kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Зимнее утро.Зимний вечер."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологическую карту урока и презентацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«техн. карта урока»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет, класс

Музыка, 4 класс

Учитель

Фотина Ирина Сергеевна

Тема урока

«Зимнее утро. Зимний вечер»


Тип урока

Вид урока

Урок «открытии» новых знаний.

Интегрированный

Цели урока

Воспитательная: формирование эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям, потребности в музыкальных переживаниях.

Развивающая: развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия, умения обобщать полученные знания.

Образовательная: развитие умений размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.

Умение познавать мир через музыкальные и литературные формы и образы.

Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Способность излагать свои мысли о музыке.

Умение находить главные идеи в музыкальных и литературных произведениях.

Представлять систему общечеловеческих ценностей, в том числе – любовь.

Воспринимать и анализировать смысл художественного образа через музыкальные и литературные произведения.



Материально- техническое обеспечение

Мультимедийные средства; портреты У. Шекспира, Д.Б.Кабалевского, выставка рисунков, фотоматериалы; раздаточный материал (таблицы, символы урока).

Формирование УУД

Личностные УУД

формировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.


Регулятивные УУД

Контролировать собственные учебные действия.

Коммуникативные УУД

Способность излагать свои мысли о музыкальных и литературных произведениях.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать, вступать в диалог.

Познавательные УУД

Умение находить главные идеи в музыкальных и литературных произведениях.

Овладение базовыми понятиями: пастораль.

Адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности содержания их образов.














Организационная структура урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Виды деятельности и формы работы обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.


Просмотр видеофрагмента «Снег идёт» Г.Свиридова.

Слушание песни, просмотр кинофрагмента.


Личностные: мотивируются на активную деятельность,

заинтересовываются


2.Актуализация знаний.


Беседа.

О каком времени года идёт речь? (о зиме)

Эпиграф: Идет волшебница-зима,…

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

А.С.Пушкин

-С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

А как заканчивается день.

- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер.

-Какова же будет цель нашего урока?

-Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?









Фронтальная работа.










Ответы детей:

- С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

-Вечером. Все возвращаются домой.

- Утро. Вечер. (зима)








-познакомиться с произведениями композиторов, на тему: Зимнего утра и вечера.



С помощью музыки, живописи, поэзии.





















Коммуникативные:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Потребность в общении с учителем.






Регулятивные:

умение определять тему и цель урока.


Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог.


3. Выявление проблемы.



- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

А почему?

-Сегодня на уроке ответим на этот вопрос.

Нет







Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.








Познавательные:

умение находить нужную информацию.

4.Открытие нового знания.



-Сегодня мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.

-Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло,вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Какие краски использовал художник, изображая зиму.

- Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.

Перед вами лежат таблицы. Давайте запишем, какая зима на картине. Используйте словари.

Инструкция по заполнению таблицы:

1.В первой колонке вписываем слова, описывающие зиму на картине.

2.Во второй колонке нужно выбрать, какая зима в стихотворении.

3. В третьей колонке выделите слова, которые отображают ваше впечатление от прослушанного фрагмента музыки.


А сейчас определим, какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С.Пушкина и сравним с картиной природы.

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией.«Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».



Какое же зимнее утро?

-Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)

-Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? Послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома»

-П.Чайковского. Какие чувства передаёт музыка?

-Какие у вас возникли ощущения?

-Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?



-А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу.

Посмотрите на все три ваши колонки. Какая же зима у нас получилось?

-В 1964 году к Г.Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитору понравилась идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину деревенской жизни. Одна из пьес называется «Пастораль».

Пастораль - это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

-Русские композиторы в своём творчестве обращались неоднократно к музыкальной живописи. Она красочная, яркая, насыщенная музыкальными голосами-тембрами.

-Тембрами, каких музыкальных инструментов изобразил пейзаж Георгий Свиридов (русский композитор 20 в.) в музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина “Метель”?

Характер музыки попробуем передать с помощью пластического интонирования (движения рук).


Анализ музыкального произведения.

- Каков характер музыки «Пасторали»? Какие инструменты звучали?


- Перед вами репродукции трёх картин. Определите группой какая из них наиболее подходит к музыке. А ребята из других групп оценят правильность вашего выбора. Оценивание.

-Зима нас радует и дарит нам множество забав, развлечений и праздников. Какой же праздник без песни! Чтобы красиво петь, нужно… ? (распеться)


Физкультминутка.

- ученики молча под музыку смешиваются, двигаясь по комнате,

музыка останавливается, учащиеся образуются в пары (дают пять), если ученик не нашел пару, то поднимает руку вверх и находит пару).


-Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

- Какой вечер предстал перед нами?

-Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки с помощью карточки №2. Подчеркните нужное с вашей точки зрения.
Карточка

Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев


-Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева



- Возвращение к проблемному вопросу

- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

с помощью чего же мы описали красоту зимней природы.


















































Прогнозирование.

Дети слушают музыкальный фрагмент.


Ответы детей:

-«Вражда и Любовь». Музыка звучала сначала громкая и неприятная, потом спокойная и красивая.




































