- овладеть умением творческого видения с позиций художника-анималиста, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе одноклассников, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы;
- обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников;
- участвовать в обсуждении выставки.
№ | Этапы урока | Используемые средства (слайды презентации, оформление доски) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Компетентность (УУД) |
1 | Самоопределение (мотивация) к деятельности | Н | Мотивация учащихся к учебной деятельности. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать - Как вы понимаете значение словосочетания «художественный руководитель»? - Прошу каждой группе выбрать своего художественного руководителя. | Рассаживаются по группам и выбирают главного – художественного руководителя. Включение в учебный процесс. | Л. Осознание важности процесса учения, ориентировка в социуме (в обществе ценятся знания), анализ и сопоставление личного опыта. К. Умение поддержать разговор на заданную тему. |
2 | Целеполагание | Н | Создание ситуаций познавательных противоречий - Возьмите карандаши. Закройте глаза. Попробуйте нарисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. - Откройте теперь глаза и рассмотрите свой рисунок. - Сейчас за 1 минуту вы должны, по своим изображениям дорисовать птиц. То есть, дополните рисунок таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение. В группе можно помогать друг другу («техника закрытых глаз»). - Поделитесь своими успехами. Поднимите вверх свои работы. - Ребята, кто сможет предположить тему нашего сегодняшнего урока? | Рисуют геометрические фигуры. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском определения самостоятельной деятельности и личного совершенствования. | К. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Р. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
3 | Актуализация знаний 7 мни | Н Ю | Организация повторения знаний, закрепление умений - Что вы можете рассказать о птицах? - Какими знаниями о птицах вы можете поделиться? - А кто знает, как называют человека, который изображает животных или сочиняет о них рассказы, сказки? - В изобразительном искусстве изображение животных и птиц получило название анималистический жанр. А человек, их изображающий, анималист. - В начале урока мы с вами пытались что изобразить? - Значит мы сегодня с вами тоже – анималисты. - Ещё раз, кто такие анималисты? - Сегодня мы будем рисовать птицу. А какую именно птицу будем рисовать, вы поймете, отгадав загадку. 1 Черногрудый, Красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды. С первым снегом тут как-тут! 2. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг спорхнули яблоки, Ведь это… | Демонстрируют знания, умения | Пр. Иметь представления о птицах. К. Оформлять свои мысли в устной речи на заданный вопрос. П. Умение сравнивать, анализировать, делать вывод. |
4 | Открытие нового знания 15 мин | Ю | Создание проблемной ситуации - Почему эту птицу так назвали? - Как вы думаете, откуда пошло название СНЕГИРЬ? - Какие приметы вы знаете, связанные со снегирем или с птицами? - Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря. Организация работы в группах - Приглашаю худ. руководителей для выбора заданий для работы (1 группа – вы должны рассказать, как выглядит снегирь. 2 группа – где живут снегири, 3 группа – чем питаются снегири, 4 группа – рассказать о характере снегиря). - В процессе подготовки к выступлению, придумайте 1-2 вопроса для своих товарищей по классу, для того чтобы проверить на сколько понятно ваше выступление одноклассникам. ( К каждой группе даются карточки с текстом и задание. Дети должны выбирать соответствующие своей группе ответы). «За окном зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину. У этих птиц на голове - чёрная шапочка. Хвост и крылья – чёрные, спина и плечи – серого цвета, а грудь и передняя часть брюшка – красные. Обратим внимание на клюв – он коротенький и широкий. Живут снегири в хвойных глухих и тихих лесах. Гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом. С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм. Питаются снегири ягодами рябины, калины, черёмухи и других растений. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке-самочке.» - Внимательно слушайте выступление представителя каждой групп. И можете задавать вопросы выступающим. Выступление групп. | Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов. Работа в группах: восприятие целевой установки, чтение текста, выполнение задания, подготовка к выступлению и выступление групп. | Р. Формирование навыков поисковой деятельности, умение оценивать свою деятельность Л. Развитие учебно-познавательной мотивации. К. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. П. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, с целью извлечения необходимой информации |
5 | Подведение итога | Ю | -Давайте подведем итог первого урока. - Что вы узнали на уроке? - Что для вас было новое? - Что было на уроке интересное? - Приготовьте ко второму уроку гуашь, карандаш, кисточки широкая и тонкая, баночка с водой, салфетки из ткани, клей, ножницы. | Включение в беседу по вопросам педагога, подготовка к следующему уроку. | Р. Умение анализировать , оценивать свои знания, свою деятельность |
