениями Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте |
Самостоятельная работа Творческое задание. Чтение по ролям. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы | Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно) С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки? Слова Юры мы будем одинаково читать? Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно) А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо) - Ребята, как вы считаете, удалось ли нам, читая по ролям, передать правильную интонацию и настроение героев? | Юра, няня, Трезор, мама. Автор Дети распределяют роли и готовятся, затем читают текст по ролям |
Итог урока. Рефлексия. | Познавательные: - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В.Осеевой. В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами: "Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать". -Над чем заставил вас задуматься этот рассказ? -На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор? - Почему наши предположения оказались неточными? - О ком мы можем сказать, что он «добрый человек» и почему вы так думаете? - Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? - Возьмите полоски. Если вы считаете, что главная мысль выделена синим цветом, то покажите синюю полоску, если красным- красную, если зелёным- зелёную. Мудрым никто не родился, а научился. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Вежливости открываются все двери. Вернемся к началу нашего урока. На какой вопрос мы должны были ответить? Ребята, посмотрите на задачи нашего урока, все ли мы их выполнили? Были ли у нас затруднения? Какие? - Ребята, а какими вы были сегодня читателями? - Оцените свою работу сигнальными карточками. - Критерии самооценки: - очень хорошо; - хорошо; - старался, но не всё получилось. Оцените своё состояние после урока. Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик. Я уважителен и доброжелателен к людям. | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым. | Я готов для всех всегда Делать добрые дела. Совершив такой поступок, Говорю я — да, да, да! Будем старших уважать? -Да! Будем дерево сажать? ---Да! Будем маме помогать? --Да! А братишку одевать? -Да! Позаботимся о кошке? --Да! Птицам мы насыплем крошки? -Да! Позаботимся о друге? ---Да! И цветы польем на клумбе? -Да! Будем добрыми всегда? Кто мне скажет» -Да! Да! Да! - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. Умение совершать хорошие поступки каждый день (заполняют таблицу) - По заголовку мы не смогли точно определить, о чем рассказ. - Только по тексту мы смогли узнать о чем этот рассказ Ответ на проблемный вопрос. - Который помогает другим. -Который сопереживает другим, приходит на помощь. -Который помогает от чистого сердца. Самостоятельное выделение основной идеи текста. - Показывают полоски. Какого человека называют добрым? Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |