(Финько М. В.) (Степаненко Л.А.)
«___»______201_г. Технологическая карта урока по музыке «___»_______201_г. на тему: «Зимнее утро. Зимний вечер»
Дата проведения: 19.11. 2019г.
Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»
Образовательная – расширить знания учащихся о музыке композиторов: В. Шебалин («Зимняя дорога»), М. Яковлев («Зимний вечер»), П. И. Чайковский («Зимнее утро», «У камелька»);
Развивающая – развитие музыкально – творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской и исполнительской деятельности;
Воспитательная – воспитание у учащихся музыкально – эстетического чувства, восприятия, осознания и вкуса музыки; воспитывать любовь к природе;
1) расширить знания учащихся о творчестве П. И. Чайковском
2) познакомить с творчеством В. Шебалина, М. Яковлева;
3) совершенствовать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, ладового чувства) учащихся;
2) адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности содержания их образов;
1) формировать и развивать у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства;
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕТЯЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок, проведу у вас я, Елена Юрьевна. И чтобы нам собраться, нужно размяться. Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение. Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья? Сядьте те, кто приготовился к уроку. Хорошо. | Приветствуют учителя. Садятся на места. | Личностные – 2 Коммуникативные - 2 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Послушайте фрагмент стихотворения, и ответьте на вопрос: «Как называется, и кто написал данное стихотворение?». Стихотворение: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Какое время суток изображено в стихотворении? (показ слайда). А время года? Как называется стихотворение? Кто написал? Правильно А. С. Пушкин Хорошо. Прослушав данный фрагмент стихотворения, что вы представили? Какие чувства вы испытывали? Чтобы лучше прочувствовать и ощутить на себе зимнее утро, прослушайте одноименную пьесу «Зимнее утро» (воспроизведение аудиозаписи). Какие чувства передает музыка? Что вы ощущаете? Прослушав фрагмент стихотворения и аудиозапись пьесы, ответьте, что лучше и более глубоко передало настроение зимнего утра? Ребята, а для вас приготовлено задание. Давайте же выясним, что там (показ слайда). Задание: Расшифруй ребус. Кто уже расшифровал, поднимает руку. Верно, это Чайковский. А кто такой Чайковский? Писатель, журналист? Чайковский – это русский композитор (показ видеоролика). | Слушают фрагмент стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Прослушав стихотворение можно сказать, что в нем говорится об утре. Время года – зима. «Зимнее утро». Это стихотворение написал А. С. Пушкин. Прослушав стихотворение, я представил себе утро, как поднимается солнце, как оно покрывает чисто небо. Прослушав стихотворение, я испытал радость, прилив сил и энергии. Слушают пьесу Чайковского «Зимнее утро». Послушав музыку, я почувствовал умиротворение, спокойствие. Я ощущаю легкую радость, как будто солнечные лучики падают на личико. Оба произведения по - своему хороши. От стихотворения мы почувствовали прилив сил и энергии, а от мелодии хорошие настроение и радостную улыбку. Разгадывают ребус. Чайковский Композитор. Смотрят видеоролик о Чайковском. | Коммуникативные – 1, 3 Познавательные – 1 Предметные – 1, 2 |
Выявление места и причины затруднения в пробном действии | Викторина. 1) На чьи стихи написал романс Чайковский? А – Шерлок Холмс Б – Бродский В – А. Фет 2) На какую карьеру определили Чайковского родители? А - машинист Б – юрист В – тракторист 3) Какую должность получил Чайковский в консерватории? А – профессор Б- учитель В – начальник отдела 4) Как звали няню Чайковского? А – Арина Родионовна Б – Фанни́ Дюрба́х В – Фрекен Бок Молодцы. Ребята, а теперь представьте: Зима! Уже настал день, и вы едите в санях, запряженной тройкой, направляясь в деревню (показ слайда). Чтобы вы прочувствовали поездку, прослушайте композицию В. Шебалина «Зимняя дорога» (включение аудиозаписи). Что вы почувствовали во время поездки, прослушав композицию? | Ответы: 1 – В 2- Б 3-А 4-Б Слушают аудиозапись Шебалина «Зимняя дорога» Слушая мелодию, я почувствовал ветер, летящий мне в лицо, звон колокольчиков. | Фанни́ Дюрба́хПредметные – 1, 2 Познавательные – 2 Регулятивные – 2, 3 |