| | | | | |
1 | Самоопределение (мотивация) к деятельности Целеполагание | Н | Мотивация учащихся к учебной деятельности. - Исходя из первого урока, сформулируйте тему и цель этого урока. | Включение в учебный процесс. Формулируют тему и цель урока. Тема урока: Рисование птицы снегиря. -Цель: научиться рисовать снегиря | Р. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
2 | Планирование работы | Н Слайд | - Рассмотрите выполненный рисунок снегиря. - Как расположен снегирь на альбомном листе? - Можно ли по другому расположить альбомный лист? - Рассмотрите внимательно снегиря. - Какой формы его тело? - Что вы можете сказать про голову снегиря? - А что есть на голове? - Какого цвета крыло? - Крыло черного цвета, значит какая это птица, образуйте сложное слово, прилагательное? (чернокрылая) - Значит, птица – чернокрылая. - Какой длины хвост? - Кто теперь полностью может описать снегиря, его форму и внешний вид? (Тело, клюв, крылья, голова, лапки, хвост) | Выбор удобного расположения. Ответы на вопросы по планированию работы. Рассматривание строения птицы. | Р. Умение планировать свою работу, организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность, умение осуществлять выбор действия. П. Делать умозаключения по наблюдению. Пр. Словообразование |
3 | Объяснения и показ последовательности | Н | - Рисовать будем поэтапно. - Рисуем простым карандашом, тогда вы сможете легко поправлять свои рисунки ластиком. Чтобы получилась уверенная линия, пробуйте рисовать её на одном месте несколько раз, водя карандашом снова и снова. - Лишние линии сотри ластиком. Для этого в центре листа нарисуй круг. | Поэтапная самостоятельная работа под руководством учителя | Л. Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе. Р. Умение последовательно выполнять заданное действие. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. Метапредметные УУД. Овладение приемом рисования окружности «циркуль» |
|
| - Нарисованный круг подели наискосок линией так, как – будто ты отрезаешь себе большую часть яблока, а младшему братишке – поменьше. Это будет линия спинки нашей птички. | |
| - В верхней части большой дольки скругли край. Это у нас голова птички. Спереди нарисуй клюв. Нижнюю часть наклонной линии спинки продли и сделай из неё хвост так, как нарисовано на картинке. | |
| - Нарисуй снегирю глаз. От животика нарисуй две линии – это будут ножки. | |
| - Закрась глазик тёмным. Нарисуй птичке крылышко. Пририсуй на палочках-ножках пальчики. Сотри линии построения рисунка ластиком. Ещё раз наведи рисунок карандашом чётче. | |
| - Выделяем линиями голову, спинку, хвост и крыло | |
| - Теперь переходим к раскрашиванию снегиря. - Какой цвет возьмём для грудки? - А для головы, и хвостика? | |
4 | Самостоятельная работа | Н Пение снегиря. Пение птиц. | - Послушайте пение снегиря. Как незатейливо поет эта красивая птица. - Вашу работу будет сопровождать пение птиц, которое поднимет настроение и поможет создать образ снегиря, быть более аккуратными. - Когда будете рисовать крылышки, добавьте немного зелёного. Индивидуальная помощь учащимся (уточнение формы, цвета) | Самостоятельная творческая работа | Пр. Умение ориентироваться в содержании предмета. К. Освоение способов совместной деятельности, помощь друг другу. Л. Уточнение собственных возможностей и ограничений. Формирование самостоятельности ответственности |
5 | Подведение итогов самостоятельной работы | Н | - Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. - В своих группах найдите тех снегирей, которые имеют правильную форму. - Представители каждой группы с выбранными работами выйдите к доске. - Достигли ли мы поставленных целей? | Анализ и сравнение работ. | Л. Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе. Р. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. |
6 | Этап формирования творческого воображения | Ю | - Как жаль, что эти птицы улетят сегодня от нас и не будут украшать наш класс. - Что могли бы мы с вами сделать, чтобы они задержались в нашем классе и радовали нас? - Могли бы мы собрать этих птиц вместе? - Для каждой группы предлагаю оформить панно. - Художественные руководители выберите панно для своей группы. - Вырезаете снегирей и наклеиваете их на панно. (если останется время) - Сочините мини-стихотворение или рассказ по своему панно в группе. | Работа по оформлению панно в группах, творческая работа по сочинению. | Пр. Умение пользоваться ножницами, расположение объектов на панно, сочинение, применение знаний по русскому языку К. Умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения по заданной тему. Оформлять коллективные мысли в письменной речи. Участвовать в работе группы, распределять роли. Договариваться. Р. Умение выполнить действия для достижения поставленной цели |
7 | Рефлексия учебной деятельности | Ю Слайд | Выставка панно и выступление каждой группы. - Продолжи предложение по оценке своей деятельности. Дополнить каждое предложение 1-2 словами. - Кто желает оценить свою деятельность на сегодняшнем уроке. | Выступление групп. Индивидуальная работа по оцениванию своей деятельности на уроке и выступление желающих. | Р. Умение оценивать свою деятельность. К. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
| | | | | |