– Посмотрите на наш слайд (Солнышко на дарит хорошее настроение). Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут наши помощниками на уроке.
Введение в тему.
Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот какую именно, вы ответите сами, прослушав притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
3. Объявление темы урока.
О чем эта притча? Как можно ее озаглавить? (Притча о добре и зле)
Предположите, как будет звучать тема нашего урока? (Добро и зло) На доске
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Что такое добро и зло? Какими качествами должен обладать добрый человек?)
Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра.
(Учитель открывает рисунок на доске. На нём изображена пустыня)
Что вы видите? (Пустыню)
Попробуем эту безжизненную, знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий сад. Итак, отправимся в путь!
Работа по теме урока.
Чтобы превратить пустыню в сад что необходимо сделать? (посадить в землю семена)
Нашими семенами станут понятия добро и зло. (Учитель прикрепляет карточки с изображением семян на рисунок пустыни).
- Понятен ли вам смысл слов ДОБРО и ЗЛО? (Ответы детей)
Добро и Зло с далёких пор,
Ведут свой древний, давний спор.
Кто наяву, а не во сне -
Сильней и крепче на земле?
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Обратимся к нашим помощникам: толковым словарям, учебнику стр.39
- Так что же такое добро и зло? Письменная работа в тетради. Выпишите определения используя словари, учебник.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
ДОБРО - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
Какие семена мы посадили? (Добрые) (Переворачиваем карточки, написано добро)
Семена мы посадили, а будут ли они расти просто так? Что необходимо? (Вода)
Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать семена.
Откуда её взять? В роли воды будут выступать что….? (Поступки)
Домашнее задание у вас было подготовить произведения о добре и зле.
На примере героев произведений мы разберем поступки, представителей этих сил.
Назовите героев народных сказок, представителей этих сил.
Какие черты характера присущи представителям сил “добра” и “зла”?
Работа в группе. (Правила работы в группе на доске) Звучит фонограмма "Дорогою добра" (сл. Ю. Энтина, муз.М.Минкова)
- Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д – дружелюбный; о – отзывчивый; б – бережливый; р – рассудительный; о – откровенный;
- Какие отрицательные качества человека вы знаете?
5.Физ. минутка.
Продолжение работы по теме урока в группе.
Что, кроме воды необходимо семенам? (Солнечный свет, тепло)
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Доброе слово
пока есть силы.
Доброе слово человеку,
кто добра не делает никому.
Не одежда красит человека,
чтобы добро тебя нашло.
Давай вершить добро,
Тому нет времени быть добрым.
Худо тому,
и некоторые глухие могут слышать.
Твори добро,
а его добрые дела.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,
и кошке приятно.
Доброта- язык, на котором немые могут говорить
что дождь в засуху.
Прочитайте пословицы, которые у вас получились.
-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей)
-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.
-Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
Следовательно, основное назначение человека – творить добро.
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (Ответы детей)
Работа в парах
Обсудите в паре, как сделать так, чтобы добра стало больше?
Высказывания детей.
Когда есть солнечный свет, тепло, вода что будет происходить с семенами?
( Семена будут расти) (Вместо карточек прикрепляем изображение деревьев)
Итак, мы сейчас ещё раз убедились в том, что хорошие поступки не забываются и возвращаются добром. Ещё несколько минут назад на нашем рисунке была пустыня, а теперь перед нами красавцы деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые, но это не так. Все деревья разные, не похожи друг на друга. Точно также и люди: у каждого свои привычки, характер, поступки.
У вас на столе у каждого есть цветочки. Напишите на каждом лепестке черту характера, которую вы бы хотели видеть в себе.
Прикрепите эти цветы на наши деревья. (дети прикрепляют свои цветочки на деревья)
Человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную, безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.
7.Работа с учебником:
Обсудите в паре, как сделать так, чтобы добра стало больше? стр.42 -43 — работа с текстом.
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке в листе самооценки.
- Отметить учащихся на уроке….
9. Итог урока.
На все ли вопросы, которые ставили в начале урока, мы с вами получили ответы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант.
« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…»
2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»