Построение проекта выхода из затруднения | Ребята, вот вы и добрались до деревни, уже успели сумерки сгуститься на вечернем небе. Вы приехали, а вас встречает любимая няня (показ слайда). А кто помнит, как звали няню А. С. Пушкина? Верно, Яковлева Арина Родионовна (показ слайда). «Подруга юности моей» - так называл Александр Сергеевич свою няню, Арину Родионовну. Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. И чтобы ощутить тепло и уют в деревне, прослушайте композицию Чайковского «У камелька» (включение аудиозаписи). Ребята, какие у вас эмоции вызвала это композиция? Ощутили вы тепло и уют деревни? Подтвердите? | Слушают речь рассказ учителя. Няню А.С. Пушкина Яковлев Арина Родионовна. Смотрят ее портрет. Слушают речь рассказ учителя. Слушают композицию Чайковский «У камелька». Я представила вечер, в деревне у бабушки, как она мне рассказывает сказки. Да, я ощутил, так как представил прикосновения моей бабушки. | Регулятивные – 1, 2, 3 Познавательные – 1, 2 Предметные – 1, 2 Коммуникативные – 1, 2 Личностные – 2 |
| Физкультминутка Пора нам и передохнуть, и вспомнить, какая же у нас зима бывает в крае. Зима. Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Плавные движения руками). Молодцы. Присаживайтесь. | Выполняют действие за учителем. Садятся на места. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Стихотворение (показ слайда). Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Ребята, вам знакомы строки? Откуда они? Кто их написал? Верно А. С. Пушкин. А вы знали, что на его слова сочинено два музыкальных произведения: романс М. Яковлева (лицейский друг поэта) и русская народная песня. Прослушайте их (воспроизведение аудиозаписей). Это была композиция Яковлева, теперь русская народная мелодия (воспроизведение записи). Скажите, как развитие мелодии в этих песнях помогает передать настроение пушкинского настроения? | Слушают стихотворение А. С. Пушкин «Зимний вечер». Да. Они из стихотворения «Зимний вечер». Написал это стихотворение А. С. Пушкин. Слушают произведения «Зимний вечер» в русском народном исполнении и в исполнении Яковлева. Благодаря разным мелодиям, мы можем увидеть разные картины зимнего вечера. Он может быть спокойный и медленный или чуть быстрый и энергичный. | Личностные – 1, 2, Регулятивные – 1, 2, 3 Коммуникативные – 1, 3 |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Ребята, теперь давайте попробуем спеть фрагмент песни под эти композиции. Послушайте фрагмент песни (включение аудиозаписи). Текст перед вами (показ слайда). Давайте вспомним его. Я начинаю, а вы продолжайте. «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; Теперь сами. Что ж давайте попробуем спеть этот куплет под композицию Яковлева (включение аудиозаписи, поет вместе с детьми). Попробуем еще (поют дети без учителя). Теперь давайте споем под русскую народную мелодию (включение аудиозаписи, поет вместе с детьми). Еще раз (включение аудиозаписи). Скажите, почему на одни и те же стихи появилась такая разная музыка? (оценивание детей, выставление оценок за урок). Домашнее задание. Повторить дома фрагмент песни «Зимний вечер» (выучить слова). Хорошо. | Слушают фрагмент песни в исполнении. Продолжают петь песню за учителем. Повторяют текст песни сами. Поют фрагмент песни вместе с учителем. Поют фрагмент песни без учителя. Поют фрагмент песни вместе с учителем. Поют фрагмент песни без учителя. Каждый композитор, читав стихотворение Пушкина, видит зимний вечер по – своему, поэтому такие разные мелодии. | Личностные – 1, 2 Познавательные – 1, 2 Регулятивные – 1, 2, 3 Предметные – 1, 2 |
Включение в систему знаний и повторений | А теперь давайте выполним одно упражнение. «Незаконченные предложения». Ваша задача закончить предложения (показ слайда). "На сегодняшнем занятии я узнал …" "На этом занятии меня порадовало…" "Я похвалил бы себя…" "Особенно мне понравилось…" "После занятия мне захотелось…" "Сегодня мне удалось…" Хорошо. | Учащиеся выполняют упражнения, тем самым повторяют материал. | Коммуникативные – 1, 2, 3 Личностные – 1, 2,3 Регулятивные - 1 |
Рефлексия учебной деятельности | Ребята, подошел урок концу. Если вы довольны работой, то поднимите руки вверх, не довольны - голова вниз, а если безразлично, то закройте лицо руками. На этом я с вами прощаюсь. До новых встреч! | Учащиеся проводят самоанализ своей деятельности. Прощаются с учителем. | Коммуникативные – 1, 2, 3 Личностные – 1, 2, 3 |