Ход урока 1.Организационный момент. Психологический настрой. -Сәлеметсызбе, балалар! -Отырыӊыздар! -Три клада у Природы есть: Вода, земля и воздух – Три ее основы. Какая бы ни грянула беда – Целы они – Все возродится снова. -Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая. -Ребята, сегодня я желаю вам хорошего настроения и хороших оценок. А теперь каждый из вас скажет друг другу свои пожелания. -Молодцы! 2.Проверка домашнего задания. Написать сочинение о горных породах. 3.Объявление темы и цели. -Какой раздел познания мира изучаем? - Какие знаете полезные ископаемые? - Где люди в жизни используют полезные ископаемые? - Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Сегодня на уроке мы будем говорить о значении полезных ископаемых в жизни людей. 4.Повторение Блиц – турнир. За каждый правильный ответ дается жетон. У кого будет больше всего жетонов, тот получить оценку «5». 1.Все материалы и сырье, добываемые из земли называются (Полезные ископаемые) 2.Почему полезные? (дают человеку пользу) 3.Почему ископаемые? (Выкапывают из земли) 4.Скопление полезного ископаемого (Месторождение) 5.Открытый способ добычи полезны ископаемых? (карьер, карьерный) 6.Закрытый способ добычи? (Шахта) 7.Это горная порода очень крепкий зернистый камень серого и красного цвета (Гранит) 8.Горная порода из спрессовавшегося песка (песчаник) Нерудное полезное ископаемое сероватый камень залегает мощными слоями? (Известняк) 9.Это полезное ископаемое придает пище особый вкус? (Соль) 10.Это полезное ископаемое встречается на поверхности земли, он бывает белого, желтого, коричневого цвета? (песок) 11.Это полезное ископаемое образует водоупорный слой? (Глина) 12.Это жидкость темного цвета? (Нефть) 13.Это полезное ископаемое черного цвета, блестит, хрупкий, ярко горит? (каменный уголь) 14.Это чистое потливо при горении не образует вредных веществ? (природный газ) 15.Это рудное полезное ископаемое похожее на камень, магнитится, плавится (железная руда) Вывод: все это полезные ископаемые. 5.Физминутка(муз. сопровождение). -Какой праздник к нам приближается? -Как мы его празднуем? 6.Изучение нового материала. -Ребята, что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. -Как вы думаете, могли бы люди обойтись без полезных ископаемых? -Это сейчас и докажем. На уроке будут работать службы по изучению значения полезных ископаемых в жизни человека. У каждой службы свое задание. 1 служба Шахтеров 2 служба Статистов 3 служба Нефтяников Время на работу 7-10 мин. Правила работы в группах. Служба Шахтеров 1.Почему так называется ваша служба? 2.Установите последовательность добычи полезных ископаемых. 3.На карте Казахстана, обозначить большие месторождения полезных ископаемых. Служба статистов 1.Заполните таблицу. Предметы | Соль | Железная руда | Нефть | Песок | Мыло | | | | | Стекло | | | | | Краски | | | | | Лекарство | | | | | Продукты питания | | | | | -Какие полезные ископаемые входят в состав этих предметов? -Какое полезное ископаемое входит в состав всех предметов? -Может ли человек обходиться без этого полезного ископаемого? Сделайте расчет. Человек за один день потребляет 20 гр. соли. Рассчитайте, каково потребление соли вашей семьи в течении одной недели, если ваша состоит из 4 человек 2.Какой из видов известняка используется в школе? Мрамор Ракушечник Мел Учитывая график работы школы, подсчитайте. Сколько кусочков мела мы израсходуем за учебный год, если учесть что в день расходуем 1 кусочек. Подсчитайте общую массу израсходованного мела, если масса одного кусочка- 10 гр. График работы школы В году 365 дней Каникулы: 9 дней 10 дней 10 дней 92 дня Воскресений: 39 дней Праздничные дни: 4 дня Служба нефтяников. 1.Назови полезное ископаемое которое добывается в нашем районе? 2.Определи его свойство. 3.В виде схемы, запишите, где используется это полезное ископаемое? 7.Физминутка(муз. сопровождение) 8.Просмотр видеоролика. «Полезные ископаемые Казахстана» Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства? 9.Закрепление.(тест) 1.Горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются… А) гранит Б) полезными ископаемыми В) руда 2.Места залегания полезных ископаемых – это… А) месторождения Б) руда В) гранит 3.Для добычи полезных ископаемых используют… А) шахты, открытые карьеры, бурение Б) терриконы, отвалы, озера В) колодцы, шурфы, овраги 4.К горючим полезным ископаемым относятся… А) соль, гранит, песок, глина Б) железная руда, медная руда, уголь В) каменный уголь, нефть, газ 5.Люди, какой профессии занимаются разведыванием полезных ископаемых? А) геологи Б) биологи В) археологи 10.Итог урока. -Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? -Какие мероприятия можно проводить по охране полезных ископаемых? -Ребята, оцените наш урок. Если вам урок понравился, покажите радостный смайлик, а если нет, то грустный. 11.Домашнее задание: стр. 94-95 пересказ. Оценивание. -Ребята, вы молодцы! -Сауболыныздар! |