Утро чудесное, морозное, солнечноепрекрасное.













Слушание






- Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.



- Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

-  Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.





Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.
































Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов)










Слушание музыки. Пластическое интонирование.






-Спокойная, печальная, струнно-смычковые и деревянно-духовые изображают сельский пейзаж. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.































- Холодный, метельный.

































-Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.





































Коммуникативные:

способность излагать свои мысли на поставленный вопрос.









Личностные:

эмоциональное осознание музыкального и художественного произведений.


Коммуникативные:

умение слушать музыкальное произведение.


Познавательные:

адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности их образов.





Познавательные:

умение находить главные идеи.





















Коммуникативные:

Потребность в общении с учителем, умение слушать, вступать в диалог.















Коммуникативные:

способность проявлять свои чувства.






Личностные:

эмоциональное осознание окружающего мира.





Коммуникативные:

способность проявлять свои чувства.






Личностные:

эмоциональное осознание музыкального и художественного произведений.


Коммуникативные:

умение слушать музыкальное произведение.


Познавательные:

адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности их образов,

умение находить главные идеи.


Познавательные:

овладение базовым понятием «пастораль».



5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Оценка собственной деятельности обучающихся.

«Чемодан, мясорубка, корзина»-

Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2).Больше всего мне понравилось_________ .

3).Самым интересным сегодня на уроке было_______

4).Самым сложным для меня сегодня было_________

5).Сегодня на уроке я почувствовал______________

6).Сегодня я понял____________

7).Сегодня я научился_________

8).Сегодня я задумался_________

9).Сегодняшний урок показал мне___________

10). На будущее мне надо иметь в виду_______

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

Послушаем, что у вас получилось?

-Поделитесь впечатлениями, об уроке.

Оцените свою работу.


ваше домашнее задание (подобрать иллюстрацию к понравившемуся произведению.








Моделирование.

Творческая деятельность.



Представление результатов творческой деятельности обучающихся.

Озвучиваются впечатления и оценки.







Осуществляют выбор.





Коммуникативные:

способность излагать свои мысли о музыкальном и литературном произведениях.


Познавательные:

умение находить главные идеи.

Личностные:

эмоциональное осознание окружающего мира, становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.









Регулятивные:

умение контролировать собственные учебные действия.

























живопись

поэзия

музыка





















Карточка

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)


Просмотр содержимого презентации
«0008cd72-b423a620»

Тема урока:  Зимнее утро. Зимний вечер.

Тема урока:

Зимнее утро. Зимний вечер.

Мороз и солнце, день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Александр Сергеевич Пушкин

(1799 – 1837)

Подумай и ответь:  Какая главная тема стихотворения?  Определите основные средства художественной выразительности.

Подумай и ответь:

  • Какая главная тема стихотворения?
  • Определите основные средства художественной выразительности.

Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)

Пётр Ильич Чайковский

(1840 – 1893)

Прослушай пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Какие чувства героя музыкальной пьесы  передает музыка? Сравни настроение стихотворения А.С. Пушкина  «Зимнее утро» и пьесы П. И. Чайковского.

Прослушай пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Какие чувства героя музыкальной пьесы

передает музыка?

Сравни настроение стихотворения А.С. Пушкина

«Зимнее утро» и пьесы П. И. Чайковского.

«Зимняя дорога» Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне.

«Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Виссарион Яковлевич Шебалин (1902 – 1968)

Виссарион Яковлевич

Шебалин

(1902 – 1968)

Послушай русскую народную песню и хор Композитора В. Шебалина с одинаковым названием «Зимняя дорога». Сравни эти произведения. Чем они отличаются друг от друга? Выразительно прочитай стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимняя дорога». Определи музыкальный лад каждого из них.

Послушай русскую народную песню и хор

Композитора В. Шебалина с одинаковым названием «Зимняя дорога».

Сравни эти произведения. Чем они отличаются друг от друга?

Выразительно прочитай стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимняя дорога». Определи музыкальный лад каждого из них.

«Зимний вечер»   Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой  Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

«Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Арина Родионовна Яковлева (1758 – 1828)

Арина Родионовна

Яковлева

(1758 – 1828)

Михаил Лукьянович Яковлев - поэт, композитор, певец, друг А.С. Пушкина. Написал три романса на слова Пушкина: «Слеза» и «Признание», а также часто исполняемый в наши дни романс «Зимний вечер».  Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868)

Михаил Лукьянович Яковлев - поэт, композитор, певец, друг А.С. Пушкина. Написал три романса на слова Пушкина: «Слеза» и «Признание», а также часто исполняемый в наши дни романс «Зимний вечер».

Яковлев Михаил Лукьянович

(1798-1868)

«Зимний вечер»   Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой  Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

«Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Спой и сравни мелодии русской народной песни и романса М. Яковлева «Зимний вечер». Почему на одни и те же стихи написана такая разная музыка?

Спой и сравни мелодии русской народной песни и романса М. Яковлева «Зимний вечер».

Почему на одни и те же стихи написана такая разная музыка?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Зимнее утро.Зимний вечер."

Автор: Фотина Ирина Сергеевна

Дата: 05.04.2018

Номер свидетельства: 465152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства