2.Актуализация знаний. | Беседа. О каком времени года идёт речь? (о зиме) Эпиграф: Идет волшебница-зима,… Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. А.С.Пушкин -С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток? - А как заканчивается день. - Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. -Какова же будет цель нашего урока? -Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня? | Фронтальная работа. Ответы детей: - С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека. -Вечером. Все возвращаются домой. - Утро. Вечер. (зима)
-познакомиться с произведениями композиторов, на тему: Зимнего утра и вечера.
- С помощью музыки, живописи, поэзии.
| Коммуникативные: учатся слушать вопросы и отвечать на них. Потребность в общении с учителем. Регулятивные: умение определять тему и цель урока. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. |
4.Открытие нового знания. | -Сегодня мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева. - Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. -Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло,вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел. - Какие краски использовал художник, изображая зиму. - Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Перед вами лежат таблицы. Давайте запишем, какая зима на картине. Используйте словари. Инструкция по заполнению таблицы: 1.В первой колонке вписываем слова, описывающие зиму на картине. 2.Во второй колонке нужно выбрать, какая зима в стихотворении. 3. В третьей колонке выделите слова, которые отображают ваше впечатление от прослушанного фрагмента музыки. А сейчас определим, какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С.Пушкина и сравним с картиной природы. Учитель: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией.«Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Какое же зимнее утро? -Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении? (учащиеся заполняют 2 столбик) -Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? Послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» -П.Чайковского. Какие чувства передаёт музыка? -Какие у вас возникли ощущения? -Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?
-А в каком темпе исполняется это произведение и почему? Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу. - Посмотрите на все три ваши колонки. Какая же зима у нас получилось? -В 1964 году к Г.Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитору понравилась идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину деревенской жизни. Одна из пьес называется «Пастораль». Пастораль - это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. -Русские композиторы в своём творчестве обращались неоднократно к музыкальной живописи. Она красочная, яркая, насыщенная музыкальными голосами-тембрами. -Тембрами, каких музыкальных инструментов изобразил пейзаж Георгий Свиридов (русский композитор 20 в.) в музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина “Метель”? Характер музыки попробуем передать с помощью пластического интонирования (движения рук). Анализ музыкального произведения. - Каков характер музыки «Пасторали»? Какие инструменты звучали? - Перед вами репродукции трёх картин. Определите группой какая из них наиболее подходит к музыке. А ребята из других групп оценят правильность вашего выбора. Оценивание.
-Зима нас радует и дарит нам множество забав, развлечений и праздников. Какой же праздник без песни! Чтобы красиво петь, нужно… ? (распеться) Физкультминутка. - ученики молча под музыку смешиваются, двигаясь по комнате, музыка останавливается, учащиеся образуются в пары (дают пять), если ученик не нашел пару, то поднимает руку вверх и находит пару). -Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном….. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» - Какой вечер предстал перед нами?
-Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки с помощью карточки №2. Подчеркните нужное с вашей точки зрения. Карточка - Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев -Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева? Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
- Возвращение к проблемному вопросу - Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос? с помощью чего же мы описали красоту зимней природы. |
Прогнозирование. Дети слушают музыкальный фрагмент. Ответы детей: -«Вражда и Любовь». Музыка звучала сначала громкая и неприятная, потом спокойная и красивая.
- Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное. Слушание - Музыка хмурая, вьюжная, тревожная. - Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено. - Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
- Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая. Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов) Слушание музыки. Пластическое интонирование. -Спокойная, печальная, струнно-смычковые и деревянно-духовые изображают сельский пейзаж. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
- Холодный, метельный. -Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад. | Коммуникативные: способность излагать свои мысли на поставленный вопрос. Личностные: эмоциональное осознание музыкального и художественного произведений. Коммуникативные: умение слушать музыкальное произведение. Познавательные: адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности их образов. Познавательные: умение находить главные идеи. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем, умение слушать, вступать в диалог. Коммуникативные: способность проявлять свои чувства. Личностные: эмоциональное осознание окружающего мира. Коммуникативные: способность проявлять свои чувства. Личностные: эмоциональное осознание музыкального и художественного произведений. Коммуникативные: умение слушать музыкальное произведение. Познавательные: адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности их образов, умение находить главные идеи. Познавательные: овладение базовым понятием «пастораль». |
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Оценка собственной деятельности обучающихся. | «Чемодан, мясорубка, корзина»- Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений 1).А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ . 2).Больше всего мне понравилось_________ . 3).Самым интересным сегодня на уроке было_______ 4).Самым сложным для меня сегодня было_________ 5).Сегодня на уроке я почувствовал______________ 6).Сегодня я понял____________ 7).Сегодня я научился_________ 8).Сегодня я задумался_________ 9).Сегодняшний урок показал мне___________ 10). На будущее мне надо иметь в виду_______ (При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.) Послушаем, что у вас получилось? -Поделитесь впечатлениями, об уроке. Оцените свою работу. ваше домашнее задание (подобрать иллюстрацию к понравившемуся произведению. | Моделирование. Творческая деятельность. Представление результатов творческой деятельности обучающихся. Озвучиваются впечатления и оценки. Осуществляют выбор. | Коммуникативные: способность излагать свои мысли о музыкальном и литературном произведениях. Познавательные: умение находить главные идеи. Личностные: эмоциональное осознание окружающего мира, становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры. Регулятивные: умение контролировать собственные учебные действия. |